Уроки Карлы Уэлч
текст:
Ира Дубина
На платформе MasterClass вышел курс звездного стилиста Карлы Уэлч, ответственной за стиль Хейли Бибер, Трейси Эллис Росс и других звезд, чьими выходами восхищается весь мир. Новость быстро взбудоражила соцсети сообщениями вроде «такое нельзя пропустить». Правда ли нельзя? По просьбе The Blueprint основательница Telegram-канала «Мегастиль» и винтажного проекта Tacky Not Tacky Vintage Ира Дубина посмотрела все уроки и ответила на этот и другие вопросы.
Недавно мой муж Дима Черный (фотограф) начал смотреть цикл лекций фотографа Петры Коллинз на платформе MasterClass, о которой я, конечно, знала и раньше, но все не находила повода освоить самостоятельно. Услышав краем уха советы Петры о том, как выставлять свет и транслировать себя через фотографию, я подумала: «Блин, как здорово было бы пройти цикл лекций какого-нибудь классного международного стилиста!» Мне всегда интересно узнавать про опыт коллег, особенно тех, кто ведет профессиональную деятельность далеко за пределами России, ведь информации, полученной из скудных интервью или прямых эфиров в соцсетях, недостаточно. И вот буквально на следующий день одна из самых востребованных селебрити-стилистов Голливуда Карла Уэлч анонсирует запуск своего цикла лекций на все том же MasterClass. Бинго!
Послужной список Карлы внушает доверие: среди ее звездных клиентов значатся, например, Оливия Уайлд, Хейли и Джастин Бибер, Сара Полсон и Трейси Эллис Росс. The Hollywood Reporter и The New York Times называют ее одним из самых влиятельных стилистов современности. У нее практически не случается стилистических провалов, она классно чувствует характер каждого своего подопечного и не пытается одевать всех под одну гребенку. В общем, я давно слежу за работами Карлы, поэтому после анонса ее курса не сомневалась ни минуты — надо смотреть.
Правда, первое же разочарование постигло меня, как только я увидела название цикла лекций — Building and Owning Your Personal Style. Постойте, но я же рассчитывала познать секреты стилистического мастерства? Не сочтите за снобизм, но любые заголовки категории «секреты личного стиля» вызывают у меня вьетнамские флешбэки: спасибо засилью инстаграм*-стилистов с их бесконечными марафонами, чек-листами и прочими инфопродуктами. Без особого энтузиазма пролистываю программу курса Уэлч. «Как строится процесс селебрити-стайлинга», «Как стать fashion-стилистом», «Как построить успешный бизнес»... Ладно, возможно, проблема просто в неудачном нейминге? Начнем!
«Building and Owning Your Personal Style»
Лекция 1
Знакомство
Дополнительная ценность: Если честно, во вступительном слове мне бы хотелось услышать чуть больше подробностей карьерного пути Карлы Уэлч, а не пространные рассуждения о том, что одежда — важный способ коммуникации с миром. Впрочем, из этой лекции можно вынести как минимум одну полезную мысль: не важно, откуда вы родом и что у вас за бэкграунд — благодаря упорству и труду вы можете добиться чего угодно.
Сегодня на уроке: Курс традиционно начинается с видеознакомства, в ходе которого лектор рассказывает о себе и своем бэкграунде. Карла родилась и выросла в небольшом городке на западе Канады, у ее папы был собственный магазин мужской одежды, где будущая звезда селебрити-стайлинга помогала по хозяйству и иногда оформляла витрины. Типичная история из серии «мое детство предопределило то, чем я буду заниматься по жизни». Завидую: я поняла, что хочу заниматься модой, отучившись четыре курса в МИФИ на специалиста по международным отношениям в сфере ядерного сотрудничества (не спрашивайте). Карла рассказывает, что в юности ее любимым телешоу было Fashion File Тима Блэнкса — культовая передача, выпуски которой можно сейчас найти на YouTube (крайне рекомендую). О существовании профессии стилиста она узнала благодаря знакомству со своим будущим мужем, фотографом Мэттью Уэлчем (союз стилиста и фотографа, какое клише): оказалось, что на съемки и красные дорожки героев одевают специально обученные люди. And the rest is history, как говорится.
Лекция 2
СИЛА ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ
заметки на полях: «Стиль может стать вашим инструментом самовыражения. Речь не только о том, как вы составляете образ. Стиль отражает то, какие решения вы принимаете, кто вы есть или кем хотите быть», — вещает Карла. Пока что похоже на манифест из марафона каждого второго инстаграм*-стилиста средней руки. «Мы живем в мире, где любое впечатление о человеке формируется в первые секунды визуального контакта. Так устроен наш мозг». Очередная прописная истина, но она хотя бы дает почву для дискуссии со всеми, кто любит утверждения вроде: «Не важно, как я выгляжу, главное, что у меня внутри». Как говорится, если вы выбираете не обращать внимание на свой гардероб, это тоже выбор.
А вот следующее заявление Карлы показалось мне стоящим внимания: «Вы не обязаны одеваться стильно, но в этом умении есть своя сила». Далее Карла дает небольшой экскурс в историю селебрити-стайлинга и в том числе упоминает, что все началось благодаря Джорджо Армани. Этот факт я знаю! На красной дорожке 62-й церемонии «Оскар» в 1990 году сразу несколько звезд А-листа появились в нарядах его авторства, например, Джоди Фостер, Джессика Лэнг, Мишель Пфайффер, Джессика Тэнди, Джулия Робертс — издание Women’s Wear Daily даже окрестило мероприятие Armani Awards. «Армани первым понял весь потенциал сотрудничества бренда с селебрити», — вторит Карла. Она также рассказывает, как изменился статус звездных стилистов за последние 20 лет. Например, теперь их все чаще приглашают на съемки fashion-эдиториалов в большие журналы, что раньше было просто невозможно.
Сегодня на уроке: Следующая лекция из цикла длится всего семь минут (точнее, шесть минут сорок пять секунд), и это настораживает заранее. О чем вообще можно толком рассказать за это время? Ок, включаем.
Дополнительная ценность: Вставлю свою ремарку: массовое пришествие селебрити-стилистов в глянец произошло в тот момент, когда сами звезды начали осознавать всю силу своего персонального стиля, который зачастую формируется путем долгого и плотного сотрудничества со стилистом (и тут мы возвращаемся к цитате Карлы выше). Те, кто это понимает, запрашивают постоянную команду специалистов (стилиста, визажиста, стилиста по волосам, а иногда и фотографа) на все съемки от рекламы до редакционных материалов, за счет чего им удается пронести свой public image через все медиаресурсы. Это классный инструмент выстраивания личного бренда, который, как мне кажется, недооценивают многие российские селебрити.
Джоди Фостер, Джессика Лэнг, Мишель Пфайфер и Джулия Робертс На красной дорожке 62-й церемонии «Оскар», 1990
Лекция 3
КАК СТРОИТСЯ ПРОЦЕСС СЕЛЕБРИТИ-СТАЙЛИНГА
Сегодня на уроке: В следующей лекции Карла обещает рассказать, как устроен процесс работы со звездами — от знакомства с клиентом до выхода на ковровую дорожку. Интригует.
Трейси Эллис Росс и Карла Уэлч
заметки на полях: «Первое, о чем я думаю, когда мне поступает запрос на стилизацию, — насколько я подхожу под проект, вдохновляет ли меня этот человек, можем ли мы вместе сделать что-то выдающееся». Отличный совет, к которому лично я пришла спустя несколько лет работы стилистом. Не соглашайтесь на все подряд, особенно если на этапе обсуждения вас что-то смущает, будь то размер гонорара или визуальное направление будущего проекта. Не сотрудничайте с клиентами, которые не готовы вам довериться или не вызывают у вас положительных эмоций, — как правило, ничем хорошим это не заканчивается.
«Перед началом работы над проектом я узнаю, что это будет: выход на красную дорожку, премьера фильма, пресс-день, эфир на ТВ или съемка. Будет человек позировать стоя или сидя, кто аудитория мероприятия, будет ли оно транслироваться по телевидению или его будут снимать фотографы». Кажется, заметку с этими строками стоит повесить на холодильник всем тем (не рискну назвать их стилистами), кто одевает наших звезд на ковровые дорожки премий Муз-ТВ и иже с ними.
«Затем я общаюсь с клиентом, изучаю его или ее предыдущие выходы, узнаю, что им нравилось, а что нет». И это, конечно, грамотная тактика. У клиентов далеко не всегда есть запрос на кардинальную смену имиджа, и хороший стилист должен понять, как, сохранив индивидуальность «подопечного», привнести в образ свое собственное видение. И да, если я слышу от клиентов фразу вроде «мы работали с другим стилистом, но нам не понравилось», всегда спрашиваю — почему. В таких случаях удобно идти, так сказать, от обратного.
Уэлч в общих чертах рассказывает, что после визуализации будущего образа она начинает рассылать запросы брендам и шоурумам, вести переговоры, отбирать понравившиеся луки на Vogue Runway... Эх, дорогая, поработала бы ты хоть раз в российских реалиях. Даже в лучшие годы шоурумы в Москве можно было пересчитать по пальцам. Из крупных игроков это были Chanel, Dior, Louis Vuitton, Gucci, Prada, Miu Miu, Max Mara и Versace. До их московских пресс-офисов каждый сезон доезжало примерно по десятку луков, которые за первые пару месяцев успевали примелькаться в каждой второй журнальной съемке. Запросить дополнительные луки для выходов локальных знаменитостей у международных шоурумов было практически нереально: наших звезд там попросту не знают (Рената Литвинова не в счет). И если для модной съемки в журнал еще можно было договориться об аренде вещей с местными магазинами и концепт-сторами, то при работе с селебрити всегда приходилось выкручиваться всеми возможными способами. Либо говорить клиенту прямо: хотите люкс — покупайте его за свои деньги. Увы, далеко не все публичные герои отечественного шоу-бизнеса понимают эти правила игры.
Хейли Бибер
Трейси Эллис Росс
Когда все вещи собраны, наступает процесс примерки, который Уэлч называет одним из ключевых: важно понять, как вещи сидят на конкретном человеке, насколько они ему подходят. Соглашусь с Карлой и дам очередной совет: предварительная примерка должна быть в 99% случаев. Особенно если вам предстоить одевать человека, чьи пропорции хотя бы немного не соответствуют правилу золотого сечения. Поверьте, каким бы великолепным ни был придуманный вами образ у вас в голове, он запросто может разбиться о реальность, в которой рукава окажутся слишком коротки, а линия талии — на 5 сантиметров ниже положенного. Не можете заставить звездного клиента выкроить несколько часов на примерку? Найдите статиста.
сара полсон
ХЕЙЛИ БИБЕР
После утверждения образов с клиентом стилист обсуждает их с glam squad: визажистами, стилистами по волосам, нейл-артистами и так далее. Как бы это банально ни звучало, но зачастую даже самый классный лук может быть испорчен неправильно подобранной прической или макияжем — таких примеров хватает и на мировых ковровых дорожках. «Я люблю говорить, что все мы на одном корабле, но есть капитан судна, и это я», — бескомпромиссно заявляет Карла, и я беззвучно поддакиваю ей с той стороны монитора. Безусловно, каждый член команды должен предлагать мудборд по своей части, но в большинстве случаев направление задает именно аутфит. Стилист — тот человек, который помогает собрать все составляющие образа воедино и увидеть картину целиком.
Трейси Эллис Росс и Карла Уэлч
Когда речь заходит о последнем этапе работы — The Big Event Day, Карла произносит важную фразу: «Мы предоставляем сервис и делаем все, чтобы клиент чувствовал себя комфортно». И это важная штука, которой крайне редко учат на многочисленных курсах стилистов у нас в стране. Обычно я слышу установки вроде «Стилист — эта такая творческая профессия, которая дает вам свободу самовыражения вместо скучной работы в офисе». Но мало кто говорит о том, что быть хорошим стилистом также значит уметь предоставить качественную услугу. Собрать команду ассистентов, которая будет работать четко и слаженно. Предоставить достаточное количество опций по образам и найти компромисс между вашими творческими порывами и поставленной задачей. Выстроить грамотную коммуникацию с клиентом. В конце концов, всегда иметь под рукой styling kit — набор зажимов, булавок, роликов для одежды, антистатика, ниток, иголок и прочих штук, которые могут пригодиться в любой момент.
Лекция 4
Как стать fashion-стилистом
С темой урока все понятно — переходим сразу к выводам.
заметки на полях: «Думаю, самый простой способ стать стилистом — начать с позиции ассистента». Опять же не могу не согласиться с Карлой. Так получилось, что я никогда не ассистировала другим стилистам и, если честно, очень об этом жалею. Ассистирование даст вам не только опыт, но и понимание того, как работает индустрия, полезные контакты, знакомства, а еще — возможность учиться на чужих ошибках, а не на своих, что, на мой взгляд, является чуть ли не главным бонусом. «Как устроиться ассистентом к стилисту? Делайте ресерч, пишите напрямую — не так сложно с кем-то познакомиться, если вы действительно этого хотите. Если человек приложил усилие, чтобы хотя бы найти мой контакт, скорее всего, из него выйдет толк».
«Когда вы идете работать ассистентом к кому бы то ни было, то должны хотеть сделать их жизнь лучше». О да! Я всегда говорю, что хороший ассистент — тот, кто реально помогает стилисту и снимает с него часть задач, а не создает дополнительную головную боль лишними вопросами и неумением решить простейшую задачу. Если я вижу, что человек способен проявить самостоятельность и на него можно положиться, то наверняка буду готова рекомендовать его другим — именно на этом и строится репутация. И поверьте, далеко не всегда значение имеет ваш вкус или умение сочетать вещи.
Девять качеств идеального ассистента по версии Карлы Уэлч (под каждым из них я готова подписаться):
◉ Не опаздывайте
◉ Будьте в хорошем расположении духа
◉ Задавайте вопросы (от себя добавлю — но не слишком много)
◉ Будьте эффективными
◉ Не стройте догадок (если вы в чем-то не уверены, лучше переспросите)
◉ Будьте скромными (этот пункт я бы поставила на первое место)
◉ Изучите своего босса (другими словами, знайте, как находить к нему подход)
◉ Не сидите без дела
◉ Вдохновляйте своего начальника
Лекция 5
Как построить успешный бизнес
заметки на полях: Здесь хочу поделиться двумя умозаключениями. Во-первых, я давно замечаю, что многим из моих коллег в какой-то момент становится скучно оставаться в рамках стайлинга, и им хочется диверсифицировать сферу своей деятельности. И это абсолютно нормально: не стоит думать, что, запустив какой-то бизнес, вы становитесь «меньше стилистом». Если у вас есть силы и потребность, делайте. Я, например, помимо основной работы веду телеграм-канал «Мегастиль» и развиваю свой винтажный магазин TackyNotTacky Vintage — долгое время оба проекта были для меня чем-то вроде хобби, пока я не осознала, что они приносят мне не только удовольствие от процесса, но и дополнительную монетизацию моих талантов. Не стесняйтесь пользоваться силой своего личного бренда, чтобы расширить масштаб деятельности. И второе — рассказывая о каждом из своих бизнесов, Карла делает акцент на том, что она не просто хотела заработать денег, но ответить на запрос аудитории. Это один из главных советов всех бизнес-коучей, что я знаю: если хотите сделать успешный продукт, объясните людям, как он поможет им решить их проблему. Кстати, стайлинга это тоже касается.
заметки на полях: «Стиль может стать вашим инструментом самовыражения. Речь не только о том, как вы составляете образ. Стиль отражает то, какие решения вы принимаете, кто вы есть или кем хотите быть», — вещает Карла. Пока что похоже на манифест из марафона каждого второго инстаграм*-стилиста средней руки. «Мы живем в мире, где любое впечатление о человеке формируется в первые секунды визуального контакта. Так устроен наш мозг». Очередная прописная истина, но она хотя бы дает почву для дискуссии со всеми, кто любит утверждения вроде: «Неважно как я выгляжу, главное, что у меня внутри». Как говорится, если вы выбираете не обращать внимание на свой гардероб, это тоже выбор.
А вот следующее заявление Карлы показалось мне стоящим внимания: «Вы не обязаны одеваться стильно, но в этом умении есть своя сила». Далее Карла дает небольшой экскурс в историю селебрити-стайлинга и в том числе упоминает, что все началось благодаря Джорджо Армани. Этот факт я знаю! На красной дорожке 62-й церемонии «Оскар» в 1990 году сразу несколько звезд А-листа появились в нарядах его авторства, например, Джоди Фостер, Джессика Лэнг, Мишель Пфайфер, Джессика Тэнди, Джулия Робертс — издание Women’s Wear Daily даже окрестило мероприятие «Armani Awards». «Армани первым понял весь потенциал сотрудничества бренда с селебрити», — вторит Карла. Она также рассказывает, как изменился статус звездных стилистов за последние 20 лет. Например, теперь их все чаще приглашают на съемки fashion-эдиториалов в большие журналы, что раньше было просто невозможно.
Сегодня на уроке: В этом блоке Карла рассказывает о своих бизнес-проектах, которыми она занимается помимо стайлинга. Это бренд одежды x karla, приложение Wishi, которое помогает вам самостоятельно сформировать собственный стиль и организовать гардероб, и бренд белья для менструации Period.
Сегодня на уроке: Следующая лекция из цикла длится всего семь минут (точнее, шесть минут сорок пять секунд), что заставляет насторожиться еще перед началом просмотра. О чем толковом вообще можно рассказать за столь короткий хронометраж? Ок, включаем.
В сухом остатке
Следующие два урока посвящены тому, как найти собственный стиль и составить капсульный гардероб. И вроде бы все по делу, но любой человек, которому не безразлична одежда, опять же, хоть раз видел аналогичные советы в интерпретации десятков блогеров, стилистов или на модных сайтах. «Повторяйте за людьми, чей стиль вам симпатичен». «Разберите гардероб, избавьтесь от вещей, которые не носили последние два года, и развесьте все по секторам». «Не брезгуйте секонд-хендами и винтажными магазинами — там можно найти уникальные вещи». «Составьте капсульный гардероб, он послужит основой вашего стиля». В качестве иллюстрации к последнему пункту Карла демонстрирует собственную «капсулу» (голубые джинсы, жакеты, тренч, белая футболка, кожаная куртка), но между делом уточняет — ваш персональный «фундамент гардероба» может быть любым и должен подходить именно вам. Так и есть: лично меня коробит каждый раз при виде подобных подборок большинства стилистов именно по причине их унифицированности — сколько можно плодить ряды «бежевых инфлюенсеров», вещая об «универсальной базе гардероба». Я вот, например, вообще не ношу комбо вроде «базовые джинсы + белая футболка». Вывод: если вы чувствуете, что подобные советы вам не откликаются, не стоит пытаться втиснуть свой стиль в рамки неких условных правил.
Конечно, у меня не было иллюзий насчет MasterClass — я понимаю формат платформы и осознаю, что она носит скорее развлекательный, нежели образовательный характер. Узнала ли я что-то новое для себя из курса Карлы Уэлч? Пожалуй, нет, зато убедилась в правильности своего подхода к работе и провела 1,5 часа в компании (пусть и виртуально) одного из топовых профессионалов индустрии. Полезно для общего развития, так сказать.
*Instagram и Facebook принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.