Blueprint

вопрос недели

T
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.26,"scaleX":0.73,"scaleY":0.73,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Почему школьная форма — это боль (или нет)?

спрашивает:
Настя Сотник

Для кого-то конец летних каникул — это скорое наступление fashion month, а для кого-то — период активной подготовки к школе. По части моды в том числе: школьная форма к 1 сентября так же важна, как и готовое сочинение «Как я провел это лето». Есть мнение, что одежда для школьников в России — боль и по части дизайна, и по части качества. Так ли это? И если да, то почему? Разбираемся с модными мамами и экспертами.

вопрос недели:

ПОЧЕМУ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА — ЭТО БОЛЬ (ИЛИ НЕТ)?


отвечает:

Снежина Кулова, креативный директор «Русской Медиагруппы», продюсер и ведущая, мама Луки (9 лет)

По моему наблюдению, школьная форма сейчас трансформируется к лучшему. Все чаще руководство школ позволяет выбирать более комфортные варианты. Сейчас, например, допустимы кроссовки, так что совсем не обязательно носить штиблеты «как у папы» — лишь бы подошва была белая и не оставляла следы на полу. Можно позволить и более мягкий по крою и ткани пиджак, брюки и юбки более спортивных силуэтов; мягкие поло с длинным или коротким рукавом вместо «стеклянных», электризующихся рубашек и блузок. Единственный незыблемый критерий — выбор цвета — он всегда за школой. Чаще всего это серый или темно-синий (у нас именно он). А раньше такие вольности даже сложно было представить: помните знаменитое «белый верх, черный низ»?


Испугались ли мамы (и родители в принципе) из-за ухода западных брендов с рынка? Нет. Во-первых, мамы мегаадаптивны, а во-вторых, не Zarой единой. Кто-то накануне старта учебного года отправился в Минск или Стамбул за привычным западным массмаркетом (Zara, H&M, Uniqlo, Next). Но многие (я в том числе) уже натренированы пандемией, во время которой удалось открыть для себя кучу маленьких локальных брендов в самых разных ценовых сегментах.


Если говорить про российских производителей, традиционные «швейные фабрики имени кого-нибудь» по-прежнему актуальны. Многие родители к новому сезону ездят на производства или оптовые точки таких предприятий и в складчину покупают там комплекты «на класс», что выходит дешевле. Следующий вариант — крупные российские массмаркет-бренды «с именем», что располагаются на «детских» этажах торговых центров. Gloria Jeans, O’stin, Acoola, Gulliver, Sela Kids и вездесущий Futurino в «Детском мире». Они были всегда, и, уверена, нет мамы, которая про это не знает. Рядом есть и бренды подороже, «на линейки и праздники», как принято говорить, например, Choupette. Также сейчас самое время обратить внимание и на менее известных (при этом не всегда менее крупных) российских производителей, которые открылись более широкой аудитории благодаря маркетплейсам-гигантам Wildberries, Ozon и Lamoda. Названия у них замысловатые, некоторые не всегда запомнишь, но с качеством это никак не связано — у таких марок оно не хуже, а зачастую даже лучше привычных брендов. Так, многие родители рекомендуют PlayToday (сейчас они лидеры по запросам к 1 сентября), у которых есть все от футболок до обуви; а также SMENA и Stenser. У всех этих брендов довольно демократичные цены. Отдельного внимания заслуживают бренды, где можно найти форму вполне концептуального кроя, из экологичных материалов, например, LOLOCLO и Twinkle Stories.


Лично у меня вариативный подход, я всегда сочетаю разные марки. Вещи на каждый день (поло, брюки, носки) я выбираю демократичнее по цене и мягче по фактурам — ребенок активный, и все, что носится часто, быстро изнашивается. А для формальных мероприятий, конечно, беру вещи подороже. Поиском формы для девочек я никогда не была озадачена, но мои подруги, которых это коснулось, тоже не жалуются на ассортимент. В целом на рынке всегда выбор больше для девочек (ровно как и во взрослой моде). А еще мнение о том, что среди одежды для малышей больше выбор, чем для подростков, — миф. Как и все другое, что связано со школьной формой, он быстро развенчивается, как только переходишь от слов к делу.


Алиса Боха, соосновательница и дизайнер Monochrome, мама Веры (9 лет) и Миши (4 года)

отвечает:

Для меня тема одежды — не боль. Если мне что-то не кажется красивым или удобным, то производить, покупать, а тем более носить это я не буду. Так же со школьной формой: всегда можно найти альтернативу и подобрать что-то в цветах класса, если предложенный школой вариант вам и вашему ребенку не подходит. Уверена, что задача собрать ребенка к новому учебному году — совсем несложная в наше время, стоит только немного поискать то, что подходит вам по всем характеристикам. В целом, мне кажется, нет никаких жестких ограничений, но есть условия. А условия всегда можно адаптировать под себя, свои предпочтения и образ.


У нас растут две дочки — Вера и Миша. И это невероятное счастье наблюдать за тем, как формируется их выбор, собственный стиль и уникальный характер. Свою роль мы в этом процессе определяем как вспомогательную. Что это значит: стараемся окружить девочек хорошими (не значит дорогими) вещами, возить на выставки и концерты, вместе гулять по красивым местам в городе или на природе. Мы ничего не навязываем девочкам, а только внимательно слушаем и помогаем там, где это нужно. Не думаю, что отсутствие или наличие конкретных магазинов с детской одеждой или формой может влиять на развитие вкуса ребенка.


Мы стремимся к внутреннему спокойствию по отношению примерно ко всему. Поэтому перестали драматизировать и тему подготовки к школе. Поверьте, мы словили такой дзен от этого — и всем родителям желаем того же. Еще и дети стали с большей радостью ожидать момент back to school.


Работая над своими детскими коллекциями, мы как раз думаем о нервных клетках родителей, поэтому создаем одежду oversize unisex, которая точно продержится несколько школьных лет. Это и кардиганы, и оверсайз-свитеры, которые можно сочетать с классической школьной формой, и спортивные костюмы. Все изделия сочетаются между собой, что позволяет собирать разные образы как для школы, так и для похода в гости. Одежда для учебы прежде всего должна нравиться детям. Образ, в котором комфортно, делает их более уверенными и спокойными. Да, создание коллекций в детском сегменте занимает гораздо больше наших сил и времени. Но нам это нравится, и в наших планах развивать эту категорию — хотим нести больше радости детям и их родителям.


отвечает:

Алексей Баженов, основатель Института развития индустрии моды Beinopen, подробно изучал рынок локальных производств, в том числе фабрик школьной формы

Вообще, форма — это же определенная маркировка роли, которую человек играет в обществе. Школьная форма обозначает, что перед нами «учащийся» — человек, который еще не может самостоятельно одеваться. Он еще не принимает решения и должен быть оберегаем от сложностей выбора. Но в современном мире и для детей, и для родителей одежда становится новой литературой, постоянным высказыванием. И школьная форма причиняет в этом смысле боль — она заставляет сузить пространство выбора.


С точки зрения производств проблем со школьной формой в России нет. Сотни фабрик в регионах выживают только на форме. Они и продолжат ее шить, проблем с количеством не будет. Но есть проблема со вкусом тех, кто ее производит. Постоянный спрос и регулярная работа с госзаказом дает фабрикам иллюзию, что можно придумывать одежду без дизайна. Но это, конечно, не так. Еще одна большая проблема — материалы и качество, но эти параметры можно довольно быстро отшлифовать. Главное, чтобы была партнерская цепочка с ретейлерами, которые формируют запрос и влияют на то, как выглядит форма с точки зрения стиля. Как только она наладится, все может драматически улучшиться.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}