

Прилип как банный лист
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
На фоне недавних финансовых рекордов все обсуждают цены на бананы. Однако в редакции The Blueprint уверены — современное искусство держится на скотче.
«Комедиант» — приклеенный к стене скотчем банан итальянского художника Маурицио Каттелана — на днях был продан на аукционе Sothebyʼs за $6,2 млн. Вместе с арт-объектом покупателю, китайскому криптопредпринимателю Джастину Сану, достался сертификат подлинности и инструкция по замене сгнившего банана. Впервые же свет увидел «Комедиант» в 2019 году, тогда его назвали «сомнительно гениальной работой». Незадолго до продажи банана российская общественность горячо обсуждала «Ветку» Андрея Монастырского в связи с закрытием отдела новейших течений Третьяковки. Постмодернистская работа, как говорил автор, представляет собой «акционный “музыкальный” объект (инструмент) одноразового использования для получения звука разматывающегося скотча». «Ветку», как и банан, много обсуждали и осуждали — достойна ли она находиться в коллекции Третьяковки? Однако сам скотч таких вопросов не вызывает, ведь он с нами давно и везде.





Искусство
Зрители делятся на тех, кто считает банан искусством, и тех, кто считает банан едой, а художники — на тех,
кто видит в скотче прежде всего фурнитуру (это и Монастырский, и Каттелан), и тех, кто пользуется клейкой лентой как полноценным материалом художественного высказывания, заменяя им ткань, глину или даже краски.


Маурицио Каттелан, «Комедиант», 2019
Martin Wieland, Caution Pls.


Андрей Монастырский, «Ветка», 1996


Numen/For Use, «Оклеим Москву», 2019
Дима Грин, «Валенки», 2021


Марк Хайсман

Tony Rubino. Caution Yellow Tape, 2022
Марит Отто


Валерий Кошляков,
Из серии «Палладио», 2002



Чад Уис
Аакаш Нихалани




мода
Починить современную моду с помощью простейшего подручного материала уже несколько лет пытается Демна Гвасалия, готовый запеленать в желтый брендированный скотч кого угодно от Джиджи Хадид до Lizzo. Вспоминая его опыт работы в Maison Margiela, не трудно предположить, где он этому научился.

Maison Margiela, Les Topless Tabi, 1996


Avavav, весна-лето 2024
Givenchy, осень-зима 2014/15


Раф Симонс, брендированный скотч, 2017
Лиззо на обложке ELLE UK, сентябрь 2022
Ким Кардашьян на показе Balenciaga осень–зима 2022
