Праздник, который был с нами
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Пьерпаоло Пиччоли покинул Valentino после 25 лет работы в бренде, восемь из которых провел на посту креативного директора сольно. Провожая дизайнера, Алена Важенина поймала себя на страхе прозвучать слишком поэтично, но вместе с тем смахнула в конце слезу — дизайнер привык к эмоциям в конце своих шоу.
Как и в случае с Дрисом ван Нотеном, покинувшим собственный бренд буквально за три дня до, новость об уходе Пьерпаоло Пиччоли из Valentino вызвала у нас двоякие чувства. С одной стороны, это облегчение и благодарность дизайнеру за то, что сумел уйти вовремя. Последние несколько сезонов мы все подспудно ощущали, что Пиччоли и дом, в котором он проработал 25 лет, друг от друга подустали. Апогеем этих ощущений стала, собственно, последняя представленная Пиччоли коллекция Fall 2024 — решение полностью окрасить ее в черный истрактовали не иначе как торжественный спуск флага. Тот факт, что это был траур по спокойным и понятным временам, до нас дошел сильно позже и почему-то убедил не так, как версия с его собственным завещанием. В иные времена Пиччоли призывал бороться с невзгодами по-другому — чествовать саму жизнь, назло всем и вся. В том числе с помощью цвета, мастером которого он безусловно являлся. Собственно, поэтому отставка дизайнера принесла нам не только облегчение, но и чувство утраченного праздника.
valentino resort 2018
VALENTINO, весна-лето 2017
VALENTINO COUTURE, весна-лето 2017
VALENTINO, весна-лето 2017
Выпускник Европейского института дизайна в Риме, Пиччоли начал привносить в эстетику Valentino праздничные ноты еще в 1999-м, когда покинул Fendi и присоединился к дому в качестве дизайнера аксессуаров вместе с Марией Грацией Кьюри. В 2008-м, когда тандем встал во главе дома, Пиччоли сразу же обозначил подход, которого будет придерживаться до самого конца, — не забывать традиции (в том числе рюши, банты и красный цвет), но при этом всегда предлагать новое. В частности, под этой эгидой, например, дуэт запустил «шипованную» линию Rockstud, обеспечившую в свое время бренду феноменальный коммерческий успех. Но по-настоящему Пиччоли раскрылся уже в 2016-м, оставшись единоличным креативным директором. Проявил он себя и как беззаветный романтик (его привычка выводить с собой на поклон всех сотрудников ателье не трогала только самых толстокожих), и как заядлый исследователь (литературы, живописи, фотографии и чего только не), и как знаток всех кутюрных техник сразу. Но самое главное — он стал одним из тех немногих дизайнеров, чьим показам аплодировали стоя. А иногда и вовсе обливались слезами от переполняющих эмоций.
VALENTINO COUTURE, осень-зима 2021
Сейчас попытки объяснить, в чем заключался многолетний успех Пиччоли, могут показаться прозаичными. Но что делать, если он действительно как никто чувствовал цвет и умел в него влюблять. Его зеленый никогда не был просто зеленым, а коричневый просто коричневым — модным критикам каждый раз приходилось изобретать новые способы описывать оттенки Пиччоли и их сочетания, из раза в раз удивляющие и, как любили говорить поклонники дизайнера, исцеляющие. Никуда не деться и от того, что он действительно был настоящим кутюрье — платья Пьерпаоло измерялись в сотнях метров ткани и тысячах человеко-часов. А если речь шла о силуэтах ready-to-wear-коллекций, в ход шли эпитеты, которые впору применять, говоря о высокой моде. Была ли это просто однотонная рубашка или полоска ткани с бантом, именуемая мини-юбкой, — Valentino Пиччоли был узнаваем всегда. Без логотипов и громких лозунгов, против которых дизайнер тихо, но упорно выступал. Повторяя — на заметку молодым талантам во главе больших модных домов, — что доносить свои послания миру дизайнеру следует через одежду, а не слова.
VALENTINO COUTURE, весна-лето 2018
VALENTINO COUTURE, ВЕСНА-ЛЕТО 2019
VALENTINO COUTURE, осень-зима 2018
VALENTINO COUTURE, ВЕСНА-ЛЕТО 2019
Но, кажется, главный талант Пьерпаоло заключался в том, что — и здесь уже есть страх звучать слишком поэтично, — он всегда тонко чувствовал современных женщин и знал, как их воспеть. Женщина Пиччоли была сильной, как Джулианна Мур в платье-доспехах на Governors Awards этого года. И уверенной в своей сексуальности, как Дженнифер Энистон в маленьком черном платье с вау-разрезом — на «Золотом глобусе» 2010. Она могла быть малость экстравагантна, как Рианна в платье-коконе из белых роз, забегающая на Met Gala в числе опоздавших. Но ценила простоту и комфорт — потому-то Пьерпаоло создавал для нее идеальные джинсы в коллаборации с Levi’s и роскошные биркенштоки в коллаборации, собственно, с Birkenstock. Или предлагал ей надеть на красную дорожку белую рубашку, как Зендее на «Оскар» 2022 или Мелани Тьерри в Каннах 2021, — прекрасно зная, что и в таком виде она станет главной звездой на любом празднике жизни.
Джулианна Мур
Рианна на Met Gala 2023
VALENTINO COUTURE, ВЕСНА-ЛЕТО 2022
Уходя на пенсию, Валентино Гаравани сказал, что хочет покинуть вечеринку, пока на ней еще людно. Пьерпаоло следует по тому же пути — гости с его праздника Valentino только начали расходиться. Кто-то — смахивая слезы, как это часто было после его шоу. Но все — с чувством, что увидели нечто прекрасное. Как после его шоу было всегда.