Blueprint
T

Не жили
богато — нечего и начинать

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

«Что ж друзья, кажется, кризис в модной индустрии закончился» — reels с таким выводом основательница Studio29 Татьяна Фомичева записала 16 сентября по итогам встречи с коллегами по цеху. Это дало надежду, что цепочка закрытий модных брендов, которая началась весной этого года и продолжилась летом, прервется, однако российское законодательство подкинуло новый повод переживать за индустрию. 24 сентября Минфин предложил ряд поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих рост НДС и количества компаний, которые будут обязаны его платить. The Blueprint спросил игроков рынка, чем это грозит не только им, но и нам всем.

О каком законопроекте идет речь?

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-80,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Речь о целом пакете законопроектов, который Минфин внес в Правительство РФ утром 24 сентября. Цель, если обобщать документ, — получить дополнительные 4,42 трлн рублей в госбюджет за следующие три года, чтобы направить их (читаем верхушку айсберга) на «реализацию льготных ипотечных программ» и ремонт дорог, но главным образом (углубляемся в документ) — «обеспечить оборону и безопасность» страны.

Выигрывать деньги, как водится, будут за счет бизнеса — так, среди прочего предлагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, а еще — значительно снизить порог годовой выручки для тех предприятий, которые НДС не платят, то есть пользуются упрощенной системой налогообложения. Если с 1 января 2025 года налог на добавленную стоимость платили только компании с выручкой свыше 60 млн рублей в год, то теперь это правило затронет компании с выручкой более 10 млн рублей. То есть количество малых предприятий, которые платят НДС, существенно увеличится. Конкретно эта мера, говорится в законопроекте, позволит эффективнее бороться с «дроблением» бизнеса ради минимизации налогов, а еще поможет обеспечить растущему бизнесу «плавный переход к общим условиям налогообложения».

%

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":1400,"rotationY":300,"rotationZ":90}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

%

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":1400,"rotationY":1400,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда поправки вступят в силу?

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-80,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":1400,"rotationY":300,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Если их примут Госдума, Совет Федерации и, наконец, президент РФ, то с 1 января 2026 года.

Что это будет значить для модных брендов на деле?

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-80,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Максим Ганисевский
основатель ZNWR

Повышение НДС, конечно, увеличит издержки компаний. Не так значительно, чтобы серьезно влиять на бизнес, но точно заметно — скорее всего, прибыль уменьшится на 10–15%. Если говорить о снижении порога УСН, то нас это изменение не коснется — порог в 60 миллионов рублей мы и так давно перешли. А вот начинающим и маленьким брендам будет намного сложнее — на первом этапе такая налоговая нагрузка может стать смертельной".

Игорь Андреев
основатель Vereja

«Малый модный бизнес живет на грани выживания — у нас нет подушки безопасности, как у крупных холдингов. Сейчас в Vereja мы чувствуем себя устойчиво — у нас есть своя аудитория и органический рост — но перспективы на 2026-й тревожные».


Татьяна Фомичева
основательница Studio29

«Для нас ситуация усложнилась. С появлением НДС придется полностью пересчитывать экономическую модель бизнеса. Для совсем небольших брендов это особенно болезненно: им придется предлагать более доступный продукт, и вероятность их закрытия очень высокая. Но и крупным маркам будет нелегко: чем выше обороты, тем выше налоговая нагрузка».

Вячеслав Хрюков
сооснователь Madame Chatelet

«Наши поставщики и подрядчики уже предупредили нас о том, что повысят цены даже в этом году, опережая нововведения».


Николай Богданович
сооснователь Monochrome и Tears Of

«Давайте будем реалистами: совершенно точно поправки примут. Нам всем суждено платить 22% НДС. Печально. Но в целом для нас глобально ничего не меняется. Мы уже много лет на общей системе налогообложения, и масштаб нашего бизнеса и бренда позволяет в этих реалиях существовать. Что касается малых и средних ребят, то им я очень сильно не завидую. Вероятнее всего, и в 100% случаев, это приведет к повышению розничных цен на продукцию. И не все это переживут, потому что в целом конкуренция сейчас высока, особенно среди начинающих игроков, которых за последние несколько лет стало очень много».

Анна Лебсак-Клейманс
генеральный директор
Fashion Consulting Group


«Одни из тех, кто окажется в наиболее уязвимом положении, это компании, “застрявшие” в положении микробизнеса. 60 миллионов выручки в год — это примерно 5 миллионов в месяц, а для розничной или производственной компании оборот в 5 миллионов в месяц — это совсем маленький бизнес, и именно такие компании будут особенно чувствительны к новым налоговым правилам. Обобщая, НДС — это зачетный налог: его платят не со всей суммы выручки, а только с наценки, то есть с добавленной стоимости, и все, что компания закупает, и все сторонние расходы могут быть зачтены в НДС. Поэтому если бизнес работает вбелую, реальная нагрузка по НДС при грамотном бухгалтерском учете не так страшна».

Ольга Малюга
основательница Ivolga

«Наш бренд платит НДС еще с 1 января 2025 года — мы давно перевалили за порог оборота в 150 миллионов рублей в год. Но все же остаемся малым бизнесом. Если честно, не думаю, что будет какое-то сильное поглощение [крупными брендами — малых компаний] или что-то подобное. Российские предприниматели давным-давно живут в условиях турбулентности. И это такая уже обыденная ситуация, когда меняется законодательство. Поэтому я не предвещаю каких-то больших изменений, хотя нагрузка значительная для предпринимательства».

Что это
будет значить для
покупателя? 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-80,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кристина Лисовец
основательница Say No More

«Придется немного поднять цены. Мы уже задумывались об этом ранее и даже проверяли “эластичность” спроса — результат тестирования показал, что клиент готов платить за наш продукт больше. Главное, что качество нашего продукта останется прежним».

Игорь Андреев
основатель Vereja

«Любое повышение налогов автоматически означает рост цен или снижение качества продукта — другого выбора у небольших марок нет».


Рената Дорофеева
специалист по стратегическому маркетингу, преподаватель профиля «Брендинг в индустрии моды» Школы дизайна НИУ ВШЭ

«Потребитель столкнется с сужением выбора. И повышением цен. Впрочем, брендам премиум-сегмента проще заложить налоговую нагрузку в цену — клиент может и не заметить повышения. В массмаркете же его чувствительность к цене куда выше — потребители начнут искать аналоги за меньшие деньги».


Мария Смирнова
основательница Inshade

«Маленькие бренды, вероятно, будут снимать рискованные и менее популярные позиции с производства. Это позволит им выжить, но сделает их коллекции более “осторожными”, менее яркими и острыми».

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":810,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":600,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":180}},{"id":6,"properties":{"x":-780,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":180}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":600,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Как поправки отразятся на индустрии в целом?

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-80,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Татьяна Фомичева
основательница Studio29

«Отрасль в целом ждут серьезные изменения: снижение покупательной способности уже заметно — такими темпами мода в иерархии трат станет одной из последних сфер, в которые люди готовы вкладываться».

Игорь Андреев
основатель Vereja

«Риск закрытия многих небольших брендов очень высок. Подобные независимые марки — всегда про смелые высказывания и культурные открытия. Их массовое исчезновение приведет к тому, что останется только “средний класс” и крупные игроки, а новые имена будут появляться все реже».


Валерия Образцова
основательница Novembre

«Закрытия брендов продолжатся, но, скорее всего, не из-за увеличения налоговой нагрузки, а из-за отсутствия бизнес-подхода — настало время очень хорошо считать».



Вячеслав Хрюков
сооснователь Madame Chatelet

«Модная индустрия получила огромный буст несколько лет назад. Закономерным шагом является и некая чистка, назовем ее так. Не хочется использовать выражение “выживут сильнейшие”, но, к сожалению, это так».


Рената Дорофеева
специалист по стратегическому маркетингу, преподаватель профиля «Брендинг в индустрии моды» Школы дизайна НИУ ВШЭ

«Насчет покупок большими компаниями маленьких брендов — на мой взгляд, такая консолидация возможна. Но крупные игроки будут рассматривать поглощение только в том случае, если активы мелких представляют ценность. В моде это не склады, не оборудование, не материалы и даже не команда, а нематериальный капитал — узнаваемость, известность и репутация марки на рынке. Это налаженные отношения с производствами и поставщиками, клиентская база и работа с данными о ней, стабильный спрос, который подтверждается динамикой продаж. Вообще, мода в России должна уже научиться жить как бизнес. Логика, что бренд — это хобби для души, на которую в основном ориентируются основатели марок, должна уйти. Если изменения примут, то порог входа в индустрию станет значительно выше — в том числе в профессиональном плане. Чтобы играть по новым правилам, будет недостаточно просто продавать. Нужно будет планировать свою кассу, ассортимент, команду. Все это, конечно, дополнительная нагрузка на бренды, но через эту боль индустрия и повзрослеет. Она станет более прозрачной — но и более жесткой. На “очень хочу открыть бренд и сделаю это прямо завтра” будет способен только тот, кто готов работать по заветам большой экономики. В долгосрочной перспективе это определенно принесет пользу: только так модный сектор сможет превратиться в настоящий актив экономики — и не остаться набором красивых проектов».



Что делать
брендам?

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":-80,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Татьяна Фомичева
основательница Studio29

«Мы уже начали прорабатывать шаги: в планах максимально контролировать расходы, усиливать наблюдение за финансовыми потоками, пересматривать всех контрагентов. Параллельно думаем о франшизе как об инструменте распределения рисков, а также о передаче части процессов внешним партнерам — это позволит минимизировать нагрузку и сохранить устойчивость».

Илья Булычев
основатель BLCV

«Главное — мы безбожно оптимизируем все расходы компании. Сократим команду до минимума — и, как в Спарте, будем выполнять великие задачи. Уже сейчас мы ищем более маржинальные каналы сбыта, чтобы бизнес оставался прибыльным. И постоянно держим руку на пульсе: корректируем бизнес-модель так, чтобы даже с учетом повышения налогов компания оставалась в плюсе».

Дзерасса Базоева
партнер по стратегии агенства Shift

«Мы видим три ключевые опоры. Первая — операционная эффективность. По сути, это про то, чтобы бизнес работал без ненужных расходов. Для модных брендов важно держать под контролем запасы и оборачиваемость коллекций, выстраивать понятные процессы закупки и производства, следить за логистикой и хранением. Когда операционная база надежна, компания спокойнее проходит через любые колебания, имеет “запас прочности”. Вторая — финансовое планирование. Это гораздо шире, чем бухгалтерия для налоговой. По сути, это инструмент, который помогает смотреть вперед: заранее оценивать разные сценарии, управлять ликвидностью, учитывать сезонность и допустимую финансовую нагрузку. Третья — лояльность аудитории. По-настоящему устойчивы те бренды, аудитория которых держится не на хайпе, а на доверии, сервисе и ценностях. Компании, которые могут это выстроить и поддерживать, меньше зависят от внешних обстоятельств и могут сохранять устойчивый спрос даже в сложной среде».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":1400,"rotationY":300,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

%

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":1400,"rotationY":1400,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

%

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":1400,"rotationY":300,"rotationZ":90}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Рената Дорофеева
специалист по стратегическому маркетингу, преподаватель профиля «Брендинг в индустрии моды» Школы дизайна НИУ ВШЭ

«Брендам нужно заранее закладывать налоговую нагрузку в цену и научиться аргументировать ее для клиентов, планируя ассортимент и продажи на следующий год. Повышение цены можно в том числе аргументировать улучшением продукта: новые пуговицы, ткани, более качественные материалы. Важно заранее утвердить с партнерами по распространению эту индексацию стоимостей товаров — минимальную для базовых артикулов и чуть выше для новинок, лимиток и, например, комплекты из нескольких товаров.

Все контрагенты должны быть пересмотрены: если они работают без НДС, то компания не сможет зачесть налог в виде вычета и будет платить его в полном объеме. Работа со всеми каналами продаж — B2B-партнерами, собственными онлайн-платформами, соцсетями, интернет-магазинами и маркетплейсами — уже сейчас должна быть максимально белой.

Необходимо усилить бухгалтерию: внедрить или оптимизировать ERP‑систему [Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия], вести раздельный учет НДС, проверить корректность первичных документов, особенно при работе с маркетплейсами или экспортом. Наконец, не рекомендую дробить бизнес на мелкие юниты ради оптимизации налогов. Чтобы “повзрослеть”, нужно вести компанию как серьезное, большое предприятие, укреплять финансовую сторону и закреплять ответственность. Тогда всем будет легче дышать».




{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}