Blueprint
T

«Это вам не очередная тарелка с Араратом»

ФОТО:
ВИКТОР БОЙКО

Хаотично разбросанные по столам отрезы ткани, глиняные чаши на полках и звуки то ли кузницы, то ли ювелирного цеха. А еще — ряды коробок, ящиков и упаковочной пленки. TUMO Studios — бесплатный образовательный проект с акцентом на традиционные армянские ремесла — разросся и обзаводится новым, собственным домом: восстановленным особняком на улице Арама, 44, неподалеку от ереванской площади Республики. Лиза Золотухина застала ключевую часть команды в процессе переезда и поговорила с ними о том, как сделать завязанное на традициях образование современным, а главное — бесплатным.

TUMO Studios, армянские ремесла

?

За чьей творческой деятельностью вы следите?


Мариам Хачатрян, руководительница TUMO Studios: 

Джонатан Андерсон, Мидзуки Сасаки, Loewe Foundation, Tatter Blue Library, Fondazione Officine Saffi, The Ready Hand 


Патил Чивиан, менеджерка по продажам и производству TUMO Studios:

Йоджи Ямамото, Comme des Garçons, Dries Van Noten, Maison Margiela, Rick Owens, Loewe, Viktor & Rolf, Alaïa, Heliot Emil, Roberts Wood, Uma Wang, Rigards, Guidi, Toogood…




?

Как в мире, где все уже создали до тебя, сделать что-то особенное?


Мариам: Я не согласна, что до нас уже все создано. Мне кажется, что абсолютно каждый человек может при хороших условиях и образовании создать что-то, чего еще не было.


Патил: Ответ на этот вопрос даем не мы, а наши студенты. Мы вдохновляем их, даем материалы, ресурсы и свободу. А уже они создают что-то, исходя из опыта и окружения. Вкладывают не просто технику, но и личные истории. Так и получается что-то новое.

?

О чем никогда нельзя забывать в творческой работе?


Мариам: Что ты можешь создать что-то новое. Например, в одном из залов TUMO Studios.


Патил: С одной стороны, нельзя забывать о своей идентичности. А с другой стороны — не стоит привязываться только к ней, нужно быть гибкими и открытыми миру. Чтобы создавать что-то новое, без этого сочетания не обойтись.

TUMO Studios, армянские ремесла

О том, с чего все началось, и главной идее

Мариам:

TUMO Studios появились как одна из инициатив TUMO Центра — образовательного проекта в области креативных технологий: фотографии, мультипликации, компьютерных игр и программирования. Его придумали и создали в Ереване больше 10 лет назад. А в 2016 году французский журнал о технологиях We demain признал TUMO лучшей инновационной школой мира. С тех пор TUMO сильно вырос и теперь представлен не только по всей Армении, но и во Франции, Германии и США. А скоро откроется и в Японии.

Проект стал так популярен в Армении, потому что у девушек и парней появилась альтернатива устаревшим общеобразовательным школам — суперсовременные центры, где можно выбрать, чем ты хочешь заниматься, и куда приезжают спикеры, например, из Google или META.

У TUMO несколько миссий, и одна из них — чтобы как можно больше людей в мире узнали об Армении. Но дело в том, что мы и сами не знаем о нашей стране все. Например, некоторые традиционные ремесла вроде особых видов вышивки сейчас практически утрачены. Из этого стремления — сохранить то, что важно для армянской культуры, — в 2017 году и появились TUMO Studios. Проект, который ориентирован на все, что делается руками, все, что можно почувствовать и потрогать.

Когда TUMO Studios только открылись, в команде работало три человека. Сейчас на постоянной основе нас 15. Это я, менеджер образовательной программы, дизайн-менеджер, менеджер по производству и продажам. А еще кураторы, которые отвечают за работу студентов. Дизайн-команда, которая смотрит на работы студентов после воркшопов и доводит их до продаж и производства. И преподаватели технических курсов.


О том, чему учат 

Мариам:

Миссия TUMO Studios — дать вторую жизнь национальным ремеслам — прослеживается во всем, даже в нашем помещении. Мы взяли исторический особняк в центре Еревана и восстановили его, добавив минимум современных элементов.

Начали мы с нескольких коротких воркшопов по разным направлениям: от конструирования одежды до керамики. На них приглашали людей, у которых уже был бэкграунд по теме. Но быстро поняли, что практически все образование в Армении, связанное с ремеслами, очень сильно устарело. И на воркшопах мы очень много времени тратили на базовые вещи: как кроить, шить или работать с гончарным кругом.

Так мы поняли, что нашим студентам нужна база. И сделали длинные технические курсы по нескольким основным направлениям, на которые можно приходить, если у тебя совсем нет опыта. Сейчас это керамика, ювелирные украшения, конструирование одежды и аксессуаров, аналоговая печать (сюда входит и шелкография, и гравюра: линогравюра и литогравюра), а еще вышивка.

Мне всегда казалось, что самое нудное направление — это вышивка. Но мы нашли классную преподавательницу, Мариам Гарибян. Она владеет многими древними армянскими техниками и даже реставрирует музейные вышивки. Получился отличный курс: студенты не только вышивают, но и ходят в музеи, архивы, смотрят, впитывают и пытаются что-то повторить. И этот подход мы применяем для всех технических курсов.


Технические курсы ведут:

Керамика — Вардан Агабекян

Конструирование одежды — Анна Рафаелян

Ювелирное дело — Шушан Айвазян 

Печать — Армине Маргарян 

Вышивание — Мариам Гарибян


Патил:

Обучение длится от полугода до 13 месяцев в зависимости от курса. Самая длинная программа — керамика. Но существуют и короткие интенсивы — длительностью 3–4 недели, — это дизайн-воркшопы с определенной темой. Их проводят приглашенные преподаватели — из Армении или из-за границы. Мы оплачиваем им билеты, проживание и материалы. В ходе обучения на одном курсе студент посещает 10–15 воркшопов по разным темам — нарабатывает портфолио и учится новым техникам.

Мариадела Аруджо, основательница бренда Mariadela Arujo, Барселона

Танмай Саксена

Аннемари О’Салливан и Том Макволтер, основатели Studio Amos, Лондон

Azur World, Париж

Студенты сочетали вязание спицами, крючком и вышивку, чтобы создать товары для дома и аксессуары.

основатель бренда LaneFortyFive, Лондон

В течение трех недель участники изучали национальную и фольклорную одежду. На основе исследований создали капсульную коллекцию и провели фотосъемку.

Студенты учились обрабатывать ветки ивы и освоили две разные техники работы: рандом и фитинг. Они исследовали историю и использование техник плетения в Армении.

Студенты изучали повседневные головные уборы, затем создавали эскизы, окрашивали шелк натуральными красителями и придавали ему форму в технике плиссе. По итогам воркшопа каждый из студентов создал коллекцию головных уборов.

Мариам:

Несколько раз в год мы проводим еще и теоретические курсы: как создать портфолио, выстроить бизнес-модель или вести соцсети. Когда у студентов за спиной один-два технических курса и хотя бы 10–12 воркшопов, они могут стать нашими резидентами. В этом случае мы предоставляем студентам год времени, мастерские и берем на себя все расходы, чтобы они работали над своим выпускным проектом и создали коллекцию. А мы курируем их работу.


О том, кого принимают учиться


Мариам: Сейчас у нас одновременно учатся около 700 студентов. Много тех, кто либо бросил, либо вообще не поступал в вуз. Обучение строится так: сначала мы отбираем студентов. И здесь нет почти никаких ограничений, кроме возраста — от 16 до 28 лет. Это наша основная аудитория — люди, которые в начале своего карьерного пути. Те, кому, возможно, не нравится учиться в вузе, кто только решает, кем хочет стать, когда вырастет. Это возрастное ограничение распространяется только на первый курс. Если кто-то захочет поступить еще на одну программу (а мы очень на это рассчитываем), то возраст уже не имеет значения.

Мы рассматриваем все заявки, а затем проводим интервью и выясняем, кто из студентов действительно серьезно настроен. Мы не можем взять всех: на 10 мест у нас иногда бывает 600 заявок — и от русских студентов, их все больше.

О бесплатном образовании как бизнес-модели


Мариам:

Наша главная цель — сделать качественное образование бесплатным. Мы не только учим, но и предоставляем материалы и для технических курсов, и для дизайн-воркшопов. Так что в случае, например, ювелирного направления или конструирования одежды выходит не дешево. Поэтому наша работа в TUMO Studios требует большого оптимизма. Сейчас мы существуем за счет фонда JHM Foundation (американский фонд, который основали Джон и Асмик Мгрдичиан — дети жертв геноцида армян из Гюмри и Харперта) и благотворителей, которые нас спонсируют. Но стараемся выйти на самоокупаемость.


Патил:

У TUMO Studios есть онлайн- и офлайн-магазин, где мы продаем работы наших выпускников и студентов. Мы с командой отбираем лучшие дизайны, производим небольшие партии — по несколько десятков изделий — и продаем в нашем магазине или в магазинах-партнерах, например, концепт-сторах Cone, 5concept или Rage Garage.

Наше фундаментальное отличие в том, что мы производим все сами. И конечно, пристально следим за качеством. Вообще, производство в Армении сейчас не на высшем уровне, и здесь мы задаем хорошую планку. Из-за этого цены на наши товары выше среднего по рынку, но многие готовы заплатить чуть больше, зато быть уверенными в качестве.

На производстве работают наши студенты и выпускники. Сейчас команда довольно маленькая — 10 человек на всех направлениях, но постепенно мы планируем расширяться.


TUMO Studios, армянские ремесла

О коллаборациях

Патил:

Со временем к нам начали обращаться в том числе и как к производству — мы делаем посуду и декор для ресторанов, например, для ПЭУ и Common Ground. В последние годы в Ереване открывается все больше русских бизнесов, и многие из их основателей тоже обращаются к нам.

Но ресторанами мы не ограничиваемся. Например, недавно мы сотрудничали с крупным армянским косметическим брендом — Nairian Cosmetics. Они тоже вышли на нас сами и попросили студентов разработать для них косметичку, которой было бы удобно пользоваться в путешествиях. Еще мы работали с Национальным киноцентром Армении. В прошлом году армянскому кино исполнилось 100 лет, и центр попросил нас создать иллюстрации и принты, посвященные знаковому армянскому кино. Кроме того, работы наших студентов участвовали в выставке TRANOI в рамках Парижской недели моды. Там мы были представлены совместной коллекцией TUMO Studios и Armine Ohanian Paris. А на Миланской неделе дизайна мы показали результаты воркшопа по продуктовому дизайну под руководством Exil Collective, студии продуктового дизайна из Бейрута.


О проблемах на производстве и новом доме

Патил:

Прямо сейчас наша главная проблема — слишком маленькое пространство. Например, у нас всего одна печь для обжига и всего несколько гончарных кругов. На них работают и студенты, и производство. Так как наш приоритет — образование, то в первую очередь печью пользуются на курсах по керамике. Из-за этого производство не может брать много заказов и делать их быстро.

Вторая большая проблема — недостаток сырья и его качество. Кое-что из материалов невозможно найти в Армении, поэтому мы закупаем это в России, Европе или где-то еще. А что-то не удовлетворяет нас по качеству, поэтому мы выбираем аналоги дороже. Это все сильно влияет на конечную стоимость товаров.

А еще сейчас наш офлайн-магазин находится на втором этаже, прямо в офисе. Многие не могут его найти или думают, что к нам нельзя зайти просто так.

Скоро мы переезжаем в новое место. Там предусмотрено больше пространства для производства, больше гончарных кругов и швейных машин, а еще отдельный магазин на первом этаже. Наконец-то с вывеской!


Мариам:

Новый дом TUMO Studios — это трехэтажный особняк с собственным двором. Одно из немногих уцелевших исторических зданий в Ереване. Мы восстанавливаем дом и сейчас доделываем там ремонт. Наш новый адрес — улица Арама, 44. Кроме магазина, мастерских и производства там будет еще и галерея, так что мы сможем устраивать выставки студенческих работ.


Об Армении

Патил:

Чтобы работа студента попала к нам в магазин, она должна соответствовать нескольким критериям. Во-первых, быть достаточно легко производимой, иначе ее стоимость сразу взлетит до небес. Это частая проблема — когда у студента есть прекрасная, но очень сложная в производстве идея. И во-вторых, объект должен отсылать к Армении. Быть как-то с ней связан, рассказывать о ней что-то новое.


Мариам:

Мы стараемся избегать чего-то шаблонного вроде тарелок с изображением Арарата. TUMO Studios — это не про сувениры, а про историю и поиск. Поэтому мы очень много работаем с насмотренностью студентов: помогаем с референсами, обращаемся к искусству и традициям, рекомендуем книги и ресурсы, устраиваем экскурсии. В общем, делаем все, чтобы они больше узнали об Армении.

Например, сейчас в магазине можно найти кожаные сумки, окрашенные с помощью традиционной армянской техники. Или набор тарелок с принтом: если смотреть только на одну, то увидишь только абстрактный узор, а если взять несколько вместе, то получится карта с регионами Армении. Или вазы, которые могли бы продаваться где угодно, хоть в IKEA, — они выглядят современно и минималистично, но при этом сделаны из армянского туфа.


Патил:

У всех наших дизайн-воркшопов есть тема. И это не просто «чашки» или «кольца». Это может быть армянская архитектура, аутентичные армянские материалы, детские воспоминания, да что угодно. Наша цель не в том, чтобы конечный продукт выглядел как что-то «армянское». Важнее, чтобы вещь была сделана в Армении, и сделана качественно, с историей и душой.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}