Blueprint
T

Отправляемся в Дакар вслед за Chanel

текст:

анна рыкова

В декабре свои выездные шоу по миру показывают сразу шесть важных модных брендов, от Jacquemus до Armani. На прошлой неделе Dior провели два грандиозных показа в Каире, Dior x Denim Tears и Dior Men pre-fall 2023. 6 декабря эстафету принимают Chanel: после пандемийного перерыва бренд возвращается к традиции гастролировать по миру с показами Métiers d’Art — коллекцию 2022 года привезут в Дакар. И нельзя сказать, что для столицы Сенегала это большой аванс, — местный модный и культурный ландшафт заслуживает и внимания, и уважения.

Для большинства живущих за пределами Африки Дакар на фэшн-радаре возник совершенно внезапно, в связи с показом Chanel, который пройдет в городе 6 декабря. На деле же самый западный мегаполис Старого Света уже готов соревноваться с Лагосом и Йоханнесбургом за титул модной столицы континента. Разберемся, кто и как формирует новый модный контекст города.


ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ

Но сначала немножко истории. Как минимум с середины позапрошлого тысячелетия по территории нынешнего Сенегала проходили важные пути транссахарской торговли, затем, в основном из-за своего расположения (Альмади, один из районов современного Дакара — самая западная точка Африки), Сенегал попал в поле зрения европейских мореплавателей и быстро стал одним из центров трансатлантической работорговли, процветавшей до 1848 года, когда французы, превратившие страну в свою колонию, запретили рабство. Французский военный пост Н’Дакара во второй половине XIX века вырос в город и стал столицей и жемчужиной Французской Западной Африки. И конечно, наибольшую роль в этом сыграли местные жители — в основном представители народности волоф. И особенно гриоты — представители сословия ремесленников, в том числе ткачи, кожевники, кузнецы и музыканты.


Мусульман в Сенегале подавляющее большинство, однако строгие исламские традиции в одежде здесь так и не прижились. Почти как на Занзибаре, на совсем противоположном конце Африки, местные женщины предпочитают подчеркивать формы тела, открывают плечи и носят очень яркую одежду. Сенегальцы вообще очень любят наряжаться, особенно по пятницам, в священный для каждого мусульманина день. В этот день женщины надевают яркие платья из австрийского и швейцарского кружева и вощеного хлопкового базена. Европейцы адаптируют цветовую палитру специально под Дакар — в 2022-м здесь мода на яркие цвета. Голову, как и в остальной Западной Африке, украшают тюрбаны, а поверх тюрбана — полупрозрачные, цветные же, с вышивкой пайетками и стеклярусом, — вуали.

Поярче любят и мужчины. Из тех же кружева и базена (материал на основе кружева, который часто используется для пошива традиционных африканских костюмов) для мужчин шьют костюмы. Обычно они состоят из нескольких частей: удлиненного кафтана и брюк, а также гранд-бубу — огромной мужской туники, сшитой по бокам и имеющая вышивку у горловины. Это традиционный африканский наряд — его происхождение связывают с одеждой, которую носили торговцы в XIII веке, а позже высшие сословия населявших Африку исламизированных народов, в частности империй Такрур, Мали и Сонгай. Изначально мужская одежда, гранд-бубу во второй половине XX века стала популярной среди женщин. В какой-то момент ее носили только настоящие модницы, а сейчас женская бубу — обычное явление на улицах Дакара, и ею никого не удивишь. Почти все уважающие себя сенегальские дизайнеры шьют бубу для женщин, пытаясь экспериментировать с тканями и вышивкой, не имея большой возможности как-то повлиять на традиционную и очень узнаваемую форму.

С точки зрения тканей наиболее распространены базен (хлопчатобумажная кружевная ткань), вакспринт (набивная хлопковая ткань) и кружево — это своего рода массмаркет, из которого шьют себе вещи повсеместно, особенно если на примете есть хороший портной. С более сложными материалами, например, манджакскими тканями из Гвинеи (плетеная ткань с узорами) и малийскими боголанами (хлопковая ткань, окрашенная по специальной технологии с использованием натуральных красителей), которые прижились и в интерьерном декоре, — экспериментируют местные дизайнеры. Довольно часто можно встретить ткани из Буркина-Фасо, реже из Кот Д’Ивуара. При этом у вытканных вручную тканей вроде рagne tisse или манджака очень узкое полотно, кроить из них сложно, и местные дизайнеры чаще используют их в отделке, а не в пошиве целого изделия.

КТО ДЕЛАЕТ КУЛЬТУРУ И МОДУ ДАКАРА СВОИМИ РУКАМИ

#1 OOumu Sy / Уму Си

Женщина, которую по праву можно назвать путеводным маяком модной индустрии не только в Сенегале, но и во всей Западной Африке. Еще в 1960-е годы она открыла свою первую мастерскую Bagatelle Couture, затем первое интернет-кафе и культурный центр в Западной Африке, и еще позже запустила фэшн-мероприятия SIMOD и ежегодный карнавал традиционных костюмов Carnival De Dakar. Логичным продолжением этих инициатив стала школа дизайна Leydi и модельное агентство Macsy. На протяжении десятилетий модельер, стилист и предприниматель совмещала работу сразу в нескольких сферах, закрепив за собой титул культурного новатора. Ну а коллекции, которые показывали по всему миру, от Европы до США, позволяют называть ее первым кутюрье Сенегала.

#2 Adama Paris (Adama N’Diyae) Адама Пари (Адама Ндияе)

Пионером внедрения бубу в женский гардероб по праву можно считать Адаму Ндияе, более известную как Адама Пари, которая вовремя почувствовала тренд и запустила линейку своих гранд-бубу, чем, собственно, и прославилась далеко за пределами Дакара.


Другое ее важнейшее достижение — организация в стране недели моды (типичная история для Африки, где неделя моды — это чаще всего женская инициатива). В Дакаре у Адамы Пари именной бутик на набережной Корниш. А в Париже Адаме достался целый бутик африканских дизайнеров — правда, продает она там в основном одежду собственного дизайна — те самые гранд-бубу, претерпевшие за последние пять лет только одно изменение: завязки в области талии, чтобы эту талию можно было обозначить.


Адаму могут любить профранцузские элиты и не любить проафриканская творческая интеллигенция, но именно благодаря ей Сенегал обозначился как точка на карте современной моды. В этом году в честь 20-летия недели моды она собрала хороший состав участников — настоящие звезды из Мали, Нигерии, Кении, Сенегала, Конго, Марокко, Гвинеи-Бисау и ЮАР от Studio 189 и Orange Culture до Mimi Plange и Adamam Paris, конечно. Все-таки очень удобно иметь собственную неделю моды.


#3 Sophie Zinga / Софи Зинга

Выпускница Parsons, в прошлом дизайнер бренда BAAX, она продала свой дом и построила на эти деньги школу Dakar Design Hub, которая во время Dakar Art Biennale открыла свои двери как местным студентам, так и гостям из других африканских стран.


Школа не дает высшего образования, но приглашает профессоров и практиков из индустрии моды со всего мира на короткие мастер-классы и воркшопы. Самые продолжительные программы занимают год. Но DDH не только школа, но и креативное агентство, предоставляющее услуги по производству контента для начинающих дизайнеров и брендов, а также пространство для производства образцов коллекций. Собственный бутик, сохранивший название бренда, Софи предоставляет своим студентам и другим дизайнерам для продаж на полгода.


#4 L'ARTISANE shop

Отличный концептуальный магазин в Дакаре, который собрал, пожалуй, лучшее из дизайна аксессуаров и одежды. Его владелица Хадижа Аиша Ба — настоящий пропагандист моды Дакара 1970-x — золотой эры города, как считает сама Хадижа. Ее собственный стиль, в полной мере отражающий наполнение бутика, уникален и вдохновил многих модниц не только в Дакаре. Гранд-бубу камуфляжной расцветки или в гигантскую полоску в сочетании с кроссовками, высоким тюрбаном и огромными украшениями + бессменная сумка с ручкой-булавкой — хрестоматийный образ, в котором все, кроме кроссовок, создано под ее креативным руководством.

#5 Sally Raby Kane / Салли Раби Кан

Авангардист, художник, режиссер и дизайнер одежды. Своими бомберами и короткими кимоно с аппликациями из хлопкового вакспринта прославилась прежде всего благодаря Бейонсе, которая носила ее вещи еще в 2016-м, задолго до «африканского» визуального альбома Black is King, ставшего лифтом к славе для многих африканских дизайнеров.


Творчество Салли сюрреалистично, например, она довольно часто использует накладные пряди волос в декоре изделий или на свой лад перерабатывает технику петчворк, характерную для Baye Fall, — секты суфистов, известной в Сенегале своими разноцветными, почти карнавальными одеждами. Пространство ее бутика в оживленном районе Медина не менее экстравагантно: стены и пол каллиграфически расписаны, а снаружи вас встречает инсталляция в виде гигантской желтой головы. Сам стиль художницы — смешение традиций, панк-рока и стим-панка. Салли говорит, что она не может сконцентрироваться на каком-то одном виде творчества, так как дизайн одежды вдохновляет ее на создание фильмов и наоборот.

#6 Bull Doff 

Бау Солей и Лауре Тарот основали бренд почти 12 лет назад на волне подъема движения афрофутуризм и до сих пор следуют в этом направлении. Мрачноватая, с уклоном в готику, но обильно декорированная «уличная» одежда не вдохновлена традициями, но, скорее, отражает городские пейзажи очень разных по энергии и ритмам районов Дакара. Имея в портфолио всего четыре коллекции, этот бренд не только умудряется держаться на плаву, но и оставаться на радаре модной индустрии. Впрочем, здесь бренды и не гонятся за большим числом коллекций. Архивные вещи Bull Doff часто используют другие художники в своих работах.

#7 Diarrablu

Современный, коммерчески успешный бренд Диарры Буссо, основная задача которого популяризировать культуру Сенегала, используя для этого яркую одежду с уникальными узорами. Для создания узнаваемых орнаментов дизайнеры бренда используют инновационную технологию, основанную на математических расчетах и графиках. Еще одной уникальной особенностью бренда является возможность трансформировать крой одежды под разные типы фигур.

#8 Le Jenke

Харизматичный и очень узнаваемый стилист Ле Дженке, или Дженке Ахмед Талли, обрел мировую известность после съемки обложки Бейонсе для французского юбилейного номера L’Officiel в 2011-м. Кроме того, именно он в ответе за кардинальные изменения в стиле Ким Кардашьян, которые произошли сразу после того, как та стала женой Канье Уэста. Сейчас Наоми Кэмпбелл практически не выходит в свет без совета Ле Дженке. Именно он стал проводником для Наоми в мир африканской моды и музыки, стилизовав первое в Лагосе шоу Arise Fashion Week (до этого шоу африканских дизайнеров под покровительством журнала Arise проходили в основном в Нью-Йорке), лицом которого и стала Наоми. Там же, в Лагосе, была снята рекламная кампания Pangaia X Air Ink, которую также стилизовал Дженке.

Дженке Ахмед Талли

Pangaia X Air Ink

#9 Omar Victor Diop / Омар Виктор Диоп

Одна из самых значимых фигур в фотографии не только в Сенегале, но и далеко за его пределами, — его работы хранятся в музейных коллекциях по всему миру, от Fondation Louis Vuitton до Бруклинского музея. Его карьера как фотографа началась 10 лет назад с проекта Fashion 2112: The Future of Beauty. Работы Диопа декоративные, ироничные, затрагивают проблемы современного мира, и в частности Африканского континента, и всегда костюмированные. Свои арт-проекты Омар стилизует сам. Одни из самых известных проектов — серия портретов The Studio of Vanities, в которой он собрал крем де-ля крем творческого костяка Сенегала, а также серия автопортретов Liberty и Diaspora. Среди его клиентов и бренды, и медиа, например, Lancel и Madame Figaro, Pernod Ricard, а также соотечественники Selly Raby Kane и Adama Paris.

#10 Djibril Drame / Джибрил Драме

Художник и фотограф, визионер, журналист, куратор и кинопродюсер, он, как и многие соотечественники, совмещает несколько призваний сразу. В модных фотографиях он часто использует приемы репортажа, выбирая небанальные ракурсы, и наоборот — в документальных работах ощущается интерес и понимание костюма как важного изобразительного инструмента. Его творчество повествует о многоликой, многогранной и непростой жизни людей на континенте. Среди его клиентов Condé Nast, Phillip Morris, Forbes Africa и даже Facebook.

#11 Fabrice Monteiro / Фабрис Монтейро

Потомок бразильских рабов, родившийся в Бельгии, живший в Бенине, Фабрис Монтейро надолго обосновался в Дакаре. В прошлом модель, он безукоризненно выстраивает позы в кадре и замечательно чувствует свет. Совмещая фотожурналистику и модную фотографию, Фабрис создает работы, наполненные символизмом, которые тесно связаны с историей Африки и Европы. Эти противоречивые отношения фотограф считает своим основным источником вдохновения.

#12 Bibi Seck / Биби Сек

Дизанер мебели, графический дизайнер и художник, основатель дизайн-лаборатории Dakar Next широко известен по коллекции мебели Africaba, которую он вместе со своей супругой и партнером по дизайн-бюро Bircel+Ceck создали специально для известного итальянского бренда предметов для дома Moroso: в ней они использовали традиционные для Сенегала техники изготовления плетеной мебели. Также он был креативным директором в создании африканской капсулы предметов для Ikea, возглавив команду дизайнеров со всего континента и руководил созданием павильона Дакара на EXPO Dubai. Сейчас Биби Сек занят технологическими экспериментами в области переработки пластика для создания мебели и предметов интерьера, но он нашел таки время открыть в Дакаре собственную арт-галерею 1408.

#13 Fatiya Diene Mazza / Фатия Диен Мазза

Фатия Диен Мазза, основательница архитектурной компании ID+EA, за короткий срок после своего возвращения из США, где получила профильное образование, сумела воплотить в жизнь несколько значимых проектов: The Institute of Art Activities of Diamniadio (2020), the Prestige Agency NSIA Bank in Dakar (2019), the ACB Building in Dakar (2020). А также резиденцию арт-хаба Black Rock, о котором мы писали здесь. Сейчас ее бюро работает над концепцией и реализацией железнодорожной станции и путей сообщения, которые должны связать международный аэропорт Дакара и город.

#14 Dieynaba Sidibé / Диенаба Сидебе

Молодая уличная художница Диенаба Сидебе, также известная как Zeinixx, — редкий случай в уличном искусстве Дакара, почти исключительно мужском. В своих муралах, украшающих среди прочего забор посольства США в районе Альмади и Культурный центр Blaise Senghor, художница поднимает тему прав гендерного равноправия и рассказывает о многочисленных сложностях, с которыми сталкиваются женщины в Африке.

#15 Aissa Dione / Аисса Дион

Еще в 1992 году Аисса Дион основала компанию Aissa Dione Tissus, производящую текстиль в соответствии с региональными традициями. Сейчас в команде Аиссы более 100 ткачей, чьи работы покупают интерьерные дизайнеры из Европы, США и Африки. Среди главных клиентов — Hermès и Fendi.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}