вопрос недели
Факт контрафакта
?
спрашивает:
полина садовникова
фото:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Рынок подделок растет, а вместе с ним — и количество вопросов по теме. Приложения по аутентификации работают? Кто и как выявляет подделки в ресейл-проектах? А в магазинах? Узнали у экспертов: ресейлеров, концепт-сторов, маркетплейсов.
КАК ОТЛИЧИТЬ ОРИГИНАЛЬНЫЕ КРОССОВКИ И СУМКИ ОТ ПОДДЕЛОК
вопрос недели:
11 октября блогер AndrewMADEit обвинил Nikita Efremov в продаже подделок. Видео набрало больше двух миллионов просмотров — и повлекло за собой серию других «разоблачений» магазина, который продает «лимитированные и брендовые» кроссовки в Москве, Петербурге и Дубае. 16 октября основатель проекта Никита Ефремов выпустил видеоответ, в котором назвал все обвинения ложью, пообещал «снять полные процессы оборота товаров компании Nikita Efremov в ближайшие несколько недель» и посоветовал пару приложений, в которых можно без труда проверить подлинность товаров. Вскоре после этого московские и петербургские точки Nikita Efremov закрылись (по словам представителей бренда, связавшихся с The Blueprint, «в них проходит не обыск, а проверка»: причиной стало обращение одного из покупателей в полицию с жалобой на отсутствие маркировок и документов, подтверждающих оригинальность продукции).
Как бы то ни было, скандал вокруг подделок и оригиналов не утихает уже которую неделю. Как отличить контрафакт самостоятельно? Можно ли полагаться на приложения для аутентификации? Разбираемся в теме вместе с экспертами. (В ответ на предложение The Blueprint дать комментарии по теме Nikita Efremov отказались, отметив, что «не являются достаточно авторитетным лицом в данном вопросе; несмотря на большой профессионализм и знания нашей команды в теме кроссовок, мы также обращаемся за подобными комментариями к экспертам»).
Как отличить подделку от оригинала самостоятельно?
вопрос:
Сразу оговоримся: без экспертизы это сделать трудно. Можно использовать гайды международных платформ аутентификации вроде Legit Grails или Legit Check. Сверять материалы, силуэты, форму. «У многих кроссовок тоже есть серийный номер внутри, поэтому номер и шрифты можно проверить. Например, у популярной пары Gucci Rhyton серийный номер строго соответствует цвету модели. Если вы проверяете серийный номер и видите, что перед вами та же модель, но другого цвета, знайте: перед вами точно подделка. В случае с кроссовками мы также обращаем внимание на качество подошвы, оттиск бренда или размер», — советует Яна Довшан, старший аутентификатор Second Friend Store.
«Но существует понятие „суперфейк“ — такие вещи ничем не уступают в качестве оригиналу. Более того, суперфейки классических сумок Chanel могут быть сделаны даже аккуратнее оригиналов: они могут иметь, например, более ровные стежки. Для определения статуса такого лота без профессионала не обойтись», — уточняет Дарья Зосименко, сооснователь и байинг-директор The Cultt.
Приложения для аутентификации работают?
вопрос:
С перебоями. Сервисы вроде Vision, Entrupy, Shield, Entrupy, Authenticate First и Authentic Group облегчают работу в более-менее простых случаях (и подходят, например, для проверки аксессуаров middle-сегмента). «Но в нашей практике было несколько случаев, когда приложения для аутентификации ошибались, — добавляет Дарья Зосименко. — Тот же Entrupy выдает два результата: Verified („Подтверждено“) и Unidentified („Не установлено“). Вот это „Не установлено“ можно трактовать по-разному. Искусственный интеллект уделяет внимание биркам, штампам и другим маркировкам. Их отсутствие влияет на подтверждение оригинальности, но на специальных эксклюзивных лотах или подарках от бренда маркировок может не быть».
В целом крупные (и добросовестные) компании, которые перепродают люкс, доверяют проверку вещей на оригинальность специалистам и пользуются сервисами, только чтобы получить второе мнение.
Что это за специалисты?
вопрос:
Аутентификаторы. В штате французской ресейл-платформы Vestiaire Collective их больше 50. Есть отдельные специалисты по часам и ювелирным изделиям. «Они не только знают все о наследии и ДНК брендов, но и разбираются в тонкостях производства вещей», — говорит Виктуар Бойер Шаммар, глава отдела аутентификации Vestiaire Collective. На американскую ресейл-компанию The RealReal трудятся 100+ штатных геммологов, часовщиков и аутентификаторов. Вещи из категории High Risk — к ним относятся, например, сумки Hermès Birkin и стритвир — проверяют на оригинальность специалисты с соответствующей экспертизой (в том числе бывшие сотрудники брендов и аукционных домов Sotheby’s и Christie’s). Иногда аутентификаторы вырастают внутри компании — так произошло, например, с 29-летним Домиником Халасом, который работал менеджером по мерчандайзингу, а теперь выявляет поддельные аксессуары, ювелирные изделия и предметы одежды. Аутентификацию молодых (и потому не самых подделываемых) брендов в The RealReal с недавних пор и вовсе доверяют копирайтерам. Каждый из них предварительно проходит 30-часовое обучение и участвует в еженедельных тренингах: там детально разбирают тренды рынка модного контрафакта.
В Second Friend Store два штатных аутентификатора. «Обычно они работают параллельно и заменяют друг друга. Но также есть правило, что наиболее сложные вещи вроде сумок Chanel или Hermès аутентифицирует каждая, и затем они принимают совместное решение об оригинальности», — рассказывает Яна Довшан, старший аутентификатор Second Friend Store, которая занимается проверкой вещей на оригинальность больше девяти лет. По ее словам, чтобы стать аутентификатором, недостаточно быть клиентом люксовых брендов: «Лучше всего, если у кандидата будет опыт работы в мультибрендовых магазинах, стилистом или байером».
Как аутентификаторы выявляют подделки?
вопрос:
В целом процесс выглядит так: аутентификаторы сверяют все гравировки на фурнитуре с оригиналом, проверяют логототип бренда, оценивают изнанку и материал на ощупь, проверяют качество написания серийных кодов или номеров и осматривают коробку, пыльники, карточки. Плюс подделку часто выдает специфический запах (производители «пали» часто используют слоено-клеевую смесь с выраженной химической отдушкой). Яна Довшан добавляет: «Зачастую у люксовых брендов серийный номер является источником информации о вещи: в каком году, месяце или даже на какой неделе она произведена, в какой стране. Может быть зашифрован код мастера, работавшего над сумкой, как в случае с Hermès. При аутентификации можно использовать эту информацию, чтобы проверить, выпускал ли бренд модель в указанном сезоне. Или мы знаем, что фабрики бренда в указанной стране производят только ограниченный вид изделий. Однако в случае с Prada номер на сумке — это просто некий технический артикул изделия, который не дает никакой дополнительной информации».
Какие бренды подделывают чаще всего?
вопрос:
В топе — Chanel, Christian Dior, Prada. «Но сейчас можно наткнуться на подделку практически любой it-вещи, которая стала популярной. Хороший пример — сумки MISBHV», — говорит Полина Потапова. The Cultt чаще всего попадаются подделки Celine, Saint Laurent, Louis Vuitton, Bottega Veneta и Christian Dior. «Обычно к нам попадает не более 10-15 подделок в месяц. Продавцы знают, что если они отправят к нам на продажу фейк, то им придется заплатить компенсацию, равную сумме наших затрат на аутентификацию», — добавляет Дарья Зосименко.
В магазинах и маркетплейсах проверяют товары на подлинность?
вопрос:
Скорее, предупреждают случаи подделок: закупают товары у проверенных поставщиков напрямую и запрашивают пакет документов. По мнению опрошенных The Blueprint магазинов и маркетплейсов, в этом случае в дополнительной аутентификации нет необходимости. «Концепт-сторы закупают вещи напрямую у брендов, поэтому подделки тут просто исключены. Сейчас почти на всех товарах есть маркировки (QR-коды). При продаже вся информация автоматически улетает в налоговую. Всю историю (как завезен товар, какой у него сертификат) можно пробить», — говорит Ксения Мамонтова, бренд-менеджер Leform и байер. «Мы сотрудничаем либо с брендами напрямую, либо с авторизованными поставщиками в разных регионах. Прежде чем предложить продукцию нашим клиентам, мы всегда запрашиваем комплект документов, подтверждающих право поставщика на продажу продукции бренда, и также проводим тщательную проверку партнеров, у которых закупаем товар, — подтверждает Виктория Абдрашитова, директор по развитию растущих категорий Lamoda. — Если речь идет о наших партнерах и товарах, которые они поставляют, то до сих пор не было случаев подделки».
На некоторых сервисах (например, на «Авито») можно при поиске товара поставить фильтр «Оригинал». В пресс-службе «Авито» заявляют, что у них в эту категорию попадают «экземпляры, подлинность которых уже подтвердили профессиональные эксперты-аутентификаторы». Однако они оценивают подлинность только по фотографиям (самого товара в разных ракурсах, стелек, ярлыка на язычке и уникального номера изделия).
Как быть, если мне продали подделку? Можно подать на продавца в суд?
вопрос:
«Вы имеете полное право обратиться в суд, — говорит Станислав Рывкин, адвокат и специалист по вопросам интеллектуального права. — В подобных делах суд чаще занимает сторону потребителя. Как правило, рассмотрение дела занимает от нескольких месяцев до года (а иногда и дольше). Покупка любого товара — это сделка, и вы в ней выступаете в роли потребителя. Это значит, что ваши права в первую очередь защищает Закон о защите прав потребителей». Можно попробовать решить вопрос и в досудебном порядке: вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (или потребовать соразмерного уменьшения цены, если такой вариант вас устроит).
01 НОЯБРЯ 2023
0