T

Первая выставка Мартина Маржелы — художника

13 лет мы почти ничего не слышали про Мартина Маржелу, но в последние годы он будто выходит из тени. Сначала исчерпывающий документальный фильм Margiela in His Own Words, — а теперь и первая выставка дизайнера как художника, которая открылась в парижском фонде Lafayette Anticipations. По словам самого Маржелы, на создание арт-работ его вдохновил Хельмут Ланг, однако основательница телеграм-канала shoes&drinks и соосновательница бренда обуви N.early N.aked Елизавета Буйнова, посетившая экспозицию одной из первых, уверена, что этот след размыли совсем другие отсылки.

В 2008 году Мартин Маржела покинул свой бренд, разочаровавшись в индустрии — по крайней мере, именно такая причина фигурирует в легенде. За двадцать лет у руля Maison Martin Margiela (c 1988 по 2008 год), основатель и креативный директор, он построил один из самых узнаваемых брендов с совершенно нетипичным набором фирменных приемов, ставших революционными. Вместо помпезных шоу он устраивал рейв-вечеринки, вместо вылизанных павильонов собирал гостей на детских площадках и в метро, вместо лейбла и логотипа оставлял четыре стежка (а мы говорим о 1990-х и 2000-х — времени логомании), вместо торговли лицом дал всего несколько редких интервью за всю карьеру. Гениальный маркетинг или действительно яркая идентичность дизайнера, тонко чувствующего своего покупателя? Я надеялась найти ответ на этот вопрос на его персональной выставке в парижском Lafayette Anticipations, где Мартин впервые предстает в качестве художника, а не дизайнера.

Мартин Маржела

Уже в лобби становится понятно, что это выставка Мартина Маржелы и никого другого. Сразу несколько любимых приемов дизайнера запечатлены на фотографиях — исследования, деконструкция и процесс работы над экспонатами, которые нам еще только предстоить увидеть. Распечатанные на черно-белом принтере указатели «Выставка начинается здесь» ведут на пожарную лестницу, поднявшись по которой мы попадаем в лабиринт со стенами из офисных жалюзи. Белый лабиринт — еще одна отсылка к анонимности Мартина. Всю свою сознательную жизнь он прятался от публики, журналистов, фотографов, дезориентируя их любыми способами и оставляя после себя только свои работы. Так и здесь с каждым следующим экспонатом, как только мы ощущаем, будто приближаемся к художнику, он вновь ускользает за поворотом.

Hair Portraits, 2015-2016

Первая работа — Hair Portraits (2015–2016) — задает тон выставке: лица популярных (насколько — мы не узнаем, ведь их имена намеренно держат в секрете от зрителя) актрис и певиц скрыты под волосами. Тут же еще две похожие работы на тему анонимности — Redhead (2019) и Vanitas (2019). Если первая — трибьют суевериям, то вторая символизирует пять стадий жизни женщины. Конечно, спрятанные лица и парики — узнаваемые элементы почерка Мартина Маржелы. К этим медиумам дизайнер обращался не раз, начиная со студенчества, и на протяжении всей карьеры постоянно развивал через них тему анонимности. Самые яркие примеры — трибьют Sonia Rykiel в год сорокалетия французского дома, украшение с прядью волос, которое впервые появилось на подиуме в коллекции весна—лето 1999, а потом повторилось в коллаборации H&M x Margiela, и, наконец, его последняя коллекция для собственного дома, весна—лето 2009.

Трибьют Sonia Rykiel, весна-лето 2009

Maison Margiela, осень-зима 1995

Incognito glasses, 2008

Maison Margiela, весна-лето 2009

Экспонат Dust Cover (2021) — еще один оммаж излюбленной теме дизайнера (даже двум): «Все не то, чем кажется» и вновь анонимности. Это очередная энигма: мы не узнаем, что скрывается под пыльником, — остается только догадываться. Маржела всегда экспериментировал с бытовыми предметами, которым, казалось бы, не место на подиуме — оттого кожаная накидка производит впечатление не арт-инсталляции, а чего-то вроде одеяла-пуховика. В ее цвете считывается отсылка к дому Hermès, в котором дизайнер был креативным директором с 1997 по 2003 год.


Триптих Film Dust (2017–2021) — кадры с пленок 1960-х, написанные маслом на холстах. Мартин Маржела обнажает на первый взгляд пустые экраны и пленки. На самом же деле тут есть сюжет — так называемый танец пыли, который можно заметить только на пленке или в воздухе ярким солнечным днем. Я же вижу в холстах принты и ткани, которые дизайнер использовал в каждой второй коллекции.

Dust Cover, 2021

В работе Kit (2020) легко увидеть Маржелy-дизайнера с его талантом из мусора сделать нечто потрясающее и любовью к незаконченным вещам. Отлитые силиконовые формы должны были отправиться на переработку — возможно, был неудачный образец работы Torso (2018–2021). Но художник увидел в них тот самый момент созидания, работы в процессе, который так любил отражать в деконструкции и реконструкции вещей.

Film Dust, 2017-2021

Kit, 2020

Далее Мартин Маржела проводит нас к двум работам, Bus Stop (2020) и Scrolling Image (2021). Их объединяет еще одна идея, которой знаменит Маржела, — работа со всем, что буквально есть под рукой. Автобусная остановка и арт-билборд? Yes, but make it special: покрытая мехом, первая становится пристанищем одинокого путешественника, а второй рассказывает историю о неравенстве в восприятии волос на теле женщин и мужчин.

Scrolling Image, 2021

Lip Sync (2020) — о поверхностности вербального общения. Это серия скриншотов видео с разговором сурдопереводчиков. Разобрать, что они говорят, было бы невозможно, даже если бы я умела читать по губам — фрагменты буквально вырваны из контекста. Так Мартин Маржела буквально объясняет, каким образом, притом что за двадцать лет карьеры в моде он дал всего несколько интервью, мы знаем его лучше, чем любого другого современного дизайнера. Ответ простой: благодаря сильной визуальной идентичности бренда, которая считывалась невербально, буквально на уровне архетипов. В левом углу Lip Sync в глаза бросается место для отсутствующей фотографии — это, естественно, не случайность. На протяжении всей выставки таких «потерянных» работ можно насчитать больше десяти: таблички с экспликациями есть, а самих экспонатов нет. Маржела просто решил их не показывать. Несмотря на откровенный диалог через искусство, он все еще решает, что готов рассказать о себе сейчас, а что нет. Или это очередной гениальный маркетинговый заход на продолжение выставочного проекта?

Lip Sync, 2020

Moulds (2020) — гипсовые формы для отливки статуй. Обычно только последние и оказываются в музеях, тогда как первые остаются в мастерских. Здесь же все иначе: художник превращает в самодостаточные экспонаты формы, которые использовали для создания силиконовых Torso. Показывая эту работу, Маржела обнажает ту часть процесса, которая обычно остается за кадром. Так же он делал со швами на пиджаках, бюстье из манекена и выкройками на подиуме. Не говоря уже о том, что он всегда работал с утилитарными средствами, преобразовывая банальное и тривиальное в произведения искусства, будь то скотч, изолента, лед или колготки.

Анонимность анонимностью, а все же Маржела сделал так, чтобы о выставке узнали все, от читателей New York Times до аудитории инстаграм-блогеров. В конце концов его таби сегодня стали и маркером фанатов моды, и it-обувью инфлюенсеров. Будто специально для них создана самая инстаграмная работа экспозиции — Red Nails (2019). Но она здесь не только ради фото для соцсетей: это тонкий и эффектный эксперимент на тему «Что такое плохой вкус?». Мартин Маржела не раз уходил от прямого ответа на этот вопрос, заигрывая с нарочито вульгарными и невозможно некрасивыми вещами, выходя за границы дозволенного выверенной модой. В его модных коллекциях знаковыми инструментами для этого были боди 1989 года, кровь 1999-го, гротескные аксессуары в 2006-м — теперь к набору добавились и красные ногти, классический и одновременно самый дискуссионный элемент внешнего вида.

Moulds, 2020

Red Nails, 2019

Выставку логично завершает видео Light Test (2021). В кадре — женщина, чье лицо закрыто париком, на ней тестируют интенсивность света (что всегда делается на моделях перед съемкой). Технический процесс прерывается рекламой дезодоранта — ее мы посмотрим до конца, пока на видео не появится девушка, разразившаяся громким смехом. Никаких скрытых смыслов: Мартин Маржела закрыл свою первую выставку смехом, иронизируя и над значением этого проекта, и над самим собой. На месте зрителя же как-то не до смеха. Хотя, возможно, дело в том, что в данном случае зритель совсем не арт-критик, а фанат моды. Мне в каждом экспонате здесь виден Маржела-дизайнер, так же как когда-то в каждой вещи дизайнера был виден Маржела-художник — в случае Мартина одно от другого неотделимо. Эта выставка позволяет глубже прочувствовать и узнать Маржелу, насколько это возможно в условиях его полного контроля над ситуацией. В очередной раз ощутить его целостный художественный подход к дизайну, одержимость сдержанными людьми, забытыми предметами, местами и событиями — его честность и бескомпромиссную уверенность в правильности своих решений, которых так не хватает в сегодняшней моде.

Light Test, 2021

Читайте главные новости из мира моды, красоты и культуры в телеграм-канале
The Blueprint News

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}