T

Как «продаться» с достоинством

иллюстрации:

Аня Лысяк

Коронавирус поставил на паузу множество рынков, включая модный; последствия этого уже ощутили музыканты, организаторы фестивалей, фотографы, модели и стилисты. Проекты больше не «идут в руки», и скоро многим придется искать работу с утроенной силой. Самое время стряхнуть пыль с резюме и посмотреть на него критически. Наем сегодня идет не только на специализированных порталах, но и в соцсетях, а CV, мотивационные письма и портфолио изучают и директора по персоналу, и руководители образовательных программ, и модные дизайнеры. Как преподнести себя с лучшей стороны? Как «продаться» с достоинством и максимальной выгодой? Попахивает строительством персонального бренда, но наша инструкция поможет обойтись без услуг инстаграм-коучей. The Blueprint попросил составить ее Анастасию Ландер — специалистку по коммуникациям, создательницу онлайн-курса о деловой переписке «Пишем сами».

1.

Изучите, что хочет увидеть в кандидате «принимающая сторона»


Вывод любого продукта на рынок по-хорошему должен сопровождаться анализом этого самого рынка. В вашем случае часть анализа уже есть — это описание вакансии. Позиции часто описываются очень пространно, но потрудитесь внимательно прочесть список требований к кандидату. Отметьте название вакансии, ключевые слова и формулировки, которыми описан идеальный кандидат, — все это придется включить в ваш текст. Многие западные компании сейчас принимают резюме только через форму на своем сайте: так они скармливают их ботам ATS (Applicant Tracking System), которые ведут проверку по ключевым словам вакансии и фильтруют поток резюме, мчащийся в сторону рекрутеров. Нет ключевых слов — ваше письмо просто не допустят до живого человека.

2.

Посмотрите на себя со стороны


Продавать себя сложно. Нас (особенно женщин) учили, что надо быть скромнее, не бахвалиться попусту, сначала научиться чему-то, а потом уже заявлять о том, что мы умеем. В итоге мужчины претендуют на вакансию, когда они соответствуют требованиям на 60%, а женщины — только когда на все 100%. Мы не призываем вас лгать в письме работодателю, но попробуйте оценить со стороны весь свой опыт и навыки, отбросив сомнения формата «Да, я год работала стилисткой в магазине, но я не сделала из этого карьеры, не буду об этом писать». Писать обязательно надо, если такой опыт прямо или косвенно соответствует требованиям вакансии.


Хедхантер и соосновательница обувного бренда Nearly Naked Елизавета Буйнова говорит: «Ни в коем случае нельзя врать, потому что мир моды очень маленький, и я могу проверить (и проверяю) каждый ваш опыт работы. При этом мне интересны все должности, которые когда-то занимал человек. Даже если он подрабатывал продажей телефонов, учась в университете: это значит, что он хоть немного, но понимает в ретейле». Поэтому, обдумывая мотивационное письмо или резюме, мысленно представьте ту самую лучшую версию себя, со всеми навыками, которые вы так или иначе приобрели к сегодняшнему дню, даже если ваша последняя руководящая позиция — это староста курса в институте. При этом Буйнова говорит, что подать опыт под нужным углом можно, если вы делаете это аккуратно и с умом. Высшая точка вашей карьеры сегодня — пришить пуговицу к костюму Рианны? Бог с вами, пишите в шапке резюме celebrity dressing, но на личной встрече готовьтесь продемонстрировать профессионализм и ответственность.

3.

Демонстрируйте измеримые успехи


Говоря о своих достижениях, оцифруйте их и задайте точку отсчета. Не пишите, что вы добились ошеломительного роста продаж за три года работы на позиции старшего продавца. Лучше скажите, что с вашим приходом на предыдущую должность продажи росли на 20 процентных пунктов за год, а у конкурентов в среднем всего на 12 пунктов. При этом не забывайте, что любые данные можно проверить. Елизавета Буйнова объясняет предельно конкретно: «Мне важно знать, как зовут кандидата и как с ним связаться, где он работал, сколько человек у него было в подчинении, какие у него были обязанности и чего он добился за время работы».

4.

Готовьте документы для каждого конкретного случая


Это очень утомительно, но необходимо, шаблонные письма видно издалека. Резюме и уж тем более мотивационное письмо нужно если не переписывать с нуля, то как минимум переформатировать под каждую конкретную позицию. В CV как минимум меняйте заголовок с учетом вакансии, на которую подаетесь. Мотивационное письмо требует большей переработки. Излагайте как на духу, почему вы хотите работать на предлагаемой должности, почему именно вы достойны места в команде этого дизайнера. Приводите примеры, ссылайтесь на опыт, суммированный в резюме. По сути, сопроводительное письмо — это сочинение по мотивам вашего резюме и вакансии, это возможность рассказать, с каким опытом и навыками вы приходите на позицию и как будете на ней работать. То же касается и портфолио для дизайнеров, стилистов, фотографов, иллюстраторов. При подаче на вакансию, премию или при отправке «холодного» письма в издание, с которым вы мечтаете сотрудничать, составьте кастомную версию своего портфолио, релевантную именно заявленной позиции. Покажите не все проекты, которые вы успели сделать, а те, что в духе бренда, в стиле издания, те, что отвечают требованиям приза или гранта.

5.

Не забывайте о работодателе


Говоря о том, как вам нравится вакансия, не забудьте показать работодателю, что вы понимаете, куда идете. Изучите сайт компании, социальные сети, почитайте интервью ключевых спикеров, посмотрите как можно больше показов, лукбуков — там найдется самый важный контекст. Какие ценности исповедует дизайнер? Какие отзывы команда оставляет на Glassdoor? Сошлитесь на важную для контекста информацию и подкрепите примером то, как вы вписываетесь в профиль искомого кандидата.


Если у бренда вашей мечты нет открытых вакансий, следите за новостями! Елизавета Буйнова говорит, что всегда можно попасть в компанию мечты, если грамотно анализировать перемены в ее жизненном цикле. «Для стартовой позиции нужно отправить резюме в нужное время и нужному человеку, поэтому стоит мониторить, кто откуда уходит и кто куда приходит. Пришел новый глава департамента? Значит, он собирает команду, потому что наверняка с предыдущим ушли несколько человек», — объясняет логику рынка Буйнова.


Также всегда полезно проиллюстрировать примером, как именно вы будете решать задачи работодателя. Если ищут классного креативного директора, упомяните, например, о том, какой уникальный подход вы используете для создания креативных брифов и что именно этот подход качественно изменит в работе агентства. В конечном итоге вы стремитесь заключить с работодателем контракт, а контракт хорош тогда, когда в нем соблюдены интересы обеих сторон. Поэтому покажите на старте, что вы уважаете и учитываете потребности второй стороны.

6.

Не бойтесь хвалить и себя


Важно не перегнуть палку с нахваливанием работодателя и не заниматься грубой лестью, замалчивая собственные достижения и амбиции. Адресату вашего письма важно понимать, какие цели вы преследуете, претендуя на вакансию. Понятно, что всем важна зарплата и приятный соцпакет, но что насчет профессиональных устремлений? Может быть, дизайнер именно этого бренда — ваш кумир с института? Возможно, вы много лет управляли проектами, а новая вакансия даст вам возможность попробовать себя и в роли арт-директора? Вы всегда занимались только собственной художественной практикой, а в резиденции мечтаете курировать групповую выставку? Обозначайте свои устремления, не бойтесь говорить о них: это то, ради чего вы будете работать, потому что новая зарплата перестанет мотивировать вас довольно быстро.

Учитывайте культурный контекст


В разных странах требования к резюме и мотивационным письмам сильно отличаются, а порой и совершенно противоположны. Елизавета Буйнова комментирует: «В зависимости от страны, где вы находитесь или куда вы хотите отправлять свое резюме, нужно помнить о нескольких ключевых деталях оформления CV. В резюме для американского и британского рынков не рекомендуется упоминать возраст, семейное положение, наличие и возраст детей, гражданство и прочую информацию, которая может так или иначе повлиять на решение работодателя и нарушить ваше право на объективность в оценке вас как кандидата. Фотография — еще одно большое «нет» для американского или британского резюме.


Во Франции и Италии все наоборот: возраст, адрес, семейное положение, дети, гражданство и даже фотография — стандартная информация, которую необходимо упомянуть в резюме. Европейцы не скрывают, что наличие несовершеннолетних детей может так или иначе повлиять на их решение: при переезде детям потребуется школа, что означает лишние затраты для работодателя. При этом сокрытие такой информации может повлечь за собой отказ в приеме на работу.


Для Скандинавии, Германии и прочих европейских стран существует третий тип резюме, где указываются возраст, дата окончания университета и, возможно, адрес».

7.

8.

«Причешите» свои соцсети


Это банальность, но мы подчеркнем: работодатели пристально смотрят на соцсети кандидатов, даже если не во всех странах такой скрининг законодательно разрешен. Перед большим раундом рассылки резюме и мотивационных писем проверьте свои соцсети: не многовато ли там фотографий с веселых вечеринок? Не склонны ли вы к регулярным хейтерским постам в адрес таксистов, бывших коллег, чужих детей или продажных политиков? Безусловно, свобода высказывания — это святое право каждого, просто помните, что работодатель может поддерживать ваши взгляды, а может их и решительно не разделять.


Еще одна простая, но немаловажная истина касается почтовых адресов формата sweetkitten2813_XXX@gmail.com. Если вы принимаетесь всерьез продавать себя, зарегистрируйте имейл, который будет удобоваримой версией ваших имени и фамилии — пусть даже вы используете его только для целей рекрутинга.

9.

Проверяйте ошибки и уважайте формат


Даже если у вас стопроцентная грамотность, пятерка по английскому в четверти и в году и вы печатаете как профессиональная машинистка, не поленитесь прогнать финальные документы через встроенный в текстовый редактор спеллчекер или специализированный сервис проверки стилистики. Например, через англоязычный Grammarly с хорошим функционалом бесплатной версии. Обязательно посмотрите на требования к форматированию документов, если они есть. «Идеальное резюме — то, в котором информация легко находится и считывается. Чем проще формат, тем лучше. Если честно, то порой я готова отдать работу первому кандидату, который пришлет мне резюме, где есть его имя, телефон, почта, нет миллиона картиночек, фона под мрамор и написано оно самым простым шрифтом, даже Arial подойдет», — признается Буйнова.

Учтите все требования


Читая описание вакансии, уделите особенное внимание требованиям к подаче документов. Надо ли залить файлы на сайт? Отправить на выделенный почтовый адрес и указать определенную тему письма? Сохранить документы в PDF, а не в Word? Сделать тестовое задание? Проследить, чтобы вес приложенных к письму документов не превышал, например, 8 мегабайтов? Залить файлы в облако? Лучше потратить больше времени и скрупулезно выполнить требования вакансии. Это не капризы, а проверка вашей внимательности и адекватности. Если на этапе соискания вакансии вы не можете выполнить определенный набор требований, где гарантия, что вы будете в состоянии справиться с рабочими задачами?

10.

11.

Bonus-трек. Не бойтесь напомнить о себе


Скорее всего, если вам не ответили, значит, вы по каким-то причинам не подходите. Но не спешите сбрасывать со счетов человеческий фактор: ваше письмо могло упасть в спам (смотрите пункт про профессионально выглядящий адрес электронной почты), про вас могли забыть, письмо, наконец, могли нечаянно стереть. Подождите 7–10 рабочих дней и, если вы отправляли письмо не через веб-форму, а на чью-то почту, вежливо осведомитесь, не потерялись ли случайно ваши документы. В худшем случае вам снова не ответят.


Стопроцентно работающего рецепта идеального письма и CV не существует, это всегда сочетание многих факторов, включающих в себя и настроение рекрутера, и адекватную работу почтового сервиса, и внутренние механизмы компании, куда вы стремитесь попасть. При этом всегда будут лучше работать письма, составленные так, чтобы в них было легко ориентироваться, чтобы по ним можно было понять, что вы за человек и кандидат. Конечно, мы все знаем истории, когда людей нанимают на классные позиции по итогам быстрой неформальной переписки в соцсетях. Но если вы находитесь на том уровне, когда ваши мессенджеры трещат от сообщений потенциальных работодателей, эта инструкция вам попросту не нужна. Всем остальным мы желаем удачи.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}