Марка
с большим
будущим:
Zankov
Русские фамилии не часто встретишь в расписаниях недель моды, а если речь о неделе моды в Нью-Йорке — тем более. Но во время fashion month весна-лето 2023 молодой бренд Zankov бросался в глаза не только из-за названия.
Фамилия Zankov, которая нас так порадовала, принадлежит уроженцу Ленинграда, а теперь жителю Нью-Йорка Генри Занкову. На вопрос, как он себя ощущает в последние девять месяцев, он честно отвечает: «Я много думал об этом. Когда друзья спрашивали у меня, как я себя чувствую, отвечал так: я родился в России, я русский и горжусь этим. В ситуации, которая происходит прямо сейчас, нет черного и белого. Из однозначных ответов, которые я могу дать: я категорически против войны, любой. Все, что сейчас происходит, меня очень ранит. Моя мама родилась в Украине, я проводил там каникулы у бабушки. Я просто надеюсь, что это скоро закончится, и молюсь об этом».
По-русски он помнит, кажется, только «спасибо» и «хорошего дня». Семья решила эмигрировать из России в США, еще когда Генри был ребенком, так что вместо Академии Штиглица поступать после школы ему пришлось в нью-йоркский Fashion Institute of Technology. Здесь он окончил бакалавриат и магистратуру по курсу дизайна одежды и сразу начал строить свою карьеру в моде. «Моя первая работа после учебы была у Донны Каран — там я на протяжении пяти лет занимал должность главного дизайнера по трикотажу. Потом несколько месяцев я консультировал молодые американские бренды, например, Robert Geller, Jason Wu — поскольку на старте у них обычно довольно щадящий темп выпуска коллекций, можно совмещать работу над несколькими проектами параллельно. Это очень расширяет кругозор и держит в форме», — рассказывает он. В 2009-м на Занкова обратил внимание конгломерат LVMH — его большой опыт как дизайнера по трикотажу решили привнести в только приобретенный концерном бренд EDUN, основанный в 2005-м солистом U2 Боно и его супругой Эли Хьюсон. Здесь Генри задержался на четыре года. «Мне очень нравилась работа с EDUN, потому что, во-первых, это был семейный бренд. Во-вторых, все вещи делали из экологически чистых материалов в развивающихся африканских странах. Меня особенно вдохновляло, что мы делали моду на стыке благотворительности и у нас была своя миссия. Плюс, хотя я владел многими техниками до прихода в EDUN, многому меня научили мастера из Африки, в частности, Кении», — вспоминает Занков.
В 2013-м, за пять лет до того как LVMH прекратили партнерство с EDUN и бренд закрылся, Генри покинул компанию. Он вернулся в Нью-Йорк, где занял пост главного дизайнера при дворе королевы нью-йоркской моды — Дианы фон Фюрстенберг. Здесь он понял, что такое настоящий масштаб и как должны строиться процессы, чтобы развивать свое дело как бизнес и в то же время продолжать наслаждаться им. «Особенно мне нравилось, как Диана работала с цветом и формой. Она по-настоящему заразила меня любовью к дизайну вещей, — утверждает Занков. — Однако, хотя работа мне нравилась, хотелось обрести уже собственный голос в индустрии моды, сделать его более заметным. Я должен был попробовать и начал медленно разрабатывать свой бренд. С самых небольших шагов, от стежков до палитры. В какой-то момент разработок накопилось столько, что я почувствовал: пора запускать свое дело». Так, в 2019-м Zankov решил построить вместо карьеры бизнес — и Диана фон Фюрстенберг из начальницы превратилась уже в его клиентку. Впрочем, сам он называет ее не иначе, как другом. «Дружба — это сила, на которой все держится. Я очень горжусь, что мои друзья, и в том числе Диана, так поддержали Zankov. Это мои звезды», — поясняет Генри.
Пандемия внесла решительные правки в сценарий премьеры нового бренда — вместо громкого шоу Zankov запустился лишь онлайн. Что, впрочем, не помешало сразу же попасть в ассортимент таких гигантов интернет-ретейла, как Ssense и Net-a-Porter. Дело Генри взяла на карандаш и пресса: WWD, InStyle, Them — продвинутые медиа не переставали называть его одним из самых интересных дизайнеров трикотажа прямо сейчас. Его козыри — работа с формой и цветом. «Вязаная одежда, которая не выглядит как вязаная одежда, — описывает Занков секрет успеха своего бренда. — Так получилось, потому что, с одной стороны, вязание — моя страсть. С другой, мне не очень нравятся примитивно связанные вещи, которые может повторить любой. Лично мне как раз нравится вязаная одежда, которая не выглядит как вязаная одежда. И чтобы на уровне ощущений было так же. Чтобы вещи не кололись, были мягкими не только на вид, но и на ощупь. Поэтому мы обрабатываем волокна так, чтобы они были легкими и воздушными. Кроме мягкости важный критерий качества в работе с трикотажем для нас — цвет». Такой подход обосновывает и ценник на вещи: за три года существования марка уверенно закрепилась в сегменте middle-up.
В новой коллекции Занков позволил себе еще более смело работать с цветами и, главное, с принтами — их дизайнер перенес на трикотажные платья, рубашки с яркой окантовкой, костюмы и джемперы. В работе над рисунками, фантазийными портретами-пятнами, ему помогала художница Филиппин де Ричмонт. «Мы с ней познакомились во время пандемии и быстро подружились. А в этом сезоне решили сотрудничать таким образом — соединили эстетику ее работ с лицами наших моделей. Меня искренне восхищает результат. И, как я успел понять после презентации на NYFW, не только меня», — без лишней скромности говорит Zankov.
При работе над коллекцией Zankov Генри не впервые вдохновляется искусством: в его вещах можно увидеть отсылки к работам русских авангардистов, например, Казимира Малевича. А предыдущая коллекция Zankov навеяна работами поэтессы, художницы-авангардистки Варвары Степановой, жены и соратницы Александра Родченко. На вопрос, насколько это безопасный путь для западного бренда в текущей обстановке, Занков отвечает так: «Понимаете, это не прямые отсылки к российским и советским кодам: отчасти они отражаются в палитре, отчасти в форме. Это получается органично, поскольку я просто-напросто вырос в этой культуре. Я воспитывался на ней в том числе. Это моя душа, моя юность — она принадлежит не конкретной стране, а мне». С таким настроем Zankov планирует все же устроить показ в следующем сезоне, хотя и признается, что формат презентаций ему гораздо ближе, поскольку в нем больше расслабленности и меньше стресса. А это, кажется, и есть формула успеха трикотажа Zankov.