Темы
T

Кристиан Лакруа: 40 лет в моде

25 сентября в парижской Опере Бастилии состоялся показ Dries Van Noten весна—лето 2020. Дрис начал шоу с признания — зрители трансляции увидели обращение дизайнера, в котором он рассказал, что работал над коллекцией вместе с Кристианом Лакруа. В конце показа тоже было признание — после финального выхода зал встретил Лакруа и ван Нотена овациями. Для тех, кто не помнит, а может, и не знает, чем знаменит Кристиан Лакруа и чем он занимался все десять лет после ухода из собственного модного дома в 2009 году, — наш таймлайн с основными вехами его биографии.

80-е

Искусствовед по образованию, специалист по живописи XVIII века и по истории костюма в кинематографе, работать Лакруа начал как дизайнер обуви и аксессуаров. В 1978 году он присоединился к команде Hermès, а 1980-м перешел на позицию ассистента в дом Guy Paulin. В 1981 году Лакруа стал работать в Jean Patou, где за шесть лет в должности креативного директора сумел утроить объемы продаж. В 1987-м Лакруа покинул и это место работы, став последним дизайнером бренда перед тем, как тот ушел в многолетнее пике.

В 1987 году при финансовой поддержке президента LVMH Бернара Арно Кристиан Лакруа основал cобственный дом моды, а в июле того же года представил первую коллекцию, которую посвятил родному Югу Франции. Модные критики пришли в восторг от неожиданных материалов и цветов, пышных платьев в стиле барокко, отсылок к фольклору, театру и историческим событиям. В конце 1980-х Лакруа стал одним из главных действующих лиц парижской модной сцены. Так, в 1987 году ему — первому в истории модному дизайнеру — доверили создание костюмов для парижской Grand Opera. В частности, он работал над балетом Кэрол Армитаж «Павшие ангелы».

Костюмы к балету «Павшие ангелы»

Christian Lacroix, осень-зима 1987 

Еще одно подтверждение культового статуса Кристиана Лакруа в те годы — один из номеров американского Vogue 1988 года. Он стал первым в карьере главреда Анны Винтур, и на обложку она поставила снимок, сделанный Питером Линдбергом, для которого модель позировала в джинсах и черном жакете Christian Lacroix — том самом, с золотым крестом, выложенным драгоценными камнями.

90-е

Во второй половине 1990-х, на волне успеха, Лакруа принялся активно коммерциализировать собственный бренд и имя, что в конечно счете сыграло с ним злую шутку. В 1994-м он запустил линию более доступной одежды Bazaar. В 1997-м — коллекцию посуды в сотрудничестве с мастерами старинной мануфактуры Christofle. В 1999 году у Christian Lacroix появился аромат, а с 2001-го по 2004-й — детская и мужская линия, а также нижнее белье. В те годы Кристиан Лакруа создал даже форму для бортпроводников авиакомпании Air France и специальные наборы для пассажиров первого класса, в которые входили и пижамные комплекты.

Коллекция посуды Christian Lacroix в сотрудничестве с Christofle

Стюардесса Air France в форме Christian Lacroix

С 2003 по 2005 год Кристиан Лакруа занимал пост креативного директора в двух брендах одновременно. Помимо собственного дома Christian Lacroix возглавлял Emilio Pucci. Туда он пришел после того, как LVMH приобрели 67% акций итальянской марки — назначение Лакруа должно было укрепить позиции компании на рынке и поспособствовать росту продаж. Однако в 2005 году Лакруа покинул Emilio Pucci, чтобы сфокусироваться на собственном бренде, который LVMH передал новым владельцам — семье Фалик.

2000-е

Впрочем, модный дом уже ничто не могло спасти. Как это нередко бывает, попытка «распыляться» на побочные коммерческие линии в итоге привела к краху. В 2009 году владельцы начали реструктуризацию убыточного бренда, и Лакруа оставил пост креативного директора. На его место пришла Саша Уолкхофф, работавшая в команде Christian Lacroix с 1992 года. Марка существует до сих пор, хотя, конечно, уже не имеет прежнего веса в индустрии. В 2017 году она даже отметила 30-летие запуском юбилейной коллаборации с нью-йоркским мультимедийным художником Брайаном Кенни. Помимо мужской и женской коллекции Christian Lacroix по-прежнему выпускают предметы для дома. Руководство компании уверяет, что максимально бережно относится к наследию его основателя.


Необходимость покинуть собственное детище не стала для Лакруа трагедией — к тому времени ему уже было куда приложить силы. В 2006 году он занял пост председателя правления Национального центра сценического костюма в Мулене, миссия которого — сохранять материальное наследие театров — и по сей день продолжает шить костюмы для спектаклей.

Коллаборация с Брайаном Кенни

В «десятые» Лакруа полностью захватили театр и дизайн интерьеров. В 2011 году он создавал костюмы для спектакля «Ручей» на музыку Лео Делиба и Людвига Минкуса в Grand Opera — их расшили кристаллами Swarovski, и получились они невероятно эффектными. Позже Лакруа показал их на своей выставке в Национальном центре сценического костюма. В 2017 году он работал над новой постановкой балета «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина в Опере Бастилии — для него Лакруа впервые разработал не только костюмы, но и декорации. Чтобы образы получились максимально близкими к оригинальным, Лакруа изучил эскизы Варвары Каринской, которая придумала наряды для артистов во время подготовки к первой постановке в 1962 году, — каждую деталь эскизов Лакруа согласовывал с Фондом Баланчина.

2010-е

Костюмы для спектакля «Ручей»

Костюмы для балета «Сон в летнюю ночь»

Что до интерьеров, которые создает дизайнер, то ими можно полюбоваться в парижских отелях L’Hôtel du Petit Moulin, что в квартале Марэ, L’Hôtel Bellechasse в Сен-Жермен-де-Пре и L’Hôtel Notre Dame недалеко от собора Парижской Богоматери. Лакруа-декоратор любит гротескные элементы, массивные конструкции, смешение узоров и отсылки к историческим стилям — все как и в одежде, которую он когда-то делал для своего бренда.


Еще одно увлечение маэстро — гончарное дело. С недавних пор он берет частные уроки у керамистки Сильви Понс, а результатами занятий делится у себя в Instagram.

Кувшин работы Кристиана Лакруа и керамистки Сильви Понс

В этом сезоне Кристиан Лакруа вместе с Дрисом ван Нотеном работал над новой коллекцией Dries Van Noten весна-лето 2020. Дрис до последнего скрывал, что гости показа увидят не просто его очередную работу, а результат коллаборации с великим кутюрье. «При работе над коллекцией я вдохновлялся максимализмом парижской сцены высокой моды 1980-х и 1990-х. Этот период ознаменован талантом месье Кристиана Лакруа — естественно, я захотел, чтобы он поработал со мной над этой коллекцией ... это желание сбылось», — написал Дрис в обращении к зрителям, которое транслировалось на большом экране. В первом интервью, опубликованном после шоу на сайте Dries Van Noten, Кристиан признался, что «был очень взволнован, получив приглашение поработать над коллекцией: «Изначально я вообще не понимал, как так получилось, что он [Дрис] хочет со мной поработать. Я всегда рад сблизиться с кем-то, кого до этого не знал, посмотреть, как работает другой человек...» Дрис добавил: «Мы не хотели превращать шоу в оммаж. Это коллекция, созданная сегодня для сегодня».


О дальнейших планах Лакруа пока ничего не известно. Вернется ли он в большую моду? Вполне возможно. Но даже если этого не случится, мы уверены: это имя еще не раз услышим.

2019

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}