Марка с большим будущим: Yaspis
Молодой бренд Yaspis запустился только осенью 2021-го — а уже попал в список The Blueprint 100. Настя Сотник рассказывает, чем дизайнеры заслужили такой аванс и почему точно оправдают надежды.
Один дроп, четыре цвета, семь типов вещей. Для дизайнеров Нины Коломийцевой и Ирины Головко этого оказалось достаточно, чтобы запустить бренд одежды, который отличается от всего, что мы видели раньше. «Мы запустились 15 сентября — это был наш день Х», — вспоминает Ирина.
На подготовку к «дню X» ушло больше года, хотя уложиться надеялись в шесть месяцев. Но много времени ушло на тестирование образцов, поиск подходящего производства и налаживание процессов обработки ткани, с которой все и началось — бамбукового волокна, которое Нина и Ирина нашли, увлекшись экоматериалами. «Само по себе волокно очень интересное. Оно легкое, эластичное и, что тоже важно, экологичное. Этот трикотаж обладает термическими свойствами: летом в нем не жарко, а зимой тепло, потому что материал дышащий. Благодаря добавлению эластана (примерно 5%) материал тянется и не превращается в ветошь после первой стирки», — рассказывает Ирина Головко.
Трикотаж Yaspis еще и создают так, как обычно не принято обращаться с трикотажем: прошивая каждый стежок вручную, четко прорабатывая конструкцию изделий. Модельный ряд Yaspis строится на трех основных моделях: боди, юбки и топы — все с корсетной посадкой, так, чтобы подходить под любую фигуру. Самый сложный предмет в Yaspis на данный момент — боди, собранное из 12 деталей.
кирилл шаповалов
Но узнаваемый почерк бренда проявляется прежде всего не в конструкциях, а в авторских принтах. Фирменных «разводах», в которые дизайнеры окрашивают вещи в собственной лаборатории. «Сама идея очень проста — она строится на том, как человек воспринимает цвет. Мы много узнали о том, какое влияние цвет оказывает на человека психологически, физиологически, какой у цветов исторический контекст. Хочешь ты этого или нет, синий с физиологической точки зрения вызывает чувства свободы, безграничного пространства, потому что исторически ассоциируется у человека с небом и водой. В первом своем дропе мы как раз хотели поработать с так называемыми открытыми цветами, которые очень понятны и просты в восприятии», — рассказывает Ирина.
Эти цвета — синий, красный и зеленый. Правда, в Yaspis они называются на древнерусский манер. Зеленый — муравый, то есть травяной: принт, соответствующий ему, в Yaspis получили, «растянув» кадр со срезом земли и травы. Синий — вайдовый, названный в честь травы вайда, которую раньше использовали как натуральный синий краситель. Красный — рдяный. И наконец, багряный, «неудавшийся» красный. «Когда мы делали проработки, было много брака. Например, принт, который должен был быть рдяным, мне напечатали на 120 метрах ткани бракованным. Посмотрев на результат, мы решили, пусть это будет новый принт. Он и стал четвертым, багряным», — рассказывает о его появлении Ирина.
Иллюстрации:
Наталья Александрова
Бренд и сам называется устаревшим сегодня словом: «ясписом» раньше называли яшму. Такая любовь к старорусской культуре и эстетике у основательниц марки с детства. «Мы работаем с фольклорной историей, с русской сказкой. Русскость в моде часто начиналась с русского народного костюма и заканчивалась узорами, лубком. А русский фольклор — на самом деле отдельный особенный блок, из которого мы черпаем вдохновение. Меня саму воспитывали бабушка с дедушкой, я выросла на их деревенских сказках, особенно всегда нравился сюжет про Машу и медведя. Я все детство провела в лесу, для меня сказка, фольклорный мир со всеми этими грибочками и шишечками был всегда близок. Он всегда был живым. Нам показалось, что эта история должна быть близка всем», — говорит Ирина. Поэтому в Yaspis вместе с командой дизайнеров каждый день придумывают свои сказки-вещи. Недавно у них даже появились иллюстрации работы художницы Натальи Александровой.
Возможно, бренд скоро выпустит даже целую книгу сказок, но пока это лишь идея. Из более точных планов — запуск полноценной коллекции весной 2022-го на основе уже вышедшего дропа, коллекция одежды для йоги (соосновательница проекта, Нина Коломийцева — дипломированный преподаватель йоги) и отдельная мужская линия.
«Наша задача к осени — выпустить полноценную коллекцию с совершенно разным ассортиментом: верхняя одежда, пуховики, пальто, вязка», — обещает Ирина Головко. У бренда есть и амбициозные планы выйти на зарубежный рынок, что, надо сказать, будет вполне оправданно. Самобытный продукт уже полюбили российские стилисты, заметные в международной индустрии, например, Рената Харькова и Ибрагим Гатциев, а их подопечные активно штурмуют не только соцсети, но и недели моды. Сегодня клиентка Гатциева Ксения Шипилова идет на шоу Alexander Vauthier в Mugler — а завтра, может, и покажет стритстайл-фотографам муравый костюм Yaspis, который недавно засветила у себя в инстаграме.