Всего хорошего
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Вчера, когда часы пробили полночь по Парижу, Chanel объявили, что Виржини Виар покидает пост креативного директора спустя пять лет. Всего дизайнер отдала модному дому ни много ни мало 37 лет жизни — в Chanel Виар пришла стажеркой в 1987 году и быстро стала "и правой, и левой рукой" Карла Лагерфельда. После его смерти каждую самостоятельную коллекцию Виржини индустрия встречала немым вопросом — когда это закончится? Момент настал, и мы решили спросить у модных экспертов и давних друзей Chanel, что они чувствуют.
Ксения Соловьева, бывший главный редактор Vogue, основательница проекта Nightingale
Виржини Виар
Всегда с интересом следила, как Виржини от коллекции к коллекции трансформировала свои идеи. Прежде всего в кутюре. Еще на ее самом первом показе в библиотеке, в которую превратили Гран-Пале, вдруг появилось много несвойственных Chanel, во всяком случае, в таком объеме цветов — фуксия, зеленый, лазурный. Внезапные летящие силуэты. И так до последнего кутюрного показа. Очень молодежные и одновременно очень red carpet вещи, сделанные в расчете на молодого богатого потребителя, возможно, азиатского, который хочет носить уникальные вещи каждый день (неслучайно именно в Азии при Виржини Chanel стали развивать концепцию отдельных бутиков для супербогатых). При Виар улучшился стайлинг коллекций Ready-to-Wear. Вспомнить коллекцию «В прошлом году в Мариенбаде» или показ, вдохновленный Довилем, — самые модные московские девчонки обсуждали между собой, как это свежо. И конечно, Resort 2024 в Лос-Анджелесе, обыгрывающий все стереотипы, с которыми ассоциируется «фабрика грез». Это был прорыв.
Chanel Resort 2024
Chanel, осень–зима 2024
Вообще, новости об увольнениях всегда вызывают грусть. Наше сообщество диванных модных критиков обожает выдавать вердикты в духе «Ну наконец-то», «Давно пора», «Я пять лет назад перестала покупать, значит, он ни на что не годен», «С каждой коллекцией все хуже и хуже», «Да она только и умеет, что укорачивать ноги», «Он давно сдулся и не может родить ни одной годной идеи». Виржини прошла длинный путь. 32 года бок о бок с Карлом и еще пять — без него. Отважилась занять место, обреченное на сравнение. При ней компания достигла уверенных финансовых результатов, вплотную приблизившись к 20-миллиардным продажам. Правда, рост выручки в прошлом году во многом объясним повышением цен, но не только — Виржини любили клиентки дома. И, что немаловажно, ее любила команда. С ней было легко работать, она была четкая и конкретная, хотя, безусловно, не такая харизматичная, как Карл. Пять лет в нынешнее время — достойный срок. Считаю, что она сделала отличную работу и имеет право уйти с гордо поднятой головой. Не знаю, кто ее заменит — креативная команда, «способная обеспечить преемственность курса», или кто-нибудь яркий и непредсказуемый, вроде Эди Слимана или Симона Порта Жакмюса (его идеи, кстати, порой так напоминают самого Карла). Но призываю с уважением относиться к людям, которые столько лет дарили нам радость, вдохновение и желание перемыть им кости.
Ольга Михайловская, модная журналистка, автор телеграм-канала Front Fashion
Виржини Виар почему-то с самого начала вызывала у меня сочувствие. Она 30 лет проработала под Карлом и была как будто им зомбирована. И делала вроде бы все то же самое, но у Карла был масштаб совсем другой. Так что из сделанного ею даже как-то и вспомнить нечего, ни плохого, ни хорошего. Новость об уходе Виар прочитала, честно говоря, с облегчением. Потому что для меня она была продолжением Карла, он словно руководил домом «оттуда». Звучит ужасно, но у меня все время было чувство, что он не отпускает. Надеюсь, сейчас уже все — отпустил. И надеюсь, разговоры о том, что якобы такова была его воля — Виар на пять лет, а потом условно Слиман, — это всего лишь миф. Не готова поверить, что так фанатично выполняют его волю владельцы Chanel.
Юлия Калманович, основательница и дизайнер бренда Kalmanovich
Мне удалось застать пару последних коллекций Карла Лагерфельда для Chanel и приобрести несколько вещей из них, но моя всепоглощающая любовь к бренду сформировалась как раз в период работы Виржини Виар. Я всегда выделяла ее Resort-коллекции — обычно это были очень модные и легкие по настроению вещи, в которых чувствовался свежий взгляд на бренд. Настоящие unique pieces. Особенно Виар запомнится мне коллекцией Haute Couture сезона весна—лето 2024 — вроде бы ничего особенного, но шоу показалось мне безупречным. Или Métiers d’Art 2022/2023 в Дакаре — необычная коллекция, одна из моих любимых. Знаковой для меня стала и придуманная ею вечерняя сумка в виде забавного минивэна с доской для серфинга на крыше из коллекции Cruise 2023/2024 — она слегка наивная, хипповая, в ней определенно чувствуется дух Лос-Анджелеса.
Новость об уходе Виар стала неожиданностью. Но всегда интересно наблюдать за тем, как в легендарный модный дом приходит новый креативный директор: что он сохранит, что привнесет нового, а от чего избавится безвозвратно. Я бы сказала, что это перемены, которые в конечном счете всегда к лучшему. Пять лет — солидный срок. Безусловно, Виржини много сделала для дома. Помню, что ее первые коллекции не сразу поняли. Это неудивительно — ее интуитивно сравнивали с Карлом Лагерфельдом. Но для меня, как для поклонницы бренда, почти каждая коллекция Chanel под ее руководством выглядела интересной, красивой и успешной.
Chanel, Haute Couture весна–лето 2024
Chanel Resort 2025
Chanel Resort 2020
Chanel, Métiers d’Art 2022/2023
Марина Прохорова, модный критик
Виржини Виар проработала на посту креативного директора Chanel пять лет и вот — уходит. Большинство людей из модного сообщества ждало этого очень давно и удивлялось, что этого не происходит. Вспомнить ее коллекции я совершенно не могу, поскольку они не были ни остротрендовыми, ни интересными, ни хотя бы красивыми. На мой взгляд, не были они и приспособлены для повседневной неброской жизни привыкшей к вещам Chanel богатой женщины — просто потому, что из-за стремления освежить стиль Виржини Виар с командой придумывала их странными. Не саркастически-странными, как Карл Лагерфельд, а непропорциональными и неудобными. Достаточно вспомнить, как последние годы выглядела амбассадорша Chanel и редкая красавица Каролина Монакская. Но я искренне желаю Виржини Виар всего самого хорошего — не все «правые руки» больших дизайнеров могут занять их место. И еще надеюсь на возрождение Chanel, поскольку те идеи и смыслы, что зовутся ДНК марки, прекрасным образом можно привязать к нынешним реалиям.
Ирина Старшенбаум, актриса, друг дома Chanel
Chanel Виржини Виар запомнится мне в первую очередь эклектикой — сочетанием классики и новой легкости, разбивающей консерватизм. Эклектика дает возможность любой женщине почувствовать себя изящной, сильной, защищенной, но при этом свободной и сексуальной. Я много лет друг Chanel. Каждая моя вещь этого бренда — приятное воспоминание. О поездках в Париж, подарках модного дома, личных покупках в бутике. Честно говоря, последние годы постоянно сталкивают нас с большими изменениями. Мир трансформируется, и это очередной импульс. Пока я не представляю, как поменяется дом и будет ли он меняться (хотя, естественно, должен). Но я думаю, что Chanel — незыблемая величина. После новости об уходе Виар была легкая, не сказала бы, что грусть, но легкое предчувствие очередных перемен. Мы к ним, наверное, уже привыкли.
Алена Долецкая, бывший главный редактор Vogue, автор проекта «Пойду подышу»
Виржини — мученица. Больше 30 лет работать в одной компании, из которых добрая половина под великим Карлом. Он ушел, и выдерживать прессинг корпоративных запросов ей было точно непросто. Но в целом она — очень хорошая девочка. Передышку заслужила.
Chanel, Haute Couture осень–зима 2023/24
Chanel, весна–лето 2022
Chanel, осень-зима 2023
Chanel, осень–зима 2021
Ольга Карпуть, основательница концепт-стора КМ20, друг дома Chanel
Chanel — бренд, который сильно больше дизайнера или креативного директора, временно его возглавляющего. Кто бы ни стоял у руля, марка на протяжении многих лет поддерживает маркетингом лишь историю Габриэль Шанель: мы все послушно ходим в ее дом-музей, на выставки ее работ, смотрим про нее кино. Я исторически "друг бренда" — так сейчас принято называть тех, кого команда выбирает наряжать и приглашать. И очень этим горжусь! Поэтому драмы новостей об увольнении Виржини не чувствую — мы продолжим собираться в Гран-Пале четыре раза в год. Уже несколько месяцев не могу отлипнуть от сумок Chanel 19 и 22, ценю мастерство. Уверена, все это сохранится.
Елена Стафьева, модный критик «Коммерсантъ Weekend»
Виржини Виар запомнилась нам тем, что не запомнилась фактически ничем — все ее воспринимали, как продолжение Карла, как почти что его медиума, через которого он продолжал управлять Chanel. И в этом нет ничего удивительного, потому что она тридцать лет проработала не просто рядом с Карлом, но будучи ближайшим к нему человеком, а в последние годы его жизни выполняла большинство функций художественного директора. Все эти 5 лет вокруг ее коллекций пытались развить нарратив “изменений” и “новой главы”, но это не очень выходило — скорее, эти годы воспринимались как время необходимого перехода, который в Chanel, естественно, делали без всяких резких движений, но со всей возможной аккуратностью. Потому что феномен великого дома Chanel в том и состоит, что его здание, со всеми “кодами” и “ДНК”, отстроено как античный храм, то есть в идеально рассчитанных пропорциях, и простоит еще века на зависть всем, если его специально не рушить. Исходя из этого важнейшего свойства Chanel и будут происходить все дальнейшие изменения — очевидно, что новая глава таки будет начата, ее необходимость неотменима, как и необходимость нового публичного художественного лица Chanel (и это еще одно, в чем Виар, будучи совершенное непубличной персоной, очевидно, участвовать не хотела/не могла). В связи с Chanel все до сих пор по инерции вспоминают и цитируют Карла, но это должно постепенно измениться. Я не думаю, что шанелевские твид, жемчуг, золото и пр. куда-то денутся, но, думаю, их пропорции в мире Chanel будет как-то изменены и к ним добавится что-то новое и, надеюсь, современное. Наблюдать этот эпохальный процесс будет, конечно, очень увлекательно.
Chanel, Pre-Fall 2023
07 ИЮНЯ 2024
0