В последних числах марта в метавселенной Decentraland прошла вторая Metaverse Fashion Week. Самое главное в ней то, что в одном виртуальном пространстве оказываются Dolce & Gabbana и малоизвестные широкой публике цифровые дизайнеры, а виртуальные вещи от брендов можно получить бесплатно. Александра Генералова побывала на показах моды будущего и не ушла с пустыми руками.
Представьте себе, что вы в 2005 году и играете в Sims — ваш персонаж перемещается по виртуальному городу, заходит в магазины, кафе, клубы и бары. Общается с другими ребятами, меняет одежду, бегает и танцует. Примерно так выглядит пространство метавселенной Decentraland, спроектированной на блокчейне Etherium. Да, графика там на том же уровне, как в Sims почти 20 лет назад. Но этого вполне хватает брендам, которые строят в Decentraland виртуальные магазины и создают специальные пространства с играми и вечеринками. Там же есть несколько fashion districts и место для проведение показов. Изучить все это можно и сейчас.
В прошлом году причины проведения первой Metaverse Fashion Week в Decentraland были вполне понятны — это пространство любит криптокомьюнити, члены которого готовы покупать виртуальную землю за реальные десятки тысяч долларов. К тому же событие проходило в разгар хайпа вокруг метавселенных, запущенного с легкой руки Марка Цукерберга, который даже переименовал Facebook Inc в Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена). В 2022 году неделю моды посетило 108 000 уникальных посетителей.
Сейчас Meta* проводит многотысячные сокращения, как и другие компании, которые второпях открыли метаверс-департаменты. Крах криптобиржи FTX и спад интереса к NFT тоже сыграли свою роль и изменили отношение фэшн-индустрии к освоению метавселенных. Самого факта участия в цифровой неделе моды уже недостаточно, руководители брендов хотят увидеть вменяемые показатели ROI, смотрят на метаверсы как на инструмент, а не цель и задаются вопросом: какие реальные проблемы бизнеса они могут решить? Скорее всего, по этой причине на вторую Metaverse Fashion Week не вернулись такие бренды, как Etro, Estée Lauder, Paco Rabanne, Roberto Cavalli.
Еще одна проблема — технический и визуальный уровень Decentraland, главной площадки недели моды. У многих пользователей локации плохо подгружаются, сама игра тормозит, а низкополигональная графика не дает сделать опыт по-настоящему реалистичным. На первой метанеделе технических проблем было особенно много, поэтому в этом году организаторы заранее свели бренды с опытными подрядчиками, которые специализируются именно на этой метавселенной. Кстати, полтора года назад в The Blueprint вышел материал как раз про таких специалистов.
Почему же все-таки неделю моды проводят в Decentraland? В отличие от более технически совершенной Somnium Space тут не нужен супермощный ПК и виар-очки. Плохая графика и необходимость заводить криптокошелек (можно без крипты), чтобы войти в метавселенную, конечно, минус, поэтому неделя моды движется в сторону мультиплатформенных решений: некоторые ивенты проходят, например, на платформе Spatial, которая чуть более юзерфрендли.
В отличие от реальных недель моды на Metaverse Fashion Week показы не главное. Во-первых, их немного: шоу сделали DUNDAS, adidas и некоторые цифровые бренды. Во-вторых, зрелищности им пока не хватает, как и понимания особенностей опыта в метавселенной. Например, DUNDAS показывали видео с реального показа, которое шло на больших экранах в пространстве в Decentraland во время показа виртуального. Выглядит такой прием дешево и нелепо. Хотя откуда ноги растут, понятно: основная идея Metaverse Fashion Week 2023 — связь реальной и виртуальной моды для создания, как говорят маркетологи, future heritage. Еще одно разочарование — у DUNDAS и adidas виртуальные модели совершали одни и те же движения — прыжки, полеты, перевороты в воздухе. Впрочем, у спортивного бренда шоу получилось намного органичнее за счет того, что показывали в основном «дутые» куртки, которые выгоднее смотрятся с низкополигональной графикой, а на заднем плане транслировался эффектный 3D-визуал.
Команда Vivienne Westwood, видимо, сразу поняла минусы виртуальных runway shows и решила сделать антипоказ. Ивент проходил в специально созданной локации, со стенами, обитыми фирменной шотландкой «Вествуд Макандреас», официально зарегистрированной в 1993 году. Никакого сценария, моделей и новых вещей — выйти на подиум мог любой желающий, и даже переодеваться бы не пришлось. За локацию и показ отвечала студия vueltta, которая специализируется на иммерсивных проектах для Decentraland.
Самый изящный выход из положения нашел бренд Chen Peng, известный своими скульптурными дутыми куртками и пуховиками. Они интегрировали свой показ в премьеру фэшн-оперы под названием #Capital, созданной шотландским композитором Аластером Уайтом. Оперу показали в локации Metaverse Labs’ Dragon City в специально созданном оперном театре House of Synergos.
Самое интересное, что есть на неделе моды. По сути, это сложносочиненные поп-ап-магазины, где бренд показывает, на что он способен в виртуальном мире. У модного конгломерата OTB, которому принадлежит Diesel, давно есть постоянная локация в Decentraland, — магазин виртуальной одежды от геймерского sub-бренда D-CAVE. В этом году на неделе моды собственные локации были у Coach, adidas, Tommy Hilfiger, Clarks, Boss, Vivienne Westwood, Mango, DKNY, Dolce & Gabbana, Ben Bridge Jeweler и некоторых других компаний. Кроме того, свои пространства открыли самые известные виртуальные бренды — Dress X, The Fabricant, Auroboros.
Чтобы обойти все локации, нужна была минимум пара часов, но по-настоящему вовлекающие механики получились лишь у некоторых. Одно из самых классных пространств — у Coach. Это небольшой городской квартал розового цвета, над которым парила огромная розовая сумка Tabby. Если вы вставали под ней, вас телепортировало внутрь. Там вас ждали диджей, диско-шар и фантастические интерьеры, созданные вместе с цифровыми художниками: Shxpir, Suki Violet, Sarah Ann Banks, Simone, and Reed + Radar — каждый день недели моды обстановка менялась. Гостю предлагалось пройти небольшой квест: собрать 5 сумок Tabby, чтобы получить бесплатную цифровую вещь Tabby Swirl — футуристическое розовое подобие боа, в котором можно разгуливать по Decentraland. Его получили 553 игрока, бренд хотел разыграть 100 000, но, видимо, многим было просто лень проходить квест. В конце еще одного квеста вы получали ссылку на примерку сумки, той же Tabby, в AR на сайте Zero10.
На второе место можно поставить Tommy Hilfiger и их Tommy Hilfiger Monolith — здание в форме монограммы TH. Локацию оформил известный NFT-художник Винни Хагер, чей стиль напоминает Кита Харинга. Кроме того, он создал дизайн трех цифровых аксессуаров вроде балаклавы и кепки и NFT-работу Starting Point, которую также можно было найти в одном из пространств. Кстати, новые пространства открывались в Tommy Hilfiger Monolith каждый день. Для желающих получить бесплатную одежду были предусмотрены квесты с поиском букв или геометрических брусочков. В основном зале были представлены вещи, созданные с помощью AI — это новый большой тренд в fashion tech, который сейчас затмил метавселенные и NFT. Кстати, в рамках недели моды Tommy Hilfiger устроили в twitter конкурс среди цифровых дизайнеров на самую классную сгенерированную AI-вещь, вдохновленную стилем бренда. Вот так выглядят работы победителей — они тоже были показаны в Monolith.
Большой плюс в том, что, кроме малоудобного Decentraland, в который можно попасть только имея криптокошелек, бренд сделал кросс-локации на платформах Roblox и Spatial.
Не могу не упомянуть еще одну локацию, описание которой внушало оптимизм, но которая по факту оказалась одной из самых неудачных. Речь о пространстве Dear Vivien, посвященном ушедшей в прошлом году Вивьен Вествуд. Это трехъярусный куб, который снаружи обклеен постерами с граффити. На первом этаже сделан лабиринт из кубов, покрытых фирменной клеткой Вествуд — «Вествуд Макандреас», официально зарегистрированной в 1993 году. Лестница на второй этаж имитировала вывеску культового панк-магазина Вествуд SEX. Наконец, на третьем этаже находится коллаж из фото дизайнера и разных лозунгов. Впрочем, прежде чем куда-то подниматься, вам надо зайти на сайт, адрес которого написан на постерах снаружи. Там надо скачать письмо Вивьен от благодарных потомков — в нем пропущено 7 слов и заключительная фраза. Вы должны догадаться, какие слова пропущены, а затем вернуться в локацию в Decentraland, внимательно обследовать ее и найти подсказки, чтобы в итоге составить последнюю фразу письма. Если выложить разгадку ребуса, адрес криптокошелька и ссылку на селфи из локации в соцсети, то можно выиграть приз. Честно говоря, не очень иммерсивно: идти на сторонний сайт, скачивать письмо, разгадывать какую-то офлайн-головоломку, как из детской книжки. Сам опыт нахождения в виртуальной локации скучный, но можно поставить лайк за лестницу.
РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА ОТ TOMMY HILFIGER
Еще одна локация, описание которой оказалось привлекательнее реальности, — четырехэтажный особняк DKNY с виртуальной пиццерией и лаунджем на крыше. Делать там особенно нечего, а пространство оформлено без изюминки. Из бонусов — токены ‘Proof of Attendance Protocols’ (POAPs), NFT-аналог бейджей или другого памятного мерча, который в реальной жизни раздают на ивентах.
Как посчитал Vogue Business, самым успешным пространством по количеству проведенного пользователями времени стала локация ювелирного бренда Ben Bridge, там игроки провели суммарно 47 695 минут. По иронии судьбы, именно туда я во время Metaverse Fashion Week не зашла, к счастью, оно еще работает. Дальше по рейтингу следуют adidas (32 989 минут), Tommy Hilfiger (37 852 минуты), DKNY (42 721 минута) и Coach (31 194 минуты). Важно отметить, что квесты и получение за них бесплатных вещей от брендов — характерная особенность игровых пространств фэшн-компаний, созданных на платформе Roblox. Такая механика обеспечивает вовлеченность, и, как показала Metaverse Fashion Week, ее можно переносить и в другие метавселенные.
Обычно в Decentraland можно одеть своего аватара в базовый набор бесплатной одежды, но это все равно что выбирать образ среди самых унылых вещей на распродаже в массмаркете. Впервые острое желание купить себе цифровых wearables за реальные деньги я испытала как раз на этой неделе моды. Сработал эффект толпы: на показе DUNDAS меня окружали местные модники — на многих, кстати, были вещи с прошлогоднего метаверс-показа Dolce & Gabbana. Вообще стритстайл на Metaverse Fashion Week совсем не похож на тот, что мы наблюдаем на традиционных неделях моды. Тут свои правила и своя атмосфера, чем-то похожие на фестиваль косплееров. Розовые крылья, леопардовый плащ, кислотное все, даже протезы, — так выглядит типичный посетитель показа в метавселенной. Кстати, если вас заинтересовал образ какого-то аватара, вы можете просто щелкнуть на него мышкой и увидеть, что конкретно на нем надето и более того — какие еще wearables есть в его коллекции.
Для тех, кто, как я, не привык тратить деньги на цифровую одежду для игр, — организаторы открыли специальный магазин — купить вещи в нем можно было по обычной банковской карте, а не за mana — криптовалюту Decentraland. Я собралась купить похожее на шинель пальто DUNDAS — такое было и на реальном показе бренда в Опере Гарнье на Парижской неделе моды. И его цифровую версию тут же выпустили на платформе Dress X, созданной украинками Натальей Моденовой и Дарьей Шаповаловой. К сожалению, купить его по грузинской карте не удалось — во время прохождения KYC с проверкой паспорта система не приняла мой документ. За mana купить тоже не удалось — цена на газ (плата за транзакцию в блокчейне Etherium) съела мой бюджет.
Однако без обновок я не осталась. В пространстве adidas (кстати, очень красивом) я на втором этаже нашла табличку Claim this («заклеймить» — значит получить бесплатно) рядом c объемной красной курткой Wallrunner из виртуальной коллекции бренда. К слову, так как Decentraland создан на блокчейне, то и все wearables там — это NFT, то есть бесплатную вещь можно будет еще и продать (если кто-то купит). Всего за время недели моды заклеймили 3653 экземпляра этой куртки из 5000 возможных. Кроме adidas wearables раздавали Tommy Hilfiger, Clarks, Forbes, выпустившие специальный мерч, и другие бренды. Правда, чтобы их отыскать, нужно было потратить много времени и обойти десятки локаций.
Коллекция бесплатных wearables с недели моды у одного из участников русскоязычного сообщества Decentraland
В этом году неделю моды посетило всего 21 000 уникальных посетителей, а по некоторым оценкам, даже 8900.
И все, же несмотря на кризисное схлопывание метаверс-рынка и криптозаморозку, очевидно, что виртуальная мода никуда от нас не денется. Главные компании в сфере производства и примерки одежды в дополненной реальности — Dress X и Zero10 — в этом году уже привлекли новые миллионные инвестиции. Zero10 заключили договоры с Coach и Tommy Hilfiger, и, кажется, это только начало. Метавселенные и игровые миры уже приносят компаниям реальный доход. Например, пространство спортивного бренда Alo Yoga на игровой платформе Roblox посетили более 69 миллионов раз, и трафик продолжает расти. А их знаменитые легинсы были надеты в метавселенной более 2 миллионов раз — больше, чем в реальной жизни. Метаверсы дают поле для коллабораций с цифровыми художниками и студиями, которые продумывают для поклонников вовлекающий опыт, правда, не всегда это получается удачно.
Ну и самое главное, виртуальная неделя моды — это модная вселенная, где билет во front row есть у всех. Тут можно не соблюдать дресс-код и вместо скучного смолл-тока делать милые и безумные вещи: прыгать внутри огромной сумки Tabby, знакомиться с людьми, которые танцуют на показе Vivienne Westwood в неоновых крыльях, и собирать бесплатные кроссовки. Если есть где-то место, где мода доступна каждому, то это Metaverse Fashion Week.