Blueprint
T

Большой прыжок

Сегодня в мировой прокат выходит драма «Air: Большой прыжок» про один из самых известных модных контрактов в истории — Nike и Майкла Джордана. Маму баскетболиста сыграла Виола Дэвис, соучредителя Nike — Бен Аффлек, а маркетолога и бывшего школьного тренера, который задумал сделать из восходящей звезды амбассадора бренда, — Мэтт Деймон. Один из лучших режиссеров современности Пол Томас Андерсон уже оценил фильм («Забавно. Мне понравилось»), а мы — костюмы.

«Nike — это не круто», — то и дело повторяет герой Мэтта Деймона и нисколько не преувеличивает. Это сегодня Nike — в топе самых популярных брендов по версии Lyst, а в начале 1980-х компания могла похвастаться разве что пристойными продажами — кроссовки со «свушем» покупали, но не любили, их носили, но ими не хвастались. Режиссер Air Бен Аффлек, чьи школьные годы как раз пришлись на восьмидесятые, хорошо помнит, что самые крутые ребята ходили в Converse (спасибо популярным рэперам Run-D.M.C., обожающим модель Superstar) и adidas. Все изменилось в 1985 году, когда Nike подписали жирный (невиданные для 1980-х $500 тысяч в год!) контракт с восходящей звездой Майклом Джорданом и выпустили кроссовки Air Jordan I. Только в 1985-м Nike продали около четырех миллионов пар «джорданов».


майкл и делорис джорданы

Главным героям этой истории успеха и посвящен фильм «Air: Большой прыжок». Бен Аффлек подчеркивает, что это ни в коем случае не байопик Майкла Джордана (тогда бы баскетболисту пришлось выплатить куда более щедрый гонорар) и не ода Nike (с брендом съемочная команда не консультировалась), а вольная история Air Jordan, «основанная на реальных событиях». Майкл Джордан на экране, кстати, не появляется — Бен Аффлек решил, что найти подходящего актера для этой роли задача невыполнимая: «Как бы, по-вашему, это выглядело? Майкла Джордана знает каждый. Если бы я показал его в фильме, кто-нибудь из зрителей обязательно бы сказал, что Майкл выглядит совсем иначе. Испортилось бы впечатление от фильма в целом».


Одевать героев Air доверили Шарлиз Антуанетт Джонс — выпускнице нью-йоркского Fashion Institute of Technology, которая начинала карьеру, работая на бэкстейдже показов (например, на Thom Browne), а потом переквалифицировалась в художницу по костюмам и создала наряды для оскароносной драмы «Иуда и Черный Мессия» и байопика Уитни Хьюстон I Wanna Dance with Somebody. «Фильм Air — про эпоху, когда Nike еще не стал крутым брендом, — рассказывает Шарлиз Антуанетт Джонс. К съемкам она готовилась, копаясь в архивах Nike, каталогах Sears и JCPenney. — Сложнее всего было держаться в заданных рамках. В то время у Nike было не так уж много моделей кроссовок, ассортимент был довольно бедным — даже в плане цветовых решений».


1

Фил Найт — один из основателей Nike, которого играет Бен Аффлек, — единственный, кто в этом фильме ходит на работу в кроссовках. В 1980-х такой вольный дресс-код мог позволить себе только СЕО спортивной компании. «Носить кроссовки с костюмами было неприемлемо, — говорит Шарлиз Антуанетт Джонс. — Не то что сейчас».


Герой Аффлека носит кроссовки Daybreak и Cortez, проводит встречи в красно-синем спортивном костюме и очках Oakley (этот образ художница по костюмам в точности скопировала с архивных фотографий Фила Найта: треники и олимпийка сшиты из старых остатков тканей). Никаких выглаженных рубашек и затянутых галстуков: если Бен Аффлек и появляется в кадре в костюме, то выглядит максимально расслабленно. В общем, одевается как основатели современных стартапов: в простую и, главное, удобную униформу.


2

Кандидатуру Виолы Дэвис — кстати, одной из 18 в мире членов почетного клуба ЭГОТ (то есть обладателей «Эмми», «Грэмми», «Оскара» и «Тони») — на роль Делорис Джордан предложил Майкл Джордан. В подготовке сценария он не участвовал, но обсудить фильм со своим давним знакомым Беном Аффлеком охотно согласился (режиссер Air, как выяснилось, периодически рубится с баскетболистом в карты). Разговор определил судьбу картины. Майкл Джордан рассказал столько трогательных историй про свою мать Делорис, что Бен Аффлек понял: нужно перекраивать сюжет, смещать фокус с руководства Nike и добавлять больше экранного времени миссис Джордан, которой в черновом варианте сценария полагалась лишь одна реплика.

Художница по костюмам Шарлиз Антуанетт Джонс уделила героине Виолы Дэвис должное внимание и подшлифовала ее стиль: «Для меня было важно, чтобы [Виола] выделялась, имела свою изюминку. Делорис работала в банке и часто носила брючные костюмы. При этом на встречи с Nike одевалась не так торжественно: к этой компании она относилась без пиетета». Как, впрочем, и ее сын. В колледже Майкл Джордан играл в кедах Converse, но официальный обувной партнер NBA уже подписал соглашения со всеми главными звездами эпохи и не посчитал нужным связываться с новичком. Майкл, по его собственным словам, мечтал о контракте с adidas (но представители немецкого бренда не готовы были сделать Джордану именные кроссовки, да и сумму назвали очень скромную). Только на этом безрадостном фоне Джордан и согласился обсудить сотрудничество с не слишком престижной американской маркой.


Кстати, костюм Делорис Джордан для похода в офис Nike — единственный, который Шарлиз Антуанетт Джонс воссоздала в точности. Все остальные вещи Виолы Дэвис в фильме — вольная фантазия на тему нарядов самой миссис Джордан и манеры одеваться, свойственной афроамериканкам из южных штатов.

3

«За что я люблю своего лучшего друга: когда Бен наконец-то предложил сняться в его фильме, он дал мне роль, ради которой нужно было набрать вес, — рассказывает Мэтт Деймон. — Моя жена посмотрела Air и сказала: «Получилось отлично, но выглядел ты, конечно, хреново».


Гардероб Сонни Ваккаро — бывшего школьного тренера по баскетболу родом из Пенсильвании и маркетингового гения, увеличившего доход Nike в 30 раз, — разнообразием не отличается и держится на простой формуле: мешковатые поло + широкие брюки + темно-коричневые лоферы. У него, как говорит Шарлиз Антуанетт Джонс, свой вайб. Герой Мэтта Деймона выглядит, как среднестатистический американский учитель физкультуры: немного неряшливым и немного устаревшим, как будто на дворе не 1984-й, а конец 1970-х (этим художница по костюмам хотела подчеркнуть, что до северо-западных штатов — головной офис Nike находится в Орегоне — тренды добирались с опозданием). Поло Nike Джонс раздобыла на eBay. Подлинность проверяли по оранжевым биркам: такие Nike использовали в 1980-х. «Вещи, которые носит Мэтт в фильме, не очень-то сочетаются между собой, — рассказывает Шарлиз Антуанетт Джонс. — Ему достался дерзкий, увлеченный персонаж, который вкладывает в работу всю свою душу, но вообще не думает о том, как он выглядит».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}