T

36-й Фестиваль моды и фотографии в Йере

В прошедшие выходные завершился 36-й Фестиваль моды и фотографии в Йере. О том, почему это самый модный фестиваль моды из возможных, мы уже рассказывали, а теперь подводим итоги этого года вместе с теми, кому в отличие от нас удалось доехать до французской Виллы Ноай, — основателем и креативным директором ODDA Magazine Дэвидом Мартином, а также победителями конкурса.

«Настя Сотник уже сейчас оптимистично бронирует билеты в Йер на следующий год» — так начинался упомянутый выше текст про 35-й Фестиваль моды и фотографии в Йере. По сценарию тот, что вы читаете сейчас, должен был начаться как-то так: «Прошедшие выходные стали лучшими в моей жизни, ведь я своими глазами увидела, как прекрасна Вилла Ноай, где уже 36 лет проходит Фестиваль в Йере, прочувствовала ту самую атмосферу единения в моде и искусстве, созданную хозяином Villa Noaille Паскалем Муссаром и президентом фестиваля Жан-Пьером Бланом. И конечно, познакомилась с кучей профессионалов индустрии, коих много среди гостей и организаторов события, ведь, как рассказывал Люсьен Пажес, Фестиваль в Йере — лучшее место для построения связей». Но, увы, в этом году я все еще кусаю локти, глядя на репортажи из Йера, что, впрочем, не мешает чувствовать себя там как дома, собственно, находясь дома.

В первую очередь благодаря тому, что на 36-й Фестиваль моды и фотографии в Йере можно было смотреть глазами намного большего числа гостей. Как рассказал один из них, основатель и креативный директор ODDA Magazine Дэвид Мартин, «влияние пандемии уже почти не ощущалось — в целом не было никакой разницы с тем, что было до нее. Разве что сейчас есть отчетливое понимание: в такое непростое время мы все в ответе друг за друга». В остальном фестиваль только процветает: воркшопы, выставки и вечеринки собирают в Йере профессионалов индустрии со всего мира. В этом году хедлайнерами от моды были президент жюри Кристиан Лубутен и председатель жюри, креативный директор Lacoste Луиз Троттер.


«Во время фестиваля я каждый год общаюсь с выдающимися людьми, от моих друзей из агентства Lucien Pages Communication до фотографа Саскии Лавакс, инфлюенсера Марка Форне и всех коллег из команды Vogue. Да, мы смотрим на определенные вещи по-разному и в целом воспринимаем индустрию каждый в своем ключе, но, в конце концов, мы одно целое. Без всех этих связей я бы попросту не работал в моде, ведь мода — это прежде всего чувства, ощущения и эмоции. Именно ими я и подпитываюсь в Йере каждый год», — рассказывает Дэвид Мартин.


Rukpong Raimaturapong

Ifeanyi Okwuadi

Sofia Ilmonen

Концерты французских электронщиков, выставки и мастер-классы дизайнеров, в том числе председателя жюри Луиз Троттер — гостям Виллы Ноай по-прежнему было чем заняться все пять дней фестиваля, но основное внимание каждого было приковано к главному, финальному дню показа коллекций 10 финалистов и объявления победителей конкурса. «Все же первостепенная задача фестиваля — открывать и продвигать новые имена в моде и фотографии. Мы каждый раз обнаруживаем невероятно талантливых дизайнеров и фотографов, которых впоследствии всячески поддерживаем, в том числе и на страницах ODDA Magazine», — подчеркивает Дэвид Мартин. В этот раз индустрия узнала следующие имена: ювелир Ян Тоссе-Русси, обладатель специального приза Hermès в категории «Дизайн аксессуаров»; дизайнер украшений Капуцин Юге, обладательница Гран-при в категории «Дизайн аксессуаров»; ювелир Райна Амуро, обладательница приза зрительских симпатий в категории «Дизайн аксессуаров»; Эмма Шарран, обладательница Гран-при в категории «Фотография». В категории «Мода» приз зрительских симпатий взяла визажист и дизайнер Аделина Раппас, а специальный приз одного из главных партнеров фестиваля этого года, Mercedes-Benz — выпускница финского Университета Аалто София Илмонен за самую устойчивую коллекцию.

Другой специальный приз фестиваля получила дизайнер из Латвии Элина Силиня. Ей тоже может гордиться Университет Аалто, куда она, правда, только поступила на магистерскую программу. «О самом фестивале я впервые узнала в 2013 году, когда главный приз получила другой финский дизайнер, Сату Мааранен. С того момента мне хотелось принять участие и, конечно, стать финалисткой. Ведь конкурс серьезный: всего в нем участвуют более 200 человек. Даже просто выйти в финал здесь — уже значит победить. А когда ты еще и буквально побеждаешь, это невероятный опыт!» — говорит она. Силина взяла приз в специальной номинации Chloé, что для нее, поклонницы пионера устойчивой моды Габриэлы Херст, особенно приятно.


В своей коллекции для фестиваля Элина по максимуму использовала переработанные материалы и техники ручной работы. «Коллекция создавалась очень бережно, я буквально все делала своими руками. Конечно, я сотрудничала и с локальными мастерами. Они помогали мне с кроше для макси-платьев, окрашиванием омбре и плетеными декоративными деталями», — уточняет Элина. В скором времени она планирует развить свои фестивальные работы в полноценную коллекцию, но запускать собственный бренд пока не торопится. В ближайших планах — «отдохнуть хотя бы три-четыре дня, подготовиться к началу учебы, а запускать свою марку, только набравшись навыков и знаний, когда придет время».


Elina Silina

Одним из главных партнеров фестиваля остаются Chanel, в частности, центр мастерских Métiers d’Arts — Le19M, который бренд открыл в 2019 году. Так, в рамках подготовки фестиваля специалисты одного из ателье Métiers d’Arts — Lesage — объединили усилия с прошлогодним лауреатом приза Chanel Эммой Бруски: вместе они создали ширмы, используя растительные волокна и ткани Chanel. Поработали мастера Métiers d’Arts и с десятью нынешними финалистами: в коллекциях конкурсантов легко заметить плоды такого сотрудничества. Лучший результат, по мнению жюри, показал дизайнер из Таиланда Рукпонг Райматурапонг, который объединился с шляпной мастерской Maison Michel. «Свою коллекцию я назвал United — это имя говорит само за себя, оно про сплоченность. В частности, это отразилось в материалах, которые я использовал. Вещи сделаны из отрезов шелка, собранных по всему Исану — это регион в Таиланде, откуда я родом. Мне очень хотелось создать что-то новое из традиционных материалов, вдохнуть в них новую жизнь. Думаю, эти взгляды совпали с ДНК мастерских Chanel. Результатом нашего сотрудничества стали 13 головных уборов из шерсти, войлока, соломы и шелка. В нашей дальнейшей работе с мастерами Métiers d’Arts я хочу подняться на качественно новый уровень. Уверен, результат будет грандиозным», — говорит Рукпонг. Вообще, в Йере у дизайнера был модный дебют, ранее он больше занимался графическим дизайном. «При этом на фестивале я не чувствовал себя лишним: все меня поддерживали, старались услышать. Особенно меня впечатлила Луиз Троттер — то, что нам удалось пообщаться и поработать вместе, большая честь дня меня», — говорит он.

Знакомство с Луиз Троттер впечатлило и другого участника фестиваля — лауреата Гран-при, британского дизайнера Ифеани Оквуади. Новость о победе застала его в разгар подготовки к началу учебы в Central Saint Martins. «Я очень благодарен Майде Грегори-Бойда, арт-директору направления „Мода“ на фестивале, она зарядила меня своей энергией. Еще мне запомнилась Лора Грандон, координатор конкурса среди дизайнеров, она отвечала за наше расписание, порядок показов. Без этих двух женщин, мне кажется, не было бы моей победы. Ну и конечно, без Луиз Троттер, которая всех нас очень поддерживала вместе с другими членами жюри», — вспоминает он.

Тут Оквуади, конечно, лукавит — своей победой он обязан еще и действительно выдающейся коллекции Take the Toys from the Boys. Она посвящена Greenham Common march — 8-дневному женскому маршу ​​против установки американских ядерных боеголовок в английском графстве Беркшир, который прошел в 1981 году, в период холодной войны и гонки вооружений. «Я вдохновлялся протестами против ядерного оружия, что отразилось в каждом образе коллекции. Те события прошлого, безусловно, откликаются в настоящем — взять хотя бы Брекзит, на фоне которого многие локальные сообщества сейчас объединяются, а другие, наоборот, враждуют между собой. Да и вообще, сейчас столько всего в мире происходит: войны, конфликты и прочее — все это напоминает о том, как важно знать события прошлого, чтобы не повторять ошибки в настоящем. Возможно, моя коллекция кому-то покажется рискованной, но я считаю, если вам есть что сказать, а уж тем более если вы в свою идею свято верите, важно идти на любой риск», — говорит Ифеани.

Конечно, на его коллекцию обратили внимание не только из-за громкой темы. В ней судьи оценили и техническое исполнение, которое дизайнер оттачивал сначала в ателье Savile Row, куда пришел работать портным в 17 лет, а позже в Margaret Howell и Grace Wales Bonner, где научился лучше понимать особенности женской фигуры и окончательно влюбился в исторические ткани. «Я использую технику, которую часто задействуют при создании костюмов, чтобы ткань не изнашивалась, сохраняла форму. Я также люблю традиционные английские и шотландские ткани, особенно шерстяные. Мне нравится подход к моде и производству Аарона Флюка, с которым мне тоже довелось поработать, и Джона Гальяно. Им важно не только донести свою идею, но и сделать это качественно на всех этапах», — подчеркивает Оквуади.


Если в прошлом году Ифеани подавал заявку на участие в фестивале, но, как сам признается, тогда не дотянул до необходимого уровня, то сейчас он абсолютный триумфатор: «Жизнь буквально перевернулась — мне уже начали поступать разные бизнес-предложения». Какие именно, Оквуади не говорит, но уверяет, что скоро мы все обязательно узнаем. Так что пока по примеру Дэвида Мартина нам остается лишь взять 27-летнего лауреата Гран-при на карандаш. А я, с вашего позволения, воспользуюсь еще одним советом основателя ODDA, который он мне дал, когда узнал, что я все еще планирую добраться до Йера, теперь уже в следующем году: «Очень советую посетить его хотя бы раз в жизни: поверь, оно того стоит. Просто сфокусируйся на этой мысли — и все случится!!!» Ушла фокусироваться.

Читайте главные новости из мира моды, красоты и культуры в телеграм-канале
The Blueprint News

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}