T

Памяти
Патрика Демаршелье

31 марта в возрасте 78 лет умер легендарный модный фотограф Патрик Демаршелье. По просьбе The Blueprint фотохудожника вспоминают героини российской культуры и медиа, которым довелось с ним работать по разные стороны кадра.



Перед камерой Патрика Демаршелье, кажется, побывали все: от супермоделей вроде Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс, Кристи Тарлингтон, Натальи Водяновой и Синди Кроуфорд до Леонардо ДиКаприо, Опры Уинфри и Анджелины Джоли. Он был первым иностранцем, допущенным до официальных портретов принцессы Дианы. Снимал для лучших глянцевых журналов. Последние годы, впрочем, почти не светился: в 2018-м семь моделей обвинили его в сексуальных домогательствах, после чего издательский дом Condé Nast разорвал с фотографом отношения. Как бы то ни было, без работ и личности Демаршелье невозможно представить историю модной фотографии и искусства 20 века — и об этом говорят все, кто его знал.


Ольга Свиблова
основательница Мультимедиа Арт Музея, Москва


«31 март скончался один из самых известных французских фотографов Патрик Демаршелье.

МАММ многократно показывал его работы в Москве. В 2009 году в рамках проекта «CHRISTIAN DIOR. 60 лет в фото» (2009); в проекте «Danсe in Vogue» (2011); «Диана Вишнева в объективе Патрика Демаршелье» (2012); «Dior Couture. Патрик Демаршелье» (2013). В 2013 году в нашем музее состоялся мастер-класс Патрика Демаршелье, имевший такой успех, что я искренне боялась, что обвалятся балконы музея, на которых скопилась публика.

В 17 лет отчим подарил Патрику Демаршелье камеру Eastman Kodak. Он самостоятельно научился проявлять пленку, ретушировать негативы и начал снимать друзей и свадьбы. В 1975 году фотограф-самоучка из небогатой семьи решился на переезд в Нью-Йорк, следуя за своей подругой. В Нью-Йорке он начинает карьеру freelance photograph. Вскоре его фотографии стали появляться в журналах ELLE, Marie Claire, 20 ans Magazine.

Мировую известность Патрику Демаршелье приносит портрет принцессы Дианы, которую он много фотографировал и с которой дружил. Абсолютная естественность и проявленная Патриком Демаршелье в этом портрете харизматичность принцессы Дианы во многом способствовали ее невероятной популярности. Этот портрет стал иконой того, как принцессу Диану увидели и запомнили миллионы людей.


CHRISTY, NEW YORK, 1990, © Patrick Demarchelier (Courtesy Staley-Wise Gallery)

DIANA (VOGUE UK), OCTOBER 1997,
© Patrick Demarchelier (Courtesy Staley-Wise Gallery)

Патрику Демаршелье удавалось установить с портретируемыми героями интимный и непринужденный контакт, поймать момент, когда модель не позирует, а максимально проявляет себя и свой внутренний мир.


С начала 90-х Патрик Демаршелье начинает свое многолетнее сотрудничество с журналами Vogue и HARPES’S BAZAAR. В фильме «Дьявол носит Prada» всем запомнилось, как главная героиня Миранда Пристли в исполнении Мерил Стрип спрашивает свою ассистентку: «Демаршелье подтвердил?»

Из всех мировых фотографов моды и стиля Патрику Демаршелье удалось сделать наибольшее количество advertising-campaigns для таких разных брендов как: Dior, Giorgio Armani, Chanel, GAP, Gianni Versace, L’Oreal, Revlon, Lancome, ZARA, Calvin Klein, Ralph Lauren и др.

В 2005 и в 2008 году Патрик Демаршелье делал съемки для календаря PIRELLI.

У Патрика Демаршелье не было фотографического образования, хотя, безусловно, его глаз был воспитан на фотографиях великих классиков: Ирвина Пенна, Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона и других. У Патрика Демаршелье вообще не было образования, но у него был дар слышать других людей, понимать и чувствовать своих моделей, слышать запросы и ловить ауру столь разных брендов, для которых он работал.


Патрик Демаршелье не создал своего стиля, но идеально проявлял стили тех, с кем он сотрудничал. Он был немногословен и чрезвычайно работоспособен, поэтому его любили, ему доверяли крупнейшие журналы и крупнейшие бренды.


Доверие и естественная атмосфера, которые он устанавливал на съемках, отсутствие промахов, которые бывают у тех, кто много рискует, гарантированное качество и полное соответствие съемки Демаршелье задаче, поставленной заказчиком, стали залогом всемирного успеха Патрика Демаршелье, которому в 2007 году Министерство культуры Франции присвоило звание Офицера l’ordre des Arts et des Lettres.

За несколько лет до его кончины в 2018 году семь моделей обвинили Патрика Демаршелье в харассменте, в результате чего крупнейший издательский дом Conde Nast прекратил с ним свое сотрудничество.

С уходом из жизни Патрика Демаршелье закрылась важная страница в мировой фотографии моды и стиля».

Наталья Григорьева-Литвинская
основатель и куратор галереи Люмьер,
куратор коллекции фонда Still ART


«31 марта.

Ушел Патрик Демаршелье.

Французский великий фотограф, который, как и многие его коллеги, получил ветку славы и успеха, переехав через океан и поселившись в Нью-Йорке, в далеком от нас 1975 году. Непростая и долгая болезнь была известна близким, но от этого ничуть не легче осознавать, что от нас уходят те, которые когда-то построили этот роскошный Вавилон модной фотографии. Влюбили в него всех нас, заставили работать, курировать, коллекционировать, искать книги, а главное, пытаться повторить.


Мне очень горько осознавать, что еще месяц назад мы обсуждали с Виктором (сын) будущий проект Патрика у нас в Галерее на Большой Полянке. Жаль, что не получилась из-за карантина когда-то грандиозная выставка в Центре Фотографии на Красном Октябре, совместно с Фондом Still Art. Время беспощадно. Те, кто заложил основу и задал планку, уходят все быстрее — а мы зачастую просто не успеваем перехватывать эстафету и создавать новое, хотя бы не хуже, чем делали они. Все время что-то мешает».

Диана Вишнева
прима-балерина Мариинского театра,
основательница фестиваля
Context. Diana Vishneva


«В своей жизни я делала много съемок с прекрасными фотографами, но ничего лучшего и похожего, что сотворил Патрик, не было. Он, не зная досконально балета и не имея опыта фотосессий с классическими балеринами, моментально, с первого кадра, ловил идеальный вариант! Это было невероятно, меня это поразило. Фотосессия длилась не больше 15 минут. Легко, словно играя, он сделал исторические кадры. С ним не возникло необходимости ни в повторе кадра, ни в ретуши.

Я счастлива, что на пике моей карьеры мы встретились несколько раз, сделали выставку в Москве и Петербурге. Демаршелье подарил мне эти фото, а я же посчитала самым верным передать их в дар моей школе, Академии Вагановой».



 Диана Вишёва, 2012.
Предоставлено Фондом Дианы Вишнёвой.
© Патрик Демаршелье

DANCE STUDIO, CUBA, 1998,
© Patrick Demarchelier
 (Courtesy Staley-Wise Gallery)

DANCER, 2000,
© Patrick Demarchelier
(Courtesy Staley-Wise Gallery)

NADJA, NEW YORK, 19958
© Patrick Demarchelier (Courtesy Staley-Wise Gallery)

Ольга Дунина
директор моды Vogue


«Мое первое знакомство с Патриком произошло в Санкт-Петербурге в должности старшего редактора, когда директором моды еще была Катя Мухина. Я тогда волновалась, снимать с такой легендой не просто. Но он сказал: „Не волнуйся, everything will be fine, сейчас быстренько снимем!“. Тем более вечером у него был запланирован театр, а Патрик — большой поклонник русского балета, так что в 17 мы съемку закончили, что почти немыслимо для истории на локации, да еще и с тремя моделями. Но я тогда поняла — с Патриком возможно ВСЕ!


Когда мы снимали в Рио-де-Жанейро модель Риан ван Ромпей, была ужасная жара, +40, наверное. Конечно, человеку в пожилом возрасте вынести такую жару сложно, да еще и ван Ромпей пришла с отравлением после показа Louis Vuitton. Съемка была очень сложная, но в Патрике есть одно отличное качество — он работает супербыстро. Два-три щелчка — и кадр готов. Поскольку на тот момент я была не таким уж опытным стилистом, то думала, мол, почему бы не сделать еще парочку кадров, не поменять сеттинг. Патрик отвечал: „No, baby, this is the picture“. Он научил меня так же быстро соображать».


NATALIA VODIANOVA, PORTUGAL VOGUE (COVER), DECEMBER 2008, © Patrick Demarchelier
(Courtesy Staley-Wise Gallery)

CHRISTY TURLINGTON, LINDA EVANGELISTA, CINDY CRAWFORD, KAREN MULDER, ELAINE IRWIN, NIKI TAYLOR, YASMEEN GHAURI, CLAUDIA SCHIFFER, NAOMI CAMPBELL AND TATIANA PATITZ, AMERICAN VOGUE (COVER), APRIL 1992,
© Patrick Demarchelier (Courtesy Staley-Wise Gallery)

GISELE BÜNDCHEN, AUSTRALIAN VOGUE (COVER), JANUARY 2015, © Patrick Demarchelier
(Courtesy Staley-Wise Gallery)

Алена Долецкая
медиаэксперт и куратор


«Патрик Демаршелье обладал уникальным гением глянцевого фотографа в самом его чистом и подлинном смысле слова. Его портреты — от леди Дианы до Мадонны — незабываемо комплиментарны и красивы, а с другой дают нам заглянуть за пределы портрета, в душу или характер героя. Его съемки моды никогда не проходные — они несомненно останутся в истории глянцевой фотографии и, разумеется, в учебниках».

Екатерина Мухина
главный редактор Elle


«С Патриком я работала раз пять-шесть. Одна из самых запоминающихся съемок — та самая знаменитая обложка книги Dior с Мариной Линчук. Когда я увидела нашу съемку на обложке, у меня был шок от приятной неожиданности. Еще мы снимали Диану Вишневу в Нью-Йорке. Патрик влюбился в нее и после этого случая еще не раз ее снимал — настолько он был поражен ее грацией и пластикой. С той съемки в Нью-Йорке, кстати говоря, началась и его любовь к балету.


Патрик долго выставляет свет, что-то меняет, а потом в кадре появляется модель, он делает кадр и говорит: „Снято“. Я говорю: „А давайте еще?“. Но после следующих пяти кадров понимаю, что самый первый получился идеальным. Какая-то магия! На площадке с Патриком всегда была магия».

KATE MOSS, BRITISH VOGUE (COVER), SEPTEMBER 2010, © Patrick Demarchelier (Courtesy Staley-Wise Gallery)

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}