Цирк какой-то
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Арлекин — главный герой нового, одноименного альбома Леди Гаги. Учитывая и долгожданный музыкальный камбэк артистки, и не менее долгожданную скорую премьеру «Джокера-2», где Гага исполнила роль Харли Квинн, нет сомнений, что в ближайшее время нас ждет ренессанс clowncore. Показы осень-зима 2024/2025 эту тенденцию только поддерживают.
Взыскательные критики любят повторять, что современные показы — где в первых рядах сидят звезды, оклеенные с головы до ног кристаллами Swarovski, а на подиуме валятся с ног модели в платьях — меховых шарах, — имеют больше отношения к цирку, чем к моде. В действительности же цирк в моде (а мода в цирке) был всегда — в буквальном смысле, и с конями, и с клоунами, и со всем чем хотите. И в последнее время модные шоу об этом услужливо напоминают.
Если вдруг вы следили за осенне-зимней неделей моды в Токио — а она следует сразу за парижской, — то наверняка отметили, как ловко в этом сезоне местные дизайнеры освоили труднопроизносимую профессию шпрехшталмейстера. Ярче всего в качестве распорядителя цирка выступил Кунихико Моринага, которого вы можете знать в том числе как автора технологичного платья с витражами для тура Бейонсе Renaissance. Первую мужскую линию в истории его бренда Anrealage — бомберы с яркими цветочными аппликациями и пестрые петчворк-кардиганы, навеянные стилистикой харадзюку, — демонстрировали модели с макияжем а-ля Джокер. Точно такой же мы видели на фотографиях
Леди Гаги со съемочной площадки нового фильма о комике-психопате.
леди гага
Anrealage
Шутовские приметы — в виде воротников гофре, цветных панталон и гигантских бантов на шее — мы заметили и на токийском показе Viviano. А до этого — на подиумах в Нью-Йорке, Милане и Париже. Так, на показе Marni Fall 2024 особенное внимание зрителей привлекали (помимо двухмерных платьев A-силуэта и мохнатых шуб, разумеется) туфли и ботинки с гротескным круглым мысом. В конце шоу гостей ждал еще один сюрприз от креативного директора Франческо Риссо — гигантский клоунский торт. А Джозеф Альтузарра, работая над осенне-зимней коллекцией именного бренда, расклеил по своей студии изображения Пьеро. В итоге кружевные манжеты и воротник, а также ромбовидный узор — это уже, правда, привет его коллеге и конкуренту Арлекину — увеселили классические жакеты и пальто, комфортные джемперы и летящие платья.
Viviano ОСЕНЬ 2024
Marni осень 2024
Пикассо
Арлекинские ромбы мы также встретили в коллекции Balmain Pre-Fall 2024, а брыжжевые воротники — на кутюрном шоу Chanel весна-лето 2024. Виржини Виар ссылалась, конечно, на саму мадемуазель Коко, которая и сама носила горгеры. До Виар их активно цитировал в коллекциях Chanel Карл Лагерфельд — причем начал делать это сразу, как только пришел в дом, в 1980-х. Главная конкурентка Шанель Эльза Скиапарелли с цирком, как известно, тоже вовсю заигрывала. Вспомнить хотя бы коллекцию 1938 года, где главными мотивами стали гарцующие лошади в плюмаже, нарядные слоны и акробаты. Последние украшали вещи в том числе в виде пуговиц авторства ювелира Жан-Мишеля Шлюмберже.
Schiaparelli 1938
Balmain Pre-Fall 2024
chanel весна 1985
Навсегда в истории моды останутся и цирковые интерпретации Александра Маккуина. Главным образом речь о его показе Fall 2001 — где героинями стали депрессивные, как сам и дизайнер, викторианские клоунессы в разорванных платьях и деконструктивистских костюмах. Они дефилировали на фоне пустующей детской карусели, а в конце стали в ряд к жутким марионеткам, порванным мягким игрушкам и черным воздушным шарам. Полное погружение в тему в свое время практиковала и Вивьен Вествуд, на чьем шоу Voyage to Cythera 1989 года персонажи венецианской Commedia dell’Arte, Коломбины и Арлекины, разыгрывали на подиуме сценки — танцевали и целовались. На цирковой арене — в окружении синих, как с картины Пикассо, шаров (но без девочек) — представил коллекцию своего бренда Spring 1997 Джон Гальяно. К образам цирковых артистов он многократно обращался и на посту креативного директора Christian Dior. Яркий оммаж этим коллекциям сделала в 2019 году его преемница Мария Грация Кьюри, когда для весенне-летнего кутюрного шоу попросила установить настоящий шатер.
Vivienne westwood 1989
galian0 весна 1997
Alexander McQueen осень 2001
christian dior 2011
CHRISTIAN DIOR 2019
На этом фоне неудивительно, что в Instagram и TikTok уже который год популярен хештег clowncore. Под ним молодые люди публикуют свои вычурно яркие образы, не пренебрегая в том числе красными носами и радужными париками. Один из последователей стиля, тиктокер Aneurcyst, объяснял Dazed, что цирк привлекает его тем, что там не существует гендерных стереотипов: «Клоуны — это просто клоуны. Они не привязаны ни к никакому полу». А кроме того, это довольно гибкая тема: через нее можно одинаково выражать и счастье, и грусть, и тревожность (коулрофобию никто не отменял), и поддержку организации, ныне признанной в России террористической и экстремистской.
Интерес дизайнеров к этой эстетике в сегодняшних реалиях тоже можно трактовать по-разному. Это может быть и желание подчеркнуть, что все происходящее в мире — цирк, и попытка подкинуть нам хотя бы один повод улыбнуться. Впрочем, важно не забывать, что у цирка и моды в принципе много общего. И тот, и другая любят преувеличивать, развлекать и просто дают зрителю пусть и недолгий, но яркий эскапистский опыт. А не в этом ли мы все сейчас нуждаемся?
Maison Margiela осень 2015
Maison Margiela осень 2015
гарри стайлз
gucci resort весна 2023
Altuzarra осень 2024
Armani весна 2023
Chanel весна 2024
Christopher John Rogers pre-fall 2023
Shuting Qiu осень 2024
Эмма Корин
Фредди Меркьюри
Moschino весна 2020
Commes des Garcons 1996
vivienne Westwood весна 2018
Moschino Resort 2019
Moschino Resort 2019
Undercover весна 2016