Blueprint
T

«Мечта, белая поэма!»

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

18 мая исполняется 110 лет со дня рождения Пьера Бальмена. Создатель так называемой талии-рюмочки, друг, а затем соперник Кристиана Диора, Бальмен остался в модной истории не только как «‎кутюрье королев» (среди его клиенток числились герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, императрица Японии Нагако и королева Таиланда Сирикит), но и как плодотворный художник по костюмам. В день рождения модельера вспоминаем одну из его киноработ — «Невеста слишком хороша» (также переводят как «Первая брачная ночь») — где юная Брижит Бардо и ее коллеги-француженки демонстрируют все, за что мир однажды влюбился в Balmain.

«Во всех отношениях события вокруг первого показа казались столь же драматичными — или мелодраматичными — как какой-нибудь второсортный фильм». Так Пьер Бальмен написал в автобиографии о своем дебютном шоу, состоявшемся 12 октября 1945 года после череды злоключений. Ему, еще неизвестному и небогатому модельеру, только что вышедшему из-под крыла Люсьена Лелонга, пришлось звонить суперзвезде французской моды мадам Гре, чтобы та перенесла свой показ, назначенный на ту же самую дату (к его великому удивлению — согласилась). А еще выпроводить жандармов, пришедших выселить его из салона по адресу Франсуа Премьер, 44 («Я был так взвинчен, что просто взорвался: “Убирайтесь, убирайтесь!”»), схватить за лацканы судебного пристава, явившегося по тому же вопросу, и пережить завязавшуюся аккурат к началу шоу схватку пуделя Гертруды Стайн с чьим-то эрдельтерьером.


Словом, страстей, как в кино, в жизни Бальмена хватало. Но не ему самому: так что он как художник по костюмам приложил руку к более чем 50 фильмам — в том числе проходным мелодрамам. Но повезло и кинолентам из «золотого фонда» с участием главных звезд эпохи: Софи Лорен («Миллионерша»), Вивьен Ли («Римская весна миссис Стоун»), Джейн Фонды («Хищники») и Риты Хейворт («Счастливые воры»). Проявил себя и на Бродвее: одевал среди прочих Жозефину Бейкер, а за два года до своей смерти получил номинацию на «Тони» и награду Drama Desk Award — за костюмы к мюзиклу Happy New Year.


Пьер Бальмен

Пьер Бальмен

Меж тем одной из его любимых женщин — как на экране, так и в жизни — была Брижит Бардо. В том числе его рук дело — образы в прославившей актрису ленте «И Бог создал женщину». И хотя в этом безусловно есть заслуга Бальмена, стоит признать, что простая белая футболка с подвернутыми рукавами не стала бы столь культовой без, скажем так, обаяния самой Бардо — в фильме старлетка носит вещь, не обременяя себя бюстгальтером. А вот в комедии «Невеста слишком хороша» Пьера Гаспара-Юи, которая вышла в том же 1956 году, образы Бардо и других актрис достойны более серьезного разговора, ведь в этих нарядах Пьер Бальмен четко обозначил все знаковые элементы своего дома.

Брижит Бардо
«И Бог создал женщину», 1956
«И Бог создал женщину», 1956

«И Бог создал женщину», 1956

Собственно, Balmain во всей красе заявляет о себе уже в открывающей сцене. Режиссер забегает вперед и показывает, как новоиспеченная фотомодель Шу-Шу, она же 23-летняя и еще русая Брижит Бардо, играет фиктивную свадьбу с Мишелем (Луи Журданом), редактором прославившего ее журнала. И поскольку торжество нужно строго для пиара и проходит под прицелами фотокамер, образ невесты заказан, как говорит сама Шу-Шу, у «великого Пьера Бальмена».

«Невеста слишком хороша», 1956
«Невеста слишком хороша», 1956

«Невеста слишком хороша», 1956

В это время — середина 1950-х — влияние Пьера и правда велико. И пока снобы мира моды не упускают возможности отметить, что он без разбору берется за всех на свете светских дам (например, под сомнение ставилось его сотрудничество с королевой Бангкока — мол, у нее мало общего с французской высокой модой), а не выдерживает высокие стандарты, как Кристиан Диор или Кристобаль Баленсиага, Бальмен невозмутимо считает прибыль. К этому времени у него уже есть бутики в США — модельера вообще считают первым европейским дизайнером (наравне с другим французом Жаком Фатом), разглядевшим потенциал в американском рынке и там обосновавшимся. Есть своя линия готовой одежды, несколько ароматов, включая самый известный Jolie Madame, как позже будут называть созданный Пьером женский образ в целом. Крепкая дружба с Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и прочими светилами кино. Вот как, например, писала о клиентуре Бальмена газета Le Monde в 1958 году: «Знаменитые клиентки Пьера Бальмена довольно многочисленны. Мы знаем, что Лилли Палмер и днем, и ночью не носит ничего, кроме его легкой шерсти. В это время Ингрид Бергман не настолько себя сковывает и свободно чувствует себя буквально в любой из его моделей. Наконец, Брижит Бардо, которая обычно не полагается ни на одного конкретного модельера, привлекла много внимания бархатным ансамблем из платья и пальто, которые Пьер Бальмен создал специально для нее».


Сформулировать, чем Бальмен пленил всю светскую рать, конкретно довольно трудно, и патетичные записи его современников едва ли в этом помогают. Ну, скажем, Алиса Б. Токлас, писательница и партнерша Гертруды Стайн, о показах Бальмена высказывалась так: «Внезапно произошло пробуждение, родилось новое понимание того, что на самом деле такое мода, украшательство и усиление женских форм и очарования». Журнал L’Epoque описывал его коллекции как «очень умные и соблазнительные», а Point du Vue как «элегантные, сдержанные и с красивыми деталями». История, проще говоря, созвучная с New Look Кристиана Диора: Бальмен предложил радикально женственный для послевоенного времени образ, и женщины потеряли голову.


«Невеста слишком хороша», 1956

«Невеста слишком хороша», 1956

Особенно Бальмену удавались свадебные платья. Именно выход невесты, как пишет Бальмен в мемуарах, вызывал на его дебютном шоу «взрыв аплодисментов». Само платье он описывает лаконично: бело-серебряное. Платье же Шу-Шу с мерцающими цветочными вензелями позволяет разглядеть, как искушен был Пьер по части ручной вышивки, — этому он как раз научился в ателье Лелонга. Ткани, богато расшитые пайетками, стеклянными стразами, бисером и страусиными перьями, вообще были одной из визитных карточек модельера.


Пьер Бальмен

Пьер Бальмен

Да и просто «богатые» ткани и их не менее богатые сочетания. Бальмен, изучавший архитектуру в парижской Школе изящных искусств, постоянно говорил о важности материалов — как в архитектурном деле, так и в моде: «Кутюрье нужна одновременно шероховатость толстого твида и легкость газа или тюля». В одном из свадебных платьев, датируемых концом 1950-х, Бальмен совмещает «струящийся» шифон и «более жесткий» шелк цвета шампанского и узоры из серебряного жаккарда. «Мечта, белая поэма!» — характеризует в фильме свадебные платья Balmain главный редактор глянцевого журнала Юдифь (Мишлин Прель).


Пьер Бальмен и Брижит Бардо
«Невеста слишком хороша», 1956
«Невеста слишком хороша», 1956

«Невеста слишком хороша», 1956

Еще одно знаковое платье героини Бардо — то, в котором она кружится в рекламе капроновых чулок. И снова сразу несколько примет Бальмена: тончайшая талия, пышная юбка-колокол, опять же расшитая как бы цветочными лепестками, и открытые плечи. Именно платья без бретелей, как писал американский журнал The Atlantic, покорили в свое время клиенток Бальмена в США. Некоторые источники утверждают, что именно Пьер предложил первым коктейльные платья, оголяющие и коленки, и ключицы.

Пьер Бальмен и Бриджит Бардо

Открытые плечи демонстрирует в ленте и редактриса Юдифь. Для нее, как для гранд-дамы, Бальмен исполнил более спокойное вечернее платье — из черной тафты, задрапированной (драпировка и складки на ткани — еще одна примета Бальмена) и подколотой несколькими брошами сверху. Судя по ним и экземплярам, сохранившимся в Метрополитен-музее, чаще всего Пьер работал с цветочными мотивами, использовал позолоченный металл, цветное стекло, стразы и жемчуг.


Эскизы Пьера Бальмена
Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956
Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956
Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956

Эскизы Пьера Бальмена

Жемчуг основатель Balmain вообще любил страстно, расшивал им платья, увешивал своих моделей жемчужными бусами. В «Невеста слишком хороша» мы встречаем жемчужные серьги и браслеты — опять же на Юдифь. Вместе с ними редактриса выгуливает топ с принтом «горошек», или petits pois — любимым у Бальмена, не считая знаменитого «лабиринта» (он появился позже, в 1970-х). А еще — юбку-карандаш из шерсти.


Мишлин Прель в роли Юдифи в «Невеста слишком хороша», 1956

Во многом именно за такие модели из шерсти Бальмена любили его клиентки (среди них, как мы упоминали выше, Лилли Палмер). Шерстяные костюмы были непременно с приталенным жакетом, часто — в мелкую клетку или так называемую гусиную лапку. Точно такой Юдифь демонстрирует в одной из сцен. Комплект мог бы сойти за строгий, если бы не игривый бант на шее — Бальмен любил добавлять банты самых разных размеров в неожиданные и вполне ожидаемые места.


«Невеста слишком хороша», 1956

Еще один вариант бальменовского костюма — с запахивающимся на манер халата жакетом, — надевает, как только начинает обретать славу, Шу-Шу. В комплекте узнается восточный колорит — тему Востока Бальмен поднял еще в своей первой коллекции, показав несколько шерстяных кимоно. Героиня Бардо дополняет костюм шляпой с плоской тульей и широкими полями, или шляпой-колесом. Вместе с оперными перчатками шляпы — излюбленный аксессуар Пьера. Постоянно экспериментировать с их формой — а мы помним не только «колеса», но и «таблетки», тюрбаны и более фантазийные модели — кутюрье опять же позволяло архитектурное образование.


«Невеста слишком хороша», 1956

«Невеста слишком хороша», 1956
«Невеста слишком хороша», 1956

Но и простые формы основателю Balmain были не чужды — недаром спросом пользовалась его линия ready-to-wear. Так, например, именно Пьеру Бальмену приписывают популяризацию незатейливого, но, чего уж там, элегантного платья-футляра. Именно в таком выходит замуж — уже взаправду — Шу-Шу. А следом за ней миллионы невест во всем мире.


«Невеста слишком хороша», 1956

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}