«Мечта, белая поэма!»
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
18 мая исполняется 110 лет со дня рождения Пьера Бальмена. Создатель так называемой талии-рюмочки, друг, а затем соперник Кристиана Диора, Бальмен остался в модной истории не только как «кутюрье королев» (среди его клиенток числились герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, императрица Японии Нагако и королева Таиланда Сирикит), но и как плодотворный художник по костюмам. В день рождения модельера вспоминаем одну из его киноработ — «Невеста слишком хороша» (также переводят как «Первая брачная ночь») — где юная Брижит Бардо и ее коллеги-француженки демонстрируют все, за что мир однажды влюбился в Balmain.
«Во всех отношениях события вокруг первого показа казались столь же драматичными — или мелодраматичными — как какой-нибудь второсортный фильм». Так Пьер Бальмен написал в автобиографии о своем дебютном шоу, состоявшемся 12 октября 1945 года после череды злоключений. Ему, еще неизвестному и небогатому модельеру, только что вышедшему из-под крыла Люсьена Лелонга, пришлось звонить суперзвезде французской моды мадам Гре, чтобы та перенесла свой показ, назначенный на ту же самую дату (к его великому удивлению — согласилась). А еще выпроводить жандармов, пришедших выселить его из салона по адресу Франсуа Премьер, 44 («Я был так взвинчен, что просто взорвался: “Убирайтесь, убирайтесь!”»), схватить за лацканы судебного пристава, явившегося по тому же вопросу, и пережить завязавшуюся аккурат к началу шоу схватку пуделя Гертруды Стайн с чьим-то эрдельтерьером.
Словом, страстей, как в кино, в жизни Бальмена хватало. Но не ему самому: так что он как художник по костюмам приложил руку к более чем 50 фильмам — в том числе проходным мелодрамам. Но повезло и кинолентам из «золотого фонда» с участием главных звезд эпохи: Софи Лорен («Миллионерша»), Вивьен Ли («Римская весна миссис Стоун»), Джейн Фонды («Хищники») и Риты Хейворт («Счастливые воры»). Проявил себя и на Бродвее: одевал среди прочих Жозефину Бейкер, а за два года до своей смерти получил номинацию на «Тони» и награду Drama Desk Award — за костюмы к мюзиклу Happy New Year.
![Пьер Бальмен](/upload/31067/vms/b24629adff84551a71a8ccd221dc4bb0_small.jpg)
Пьер Бальмен
Меж тем одной из его любимых женщин — как на экране, так и в жизни — была Брижит Бардо. В том числе его рук дело — образы в прославившей актрису ленте «И Бог создал женщину». И хотя в этом безусловно есть заслуга Бальмена, стоит признать, что простая белая футболка с подвернутыми рукавами не стала бы столь культовой без, скажем так, обаяния самой Бардо — в фильме старлетка носит вещь, не обременяя себя бюстгальтером. А вот в комедии «Невеста слишком хороша» Пьера Гаспара-Юи, которая вышла в том же 1956 году, образы Бардо и других актрис достойны более серьезного разговора, ведь в этих нарядах Пьер Бальмен четко обозначил все знаковые элементы своего дома.
![Брижит Бардо](/upload/31067/vms/ce0321d2ee16de9041e081715b5f635e.gif)
![«И Бог создал женщину», 1956](/upload/31067/vms/0dfb941411bfa475de939e889cf1cd13_small.jpg)
![«И Бог создал женщину», 1956](/upload/31067/vms/81617518ac476be69ab74b5fa1827c58.gif)
«И Бог создал женщину», 1956
Собственно, Balmain во всей красе заявляет о себе уже в открывающей сцене. Режиссер забегает вперед и показывает, как новоиспеченная фотомодель Шу-Шу, она же 23-летняя и еще русая Брижит Бардо, играет фиктивную свадьбу с Мишелем (Луи Журданом), редактором прославившего ее журнала. И поскольку торжество нужно строго для пиара и проходит под прицелами фотокамер, образ невесты заказан, как говорит сама Шу-Шу, у «великого Пьера Бальмена».
![](/upload/31067/vms/e287e920c40e8f4ef445ca9b76eba851.gif)
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/70a497283ea3b8a1e2a83d68f523520e_small.jpg)
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/ee592b2ce8b53fd5ab8fe06fc8a3a181.gif)
«Невеста слишком хороша», 1956
В это время — середина 1950-х — влияние Пьера и правда велико. И пока снобы мира моды не упускают возможности отметить, что он без разбору берется за всех на свете светских дам (например, под сомнение ставилось его сотрудничество с королевой Бангкока — мол, у нее мало общего с французской высокой модой), а не выдерживает высокие стандарты, как Кристиан Диор или Кристобаль Баленсиага, Бальмен невозмутимо считает прибыль. К этому времени у него уже есть бутики в США — модельера вообще считают первым европейским дизайнером (наравне с другим французом Жаком Фатом), разглядевшим потенциал в американском рынке и там обосновавшимся. Есть своя линия готовой одежды, несколько ароматов, включая самый известный Jolie Madame, как позже будут называть созданный Пьером женский образ в целом. Крепкая дружба с Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и прочими светилами кино. Вот как, например, писала о клиентуре Бальмена газета Le Monde в 1958 году: «Знаменитые клиентки Пьера Бальмена довольно многочисленны. Мы знаем, что Лилли Палмер и днем, и ночью не носит ничего, кроме его легкой шерсти. В это время Ингрид Бергман не настолько себя сковывает и свободно чувствует себя буквально в любой из его моделей. Наконец, Брижит Бардо, которая обычно не полагается ни на одного конкретного модельера, привлекла много внимания бархатным ансамблем из платья и пальто, которые Пьер Бальмен создал специально для нее».
Сформулировать, чем Бальмен пленил всю светскую рать, конкретно довольно трудно, и патетичные записи его современников едва ли в этом помогают. Ну, скажем, Алиса Б. Токлас, писательница и партнерша Гертруды Стайн, о показах Бальмена высказывалась так: «Внезапно произошло пробуждение, родилось новое понимание того, что на самом деле такое мода, украшательство и усиление женских форм и очарования». Журнал L’Epoque описывал его коллекции как «очень умные и соблазнительные», а Point du Vue как «элегантные, сдержанные и с красивыми деталями». История, проще говоря, созвучная с New Look Кристиана Диора: Бальмен предложил радикально женственный для послевоенного времени образ, и женщины потеряли голову.
![](/upload/31067/vms/39b646f9b584304fbc2f1c02ee60514d.gif)
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/a7ecb4b7621cd5954cfc3e9cc1f0e48f_small.jpg)
«Невеста слишком хороша», 1956
Особенно Бальмену удавались свадебные платья. Именно выход невесты, как пишет Бальмен в мемуарах, вызывал на его дебютном шоу «взрыв аплодисментов». Само платье он описывает лаконично: бело-серебряное. Платье же Шу-Шу с мерцающими цветочными вензелями позволяет разглядеть, как искушен был Пьер по части ручной вышивки, — этому он как раз научился в ателье Лелонга. Ткани, богато расшитые пайетками, стеклянными стразами, бисером и страусиными перьями, вообще были одной из визитных карточек модельера.
![Пьер Бальмен](/upload/31067/vms/b8631b4d4d34714a7034a246a7ff62a8_small.jpg)
Пьер Бальмен
Да и просто «богатые» ткани и их не менее богатые сочетания. Бальмен, изучавший архитектуру в парижской Школе изящных искусств, постоянно говорил о важности материалов — как в архитектурном деле, так и в моде: «Кутюрье нужна одновременно шероховатость толстого твида и легкость газа или тюля». В одном из свадебных платьев, датируемых концом 1950-х, Бальмен совмещает «струящийся» шифон и «более жесткий» шелк цвета шампанского и узоры из серебряного жаккарда. «Мечта, белая поэма!» — характеризует в фильме свадебные платья Balmain главный редактор глянцевого журнала Юдифь (Мишлин Прель).
![Пьер Бальмен и Брижит Бардо](/upload/31067/vms/2134009ac3b278658183fd830c618868_small.jpg)
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/922111b28a4585c02943a27a3dba1eda.gif)
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/93caaa74cb12e273a3b8a56d5ff7ec8a.jpg)
«Невеста слишком хороша», 1956
Еще одно знаковое платье героини Бардо — то, в котором она кружится в рекламе капроновых чулок. И снова сразу несколько примет Бальмена: тончайшая талия, пышная юбка-колокол, опять же расшитая как бы цветочными лепестками, и открытые плечи. Именно платья без бретелей, как писал американский журнал The Atlantic, покорили в свое время клиенток Бальмена в США. Некоторые источники утверждают, что именно Пьер предложил первым коктейльные платья, оголяющие и коленки, и ключицы.
Пьер Бальмен и Бриджит Бардо
Открытые плечи демонстрирует в ленте и редактриса Юдифь. Для нее, как для гранд-дамы, Бальмен исполнил более спокойное вечернее платье — из черной тафты, задрапированной (драпировка и складки на ткани — еще одна примета Бальмена) и подколотой несколькими брошами сверху. Судя по ним и экземплярам, сохранившимся в Метрополитен-музее, чаще всего Пьер работал с цветочными мотивами, использовал позолоченный металл, цветное стекло, стразы и жемчуг.
![Эскизы Пьера Бальмена](/upload/31067/vms/09ddea25c80f1a8d64a32a82a4790cfd_small.jpg)
![Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/708127e637f4de8d99464bc9434e1af4_small.jpg)
![Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/73076f2580cadbe7fc5be43dfc851ea0_small.jpg)
![Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/e1051adeb91af425d875f4e53c97382f_small.jpg)
Эскизы Пьера Бальмена
Жемчуг основатель Balmain вообще любил страстно, расшивал им платья, увешивал своих моделей жемчужными бусами. В «Невеста слишком хороша» мы встречаем жемчужные серьги и браслеты — опять же на Юдифь. Вместе с ними редактриса выгуливает топ с принтом «горошек», или petits pois — любимым у Бальмена, не считая знаменитого «лабиринта» (он появился позже, в 1970-х). А еще — юбку-карандаш из шерсти.
Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956
Во многом именно за такие модели из шерсти Бальмена любили его клиентки (среди них, как мы упоминали выше, Лилли Палмер). Шерстяные костюмы были непременно с приталенным жакетом, часто — в мелкую клетку или так называемую гусиную лапку. Точно такой Юдифь демонстрирует в одной из сцен. Комплект мог бы сойти за строгий, если бы не игривый бант на шее — Бальмен любил добавлять банты самых разных размеров в неожиданные и вполне ожидаемые места.
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/d1937f7d62e39aaf0ac5ec8150f61873_small.jpg)
Еще один вариант бальменовского костюма — с запахивающимся на манер халата жакетом, — надевает, как только начинает обретать славу, Шу-Шу. В комплекте узнается восточный колорит — тему Востока Бальмен поднял еще в своей первой коллекции, показав несколько шерстяных кимоно. Героиня Бардо дополняет костюм шляпой с плоской тульей и широкими полями, или шляпой-колесом. Вместе с оперными перчатками шляпы — излюбленный аксессуар Пьера. Постоянно экспериментировать с их формой — а мы помним не только «колеса», но и «таблетки», тюрбаны и более фантазийные модели — кутюрье опять же позволяло архитектурное образование.
«Невеста слишком хороша», 1956
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/d22a95dc6052213036517aa171008646.gif)
![«Невеста слишком хороша», 1956](/upload/31067/vms/50ee1bf6fbad3699c4d379057fe113dd_small.jpg)
Но и простые формы основателю Balmain были не чужды — недаром спросом пользовалась его линия ready-to-wear. Так, например, именно Пьеру Бальмену приписывают популяризацию незатейливого, но, чего уж там, элегантного платья-футляра. Именно в таком выходит замуж — уже взаправду — Шу-Шу. А следом за ней миллионы невест во всем мире.
«Невеста слишком хороша», 1956