Темы
T

Андрей Артемов и Серж Головач — о моде нулевых и десятых

ММОМА отмечает двадцатилетие масштабной выставкой «ММОМА 99/19», которая занимает все три этажа музея на Петровке, 25. Двадцать залов распределили между двадцатью кураторами: художниками, искусствоведами, журналистами и другими близкими друзьями музея. В этом кругу друзей обнаружились не только Алена Долецкая и Кирилл Серебренников, но и парфюмер Фредерик Маль и даже футболист Федор Смолов. Каждый из них собрал из музейных экспонатов инсталляцию-эссе на выбранную тему. Мы, разумеется, не смогли пройти мимо зала «Мода».

За «Моду» на выставке ММОМА отвечает дизайнер, основатель бренда Walk of Shame Андрей Артемов, для которого это первый кураторский опыт. Его зал — по сути, серия портретов героев нулевых, сделанных фотографом Сержем Головачом. Среди них — футболист Дмитрий Булыкин, солист группы «Иванушки International» Андрей Григорьев-Апполонов, ресторатор Кирилл Гусев, промоутер Синиша Лазаревич, актриса Елена Нелидова, политик Ирина Хакамада, дизайнер Мария Кравцова, журналист Юлия Ларина, солист группы Hi-Fi Митя Фомин и художник Андрей Бартенев. Все они позируют на фоне рыб в Московском аквариуме на Чистопрудном бульваре. При чем здесь мода и как она изменилась спустя десятилетие, Артемов и Головач рассказывают своими словами.

Андрей Артемов, дизайнер, основатель бренда WOS

Когда мне предложили стать куратором, я засомневался — территория современного искусства довольно новая для меня. Но Новоселов (Алексей Новоселов, заместитель исполнительного директора ММОМА Василия Церетели. — Прим. The Blueprint) сказал, что я должен это сделать и что у меня получится, — а ему я верю. В музее для меня из огромной коллекции сделали специальную подборку экспонатов. А я уже выбрал серию фотографий FISHionable People Сержа Головача. Я понял, что возьму именно его работы, как только их увидел. Потому что это 2005 год. Я сам приехал в Москву из города Уфа в 2003 году, сразу на стажировку в журнал L’Officiel. И я помню этих людей — персонажей светской жизни, героев, богов Олимпа. Мне кажется, что это абсолютно про моду: там, кстати, Митя Фомин в архивном «Готье». На фотографиях все так ярко — эти цвета, свет, аквариумы — клише московских нулевых, когда приходишь в любой московский дом или офис, а там — аквариум с неоновой подсветкой.


Я хорошо помню не конкретно эти фотографии, но фотографии Головача — в журнале L’Officiel мы с лупой выбирали фото для хроники из его пленок. Сегодня на таких портретах могли бы появиться я и мои друзья, которых все знают. А тогда было иначе: ты пашешь, работаешь, смотришь на них снизу вверх, как в школе на учеников старших классов или выпускников. Позже, в 2007–2008-м, я уже сам модничал, одевался, гулял до рассвета с моей тусовкой, ребятами из Idle Conversation: Ромой Мазуренко, Сережей Пойдо, Димой Японцем.

Светская сцена — это тоже аквариум. Все на ней такие же яркие, как рыбы в воде, а когда достаешь их, они уже не такие яркие. Эти рыбы в воде так красиво выглядят, подсвечиваются, а когда их выносит волна на берег, они остаются обычные и даже блеклые. Сама мода того времени в Москве — это D&G. Все с надрывом, абсолютно никакого минимализма, цвет, свет, все узкое в обтяжку либо гранж, когда ты нарочито в оппозиции сексуальности находишься. Все помнили бедные 90-е, поэтому следующее десятилетие стало обеспеченным, респектабельным, счастливым. Проблем стало меньше, денег больше, люди поехали за границу, начали читать журналы, меньше работать, меньше выживать и больше жить. Знаете, как после войны, когда люди наряжаются, — вот тут так же, после СССР, этих 90-х началась ночная жизнь, видеоклипы.


Мода 2010-х — это поиск, что-то новое появилось, подросло поколение со своими мыслями и своим голосом. Тренды стали более разноплановыми, родилась уличная мода и развилась во что-то катастрофическое. Сейчас мода — это джинсы и правильные футболки. Это стритмаркеты, Comme des Garçons, Colette. Появились молодые дизайнеры — в России и конкретно в Москве. Теперь есть куда больше выбора — но не всегда хорошего.

Серж Головач, 

фотограф

Это моя первая портретно-выставочная серия, в которой собраны не портреты одного человека, а фотографии разных персонажей, значимых людей. Это потом уже были и панорамный портрет в галерее «Глаз» в 2007 году, и проект «ВИЧ/СПИД» в Stella Art Foundation в 2008-м. Идея FISHionable People произошла от игры слов. Впервые этот проект выставлялся в 2005 году в ресторане Fish. То время — середина нулевых — когда лакшери-пространства, рестораны (конкретно это был ресторан Кирилла Гусева) решили дать место под выставки, стать пространством для искусства. Снимки сделаны на пленку в морском аквариуме на Чистопрудном бульваре с живыми рыбами и акулами, крабами. Аквариум, в котором сняты эти портреты, до сих пор существует, — уже 30 лет. И все герои проекта до сих пор живы, с некоторыми мы дружим. Политики, актеры, футболисты. Тут нет специальной формулы — просто в 2005 году у нас получился такой набор героев. Больше всего запомнился художник Андрей Бартенев — в каком-то невообразимом для обычного человека одеянии. Кстати, у нас не было стилиста. Все герои оделись так, как хотели себя увидеть на фотографиях.

Так что в какой-то степени эта серия отражает моду 2000-х. Тогда никто не знал, что скоро появится искусственный интеллект, люди будут не нужны. Люди все еще были интересны себе и друг другу. Нулевые в Москве — это время клубов. Наверняка вы слышали названия «Зима», «Лето», «Весна» — одного сезона не было — и, соответственно, «Дягилев». А клубная мода — это наряды. В этом году ушел из жизни Паша Фейсконтроль, который всегда следил за тем, чтобы люди, пришедшие в клуб, не были чересчур богато одеты — его интересовали не марки, а то, насколько стильно люди выглядят. Это другая мода. Не нужно было носить костюмы напоказ, а нужно было выглядеть интересно. А сейчас все заполонил масс-маркет. Все марки друг другу подражают, и отличить одну от другой трудно. Спектр модных героев такой же: политики, банкиры, художники, певцы, но добавились инфлюенсеры, блогеры. С точки зрения моды в 2010-х все стало строже. Настоящую моду сегодня можно увидеть только на подиуме.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}