T

Чем полезен инстаграм-стикер «МалыйБизнес»?

Пока наши страницы в Instagram почти не обновляются, потому что в самоизоляции особо нечего снимать, сам по себе Instagram обновляется с завидной регулярностью. Приложение успело полностью адаптировать desktop-версию, провести флешмоб «Оставайтесь дома» с соответствующим стикером, а на этой неделе в Instagram запустилась инициатива по поддержке локального малого бизнеса. Разбираемся, зачем она нужна и насколько полезна самим локальным компаниям.

Проект «Поддержим малый бизнес» точно не раз попадался вам на глаза за последние два дня. Во-первых — в виде стикера «МалыйБизнес», которым любой пользователь может маркировать в Stories аккаунты компаний, нуждающихся в помощи из-за кризиса. Во-вторых, в виде отдельного раздела Stories, где группируют все фотографии и видео со стикером «МалыйБизнес» из вашей ленты. По задумке Instagram такой инструмент позволит малому бизнесу расширить аудиторию и привлечь новых клиентов. Чтобы поддержать компании не только стикером, но и делом, Instagram создал раздел «Ресурсы для бизнеса», доступ к которому есть у владельцев всех бизнес-аккаунтов. В нем собирают все новые полезные функции платформы для поддержки бизнеса в данный период.


Стикер можно «повесить» на Stories с упоминанием любого аккаунта локального бизнеса, от ресторанов и кафе до цветочных лавок. The Blueprint обратился к российскому представительству соцсети, чтобы узнать, повлияла ли эта инициатива за несколько дней на статистику аккаунтов и бизнес их обладателей, однако компания не смогла предоставить такие данные. А вот сами предприниматели существенных изменений не заметили. Так, Бахар Сапарова, SMM-директор сети косметологических салонов The Face Only, говорит, что заметного прироста подписчиков стикер пока не принес — по ее словам, обычное упоминание профиля The Face Only в Stories у инфлюенсера намного эффективнее для привлечения аудитории. «Безусловно, от упоминаний наших подписчиков у аккаунта есть прирост вовлеченности за два-три дня, пока существует стикер. И конечно, приятно, что аудитория нас отмечает и поддерживает проект не только совершением заказов и своими покупками в интернет-магазине, но и таким способом», — говорит она.

Опыт основательницы другого проекта в бьюти-сфере, бренда органических блесток Glow Me, Ольги Апетьян доказывает, что бизнес-аккаунты испытывают на себе ряд ограничений со стороны Instagram даже при использовании стикера, который должен их поддерживать. «Мы воспользовались этой кнопкой [стикером „МалыйБизнес“] с рабочего аккаунта — там 34 тысячи подписчиков — и всего лишь на 100 человек больше просмотрели эту Stories, чем смотрят обычно. Также я решила попробовать использовать этот инструмент в своем личном аккаунте — и вот там у меня в два раза увеличились просмотры Stories именно со стикером», — рассказывает она. По ее словам, несмотря на этот рост просмотра Stories в личном аккаунте, никакой заметной реакции подписчиков не было — не было активных переходов на страницу бренда. При этом сама Ольга как пользователь, открывая сейчас раздел Stories с поддержкой локального бизнеса, нашла очень много классных бизнесов, на которые, оказывается, была давно подписана, но просто они затерялись где-то в ленте. «Так что как способ повышения осведомленности о брендах стикер — это эффективная инициатива», — подчеркивает Апетьян.


Аккаунты разных брендов теряются в ленте по многим причинам, главная из которых — алгоритм выдачи контента в ленте не в хронологическом порядке, а по степени вовлеченности каждого конкретного подписчика — она измеряется соотношением лайков, комментариев и других параметров охвата аудитории. На это жалуется и Леся Русакович, дизайнер и основательница бренда Otocyon, соосновательница проектов «Общее/Частное» и «Гербарий». «Было бы здорово, если бы российский Instagram дал возможность хотя бы аккаунтам малого и среднего бизнеса не тратить отдельные бюджеты на таргетинг, чтобы люди видели их посты», — говорит она. Но все же стикер «МалыйБизнес» частично решает данную проблему, поскольку позволяет аккаунтам локальных брендов чаще быть на виду. Так, в случае с Otocyon за несколько дней использования стикера прибавились и подписчики, и просмотры страницы — эти показатели увеличились на 20% по сравнению с прошлой неделей. Вещи Otocyon выше среднего ценового сегмента, поэтому такой рост охватов не повлек за собой рост спроса на предметы, а вот в аккаунте другого проекта Леси, более демократичного по ценам бренда «Гербарий», с приростом аудитории ощутился и рост продаж.

SMM-специалист более крупного локального модного бренда I Am Studio Влада Иваненко считает, что стикер, если и помогает повысить продажи, то лишь частично. Намного эффективнее в данном вопросе был бы другой инструмент, который давно есть в Instagram, правда, не на российском рынке. «Вы точно знаете, что за границей работают торговые метки, но почему-то в русском Instagram они не действуют. А если у кого-то и работают, то через очень сложную процедуру установки — как правило, эти метки выставляются с указанием другой геолокации, кто-то постит их вообще из зарубежных стран, кто-то через VPN — в общем, было бы классно и полезно официально ввести их именно в русском Instagram. Чтобы можно было их ставить на товары — и вести напрямую на сайт», — говорит она. Стикер же не столько помогает привлекать большее число заказчиков, сколько повышает осведомленность аудитории о том, что есть такая категория, как локальные малые бизнесы — и она сейчас нуждается в поддержке. Действительно, за последние дни стикер «МалыйБизнес» осведомил об I Am Studio чуть больше людей — просмотры Stories бренда возросли примерно в 1,5 раза.


Но есть и более скептично настроенные игроки рынка, которые уверены, что стикер по поддержке малого бизнеса больше полезен продовольственным проектам, чем компаниям, связанным с индустрией моды и красоты. В этом лагере — Михаил Барышников, основатель концепт-стора 72 Concept Store и салонов красоты Simposion, креативный директор ювелирного бренда Anima и автор телеграм-канала Osd. «Надо понимать, что есть разница: для поддержки маленькой семейной пекарни этот стикер суперкласс, а в моде — твердое нет, потому что речь не о предмете первой необходимости. Это очень симпатичная инициатива, но она существует для тех, кто замещает в малом сегменте большие истории, причем, как мне кажется, именно продовольственные». По мнению Барышникова, этот стикер подразумевает выбор между чем-то большим, условно, «Росхлебом» и частной пекарней «ЭкоПирожок». Там, где человек может выбрать: купить ему булку у мегаконцерна либо, за плюс-минус те же деньги, у того, у кого нет госзаказа или поддержки. «Согласитесь, в моде это не применимо — тут нет выбора, употребить H&M, Gucci или Lesyanebo, например. Люди сейчас выживают, а не наряжаются», — говорит Михаил.

Использовать стикер для продвижения своего бизнеса, по его мнению, точно не стоит, ведь тогда из способа поддержки близкого по духу дела он превратится в акт пиара. «У меня мнение очень простое: или тебя хотят и покупают, или никакой стикер не поможет. Я не вижу в этом жесте красоты. Это как стоять с протянутой рукой или лотком и вопить „ну купите нас, пожалуйста“. По-моему, такие вещи должны идти от людей на другой стороне прилавка, и пытаться их навязывать — это вызывать раздражение. Да, мы маленькие, да нам сложно — всем сложно, и ныть, пускай и так опосредованно, по-моему, непозволительно. Когда основатели брендов сами ставят такой стикер на свои профили, это вызывает только жалость», — уточняет Барышников.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/B8369LmIVPn/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/B8369LmIVPn/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> Посмотреть эту публикацию в Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/B8369LmIVPn/?utm_source=ig_embed&amp;utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">Публикация от Anima (@animajewels)</a> <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2020-02-22T15:13:17+00:00">22 Фев 2020 в 7:13 PST</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Как считает Бахар Сапарова, стикер — хорошая имиджевая мера по поддержке бизнеса, но от Instagram малый бизнес ждет более существенных шагов. «Хотелось бы, чтобы не падала статистика профиля после таргетированной рекламы. Часто, когда ты подключаешь рекламу, после ее завершения на некоторое время у аккаунта падает статистика. Для многих таргетологов и SMM-специалистов это может быть знакомой проблемой», — говорит Сапарова. По ее словам, это должно мотивировать тебя вкладывать больше бюджета в рекламу, но на самом деле мотивация только падает. «Хотелось бы, чтобы наличие рекламы или ее отсутствие не влияло на то, насколько часто аккаунт появляется в ленте у подписчиков и вообще котируется в Instagram», — резюмирует Сапарова.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}