Олег Овсиев о главных тенденциях в российской моде
22 октября в Di Telegraph состоялся показ Viva Vox весна—лето 2020. Модели — и женщны, и мужчины — ходили по ярко-красному подиуму в латексных костюмах, каскадных вечерних платьях с кожаными вставками и перфорированных пиджаках. Мы поговорили с дизайнером бренда Олегом Овсиевым о том, как на российских подиумах размываются гендерные границы, о Московской неделе моды и о том, как поменялась аудитория бренда за 22-летнюю историю Viva Vox.
Почему Viva Vox не участвует в Московской
неделе моды?
Уже который сезон подряд мы делаем показы вне рамок недели моды. С одной стороны, участие в неделе моды — это очень удобно, потому что у тебя есть готовая локация и команда и тебе не нужно ни о чем волноваться. С другой стороны, если ты хочешь сделать собственное шоу, возникают вопросы, потому что уложиться в график (показы идут каждые полчаса), выстроить особенный свет и так далее — уже сложно. Отдельный показ делать круче, потому что ты можешь выбрать площадку, а она, в свою очередь, задает определенную атмосферу.
Что касается молодых брендов, неделя моды для них — очень удобный вариант, чтобы уложиться в меньший бюджет, так как продакшен своего шоу стоит дорого.
1
2
Но вы, наверное, за ней следили. И у вас на показе, и на некоторых шоу недели моды был заметный гендерный сдвиг — мужчины с макияжем, в колготках и юбках. Мировая тенденция докатилась до России? Или это все на подиумах не такая уж и новость?
Если раньше на подиумы Московской недели моды выходили мужчины в юбках и на каблуках, это, скорее, делалось ради шутки и только дерзкими дизайнерами. Я не помню ни одного суперсостоявшегося бренда, который бы это практиковал. В прошлом сезоне Viva Vox на показе ходили парни в юбках — это было шоу на тему инклюзивности, но я совершенно не пытался следовать какому-то тренду. Я не задумывался над тем, что, если на подиум выйдет трансгендер, я совершу какой-то подвиг. Это нормально. Об этом можно судить и по моделям — мальчики спокойно надевают колготки в сетку. Просто это не должно выглядеть смешно и пошло. А еще иногда — даже если судить по минувшему показу Maison Margiela — женские вещи действительно круто смотрятся на мужчинах. У них даже меняется походка, происходит надрыв. В этом есть какая-то свежесть.
Вы замечаете еще какие-то общие тенденции у российских дизайнеров?
Если мы говорим о Милане, Лондоне, Париже и Нью-Йорке, на неделях моды проходит по несколько сотен показов, и вычленить тренды намного проще, чем сделать это на Неделе моды в Москве. Российских марок значительно меньше. Есть «великаны», у которых за много лет существования выработался свой почерк, и такие бренды продвигают свой стиль, а есть марки, которые нацелены на тренды — они делают продукт в духе времени, чтобы его продать.
3
Игорь Андреев после показа своего бренда Vereja2028 прямо сказал, что для него это арт-проект. Может ли российская мода быть в полном смысле коммерческой?
Говорить о больших продажах в российской моде сложно — успешно продаются только устоявшиеся бренды, такие как Alexander Terekhov и Alena Akhmadullina, а молодые бренды делают все возможное для того, чтобы попасть в «Цветной», кто-то — даже на Запад. И таких все же больше.
4
А ваша аудитория как-то меняется?
Несмотря на то что Viva Vox — это не совсем молодежная одежда, я замечаю, что все больше молодой аудитории интересуется брендом. Об этом можно судить по тому, на кого берутся вещи для съемок, и по тому, какие стилисты за ними приходят. И даже по гостям показа. Я вижу, что если раньше нашими клиентами были в основном состоявшиеся женщины, то сегодня среди них все больше модной молодежи.
5
Как вам это удается? 20 лет в российской моде — не шутка.
Владелица Viva Vox ужасно любит моду (основательница бренда Заира Гудаева занимала пост креативного директора Viva Vox с 1997 по 2005-й, но сегодня предпочитает оставаться в тени. — Прим. The Blueprint). Мы вместе учились, она тоже дизайнер по образованию, но, к сожалению, в связи с семейными обстоятельствами она не может сама разрабатывать коллекции. Но она активно участвует в процессе — мы многое решаем вместе. И именно наш союз держит бренд на плаву столько лет. Моду нужно любить.
Когда я начал делать коллекции для Viva Vox, я все время трясся: «Вдруг я не попаду в тренды?» Несколько лет назад я выключил эту кнопку и включил другую — если ты делаешь коллекцию, не оглядываясь ни на что, ты можешь автоматически попасть в тренд, если повезет. А если не повезет, это уже не важно. И я, конечно, не хвалюсь, но, как мне кажется, мы каждый сезон хотя бы немного, но попадаем.
6