Оксана Лаврентьева — о закрытии Alexander Terekhov и запуске своего бренда
Два дня назад основательница компании Rusmoda Оксана Лаврентьева шокировала всю модную общественность. Она рассказала о закрытии бренда Alexander Terekhov, а также о запуске новой компании Oxana Lavrentieva & Co и собственного бренда OLOLOL. Для российской моды это историческое событие, поскольку за 10 лет Alexander Terekhov стал одним из ключевых брендов не только в родной стране, но и за ее пределами: вещи Terekhov можно было увидеть как на российских, так и на зарубежных звездах первой величины, от Полины Гагариной до Скарлетт Йоханссон. Сам Александр Терехов отказался прокомментировать сложившуюся ситуацию, зато Оксана Лаврентьева подробно рассказала нам и о причинах закрытия бренда, и о планах на будущее.
Почему бренд Alexander Terekhov закрывается?
За время пандемии бренд Alexander Terekhov обернулся огромными убытками. У компании был кредит на кассовые разрывы — ведь в модном бизнесе ты вкладываешь деньги в ткани и пошив, а получаешь деньги только через полгода. Плюс 300 человек работало, плюс куча оптовых клиентов. В один момент все это обрушилось, мне пришлось из своих личных денег закрыть кредит и выплатить людям, которых пришлось уволить, компенсации. И закрыть бутики, в которые тоже были вложены большие деньги. Остался только магазин на Петровке — он отойдет под шоурум для моего проекта OLOLOL. Во «Временах года» бутик закроется, в «Метрополе» мы уже закрыли, как и два бутика Terekhov Girl. Когда у компании оборот в месяц 60 миллионов, а вместо них получаешь ноль, вариантов особо не остается.
Последние годы всю прибыль компании Alexander Terekhov мы реинвестировали в развитие — и в итоге из-за кризиса все прежние успехи бренда обернулись в огромный минус, и, честно говоря, я не готова снова вкладывать энергию, силы и деньги, чтобы вернуть этому бренду былую славу. И Саша не готов, и я не готова вместе двигаться дальше — тут с обеих сторон история просто закончилась. Надо просто смириться, списать убытки и идти. Это было обоюдное решение: не было никакого скандала, никто никого не выгонял. Ситуация произошла сама собой на фоне всего, что происходит сейчас. В своей новой компании я не собираюсь задействовать Сашу — считаю, что дальше он должен двигаться сам.
Что будет с брендом Alexander Terekhov?
Имя Alexander Terekhov принадлежит моей компании, так что оно останется за нами, социальные сети — тоже. Саша, в свою очередь, закончил последнюю коллекцию, и скоро вы ее увидите. Показа не будет: мы снимем лукбук — и будем продавать. Коллекция, кстати, получилась очень красивая — со всем, что так любит Саша: со всеми этими невероятными роскошными вечерними платьями. В ней все то, что я как раз не понимаю, не люблю и делать никогда не буду. Я это не понимаю не потому, что мне не нравится: мне это нравится на других, я это просто не принимаю для себя. Это для таких женщин-див, муз, невероятных красавиц высокого роста, очень тоненьких, вроде Снежаны Георгиевой, Полины Гагариной. Я не дива — никогда ей не была и никогда не буду. Меня всегда спрашивали, почему я не ношу бренд Terekhov. Потому что это не мой бренд. Я человек другой формации. Тем не менее я смотрела на все это с восхищением, со стороны, просто не была сама пользователем.
Эта коллекция не делалась как прощальная, так как над ней начали работать еще в ноябре–декабре. Когда мы распродадим эти два сезона, вещи пойдут в аутлет, который долго еще может работать — и вещи под брендом Terekhov еще долго можно будет купить в нем. В целом, выйдут еще две последние коллекции Terekhov, что-то из них, конечно, стоит приобрести для архива — все-таки теперь это уже будет винтаж. Под брендом Terekhov, я думаю, уже никогда ничего не будет выпущено. А когда бренд закрывается навсегда, классно купить какие-то последние вещи этого бренда. Я, например, всегда так делаю.
Полина Гагарина Евровидение-2015
Почему запускается компания Oxana Lavrentieva & Co?
За все время карантина я, конечно, многое передумала, многое пересмотрела и поняла, что хочу заниматься собой, вкладывать деньги только в себя, вкладывать силы только в себя, не разбрасываться и так далее. Для меня это какая-то новая парадигма. Потому что я всегда была, по сути, чьим-то импресарио. У меня это круто получалось, но я подумала, почему я в конце концов не могу рассматривать как проект себя. Тем более когда я уже давно стала тем человеком, вокруг которого можно это делать.
В этом есть что-то очень значимое для меня лично, ведь я никогда не делала ничего под своим именем: «Белый сад», Terekhov, Rusmoda, Atelier Moscow — все что угодно, но никогда не было моего имени. Я всегда считала, что у человека должны быть веские основания назвать что-то своим именем. Это должен быть какой-то гений как минимум. Я всегда думала, что этого не заслуживаю, что это как-то странно будет выглядеть. Поэтому для меня это новый шаг веры в себя, заявления себя не просто как человека, который обеспечивает support-функции для других талантливых людей, а который сам становится этим человеком.
Как будет работать Oxana Lavrentieva & Co?
В компании Oxana Lavrentieva & Co будут работать только женщины. Это девушки, которые сотрудничают со мной много лет: кто-то с самого начала основания Rusmoda, кто-то поменьше. Понимаете, я поняла за кризис, за эту пандемию, что самое главное, что у меня есть, — это моя команда. В принципе с ней я могу делать что угодно. Я подумала, что было бы здорово, если бы команда, которая и так относится к проекту как к своему, на самом деле стала бы совладельцем и ощущала бы себя частью этого бизнеса по-настоящему. Не то чтобы у всех будут равные доли — всего 25% компании отойдет команде, остальными буду владеть я. В целом компания будет вести все ранее созданные мной проекты, в том числе Atelier Moscow и мой бренд OLOLOL. Еще мы делаем корпоративную форму — продолжим заниматься и этим направлением, если останется спрос: не уверена, что сейчас компании готовы платить за это деньги.
Команда OLOLOL
Знаете, какое-то время работала с Андреем Артемовым. Что меня всегда в нем восхищало — что у него есть абсолютная концепция всего, как должен выглядеть его бренд, начиная от фотографий до каждой мелочи. А Саша Терехов все-таки всегда был только модельером и было очень сложно, потому что все остальные функции приходилось делать мне и команде. Не всегда нам удавалось попасть в то, что Саша хочет. Были удачные, были менее удачные периоды. И поэтому, мне кажется, что все визуальное видение должно быть сосредоточено на одном человеке. И он должен хорошо понимать, что он хочет. Поэтому он, скорее, должен быть стилист, нежели художник-модельер. Эту функцию буду выполнять в бренде я. Плюс мне будет помогать в развитии OLOLOL команда, которая все эти годы была со мной. Наш дизайнер — Маша Корончик, которая работала вместе с Тереховым, а последний год она сама делает коллекцию Terekhov Girl. Terekhov Girl весна–лето 2021 мы делали вместе — эта коллекция Terekhov Girl уже будет by OLOLOL, а осень–зима 2021/2022 будет просто OLOLOL.
Alexander Terekhov весна-лето 2020
Alexander Terekhov pre-fall 2020/21
Какова бизнес-модель OLOLOL?
В модели бренда мы уйдем от всего, что связано с большой модой. У нас будет много капсул, не будет показов. Это будет middle-up-сегмент. Ознакомиться со всеми коллекциями можно будет в шоуруме на Петровке. В торговые центры мы заходить не будем. После истории с коронавирусом я поняла, что больше не хочу связывать себя с такими большими затратами ежемесячными, потому что это убивает просто бизнес, особенно если что-то идет не так. Потому что ты должен покрывать аренду, зарплаты, налоги огромные, и все, что у тебя шло хорошо, может в один момент вот так пошатнуться. Когда у тебя один чемодан, ты с ним встал и пошел. Вот я хочу теперь иметь один чемодан.
Какими будут коллекции OLOLOL?
Ткани мы выбираем вместе c Машей Корончик. Мудборд мы тоже собираем вместе. У нас есть куча разных картинок, но мы еще не выработали концепцию. Но я знаю точно, что следующая коллекция после зимы будет в стиле хиппи-шик. Когда мы выбирали ткани на фабрике, безусловно, обращали внимание на ткани из переработанных материалов. Я считаю, что это правильно. Действительно, то потребление, которое было раньше, не должно возвращаться. Это должно закончиться. Я могу это сказать как человек, который отдает тоннами никогда не ношенную одежду. Я хочу создавать вещи, которые прослужат не один сезон, потому что будут многофункциональными. Дело не в трендах, а в каком-то внутреннем ощущении того, что сейчас правильно.
Alexander Terekhov весна-лето 2020
ДНК OLOLOL
Работая над коллекциями, я присматриваюсь к живым людям, к своим подругам. Поэтому главными амбассадорами проекта буду я, моя команда и мои подруги. Не будет никаких моделей, никогда — только живые люди. Честно говоря, после 10 лет в моде я моду ненавижу. Мне кажется это все надуманным, пустым, не имеющим никакого отношения ни к счастью, ни к реальной жизни. То есть это красиво, но за этим в большинстве своем ничего не стоит. Я сама ненавижу платья в пол, высокие каблуки — вот это вот все. Потому что, честно говоря, вот это издевательство над женщинами, которое веками продолжается, когда их то в корсеты заключают, то им лицо выбеливают — их постоянно делают неудобными, красивыми и чего-то там кому-то соответствующими, каким-то стандартам. Мне очень хочется, чтобы женщина в моей одежде просто нравилась себе, чтобы ей было с собой комфортно. При этом чтобы она не теряла женские качества в себе, выглядела сексуально, но не как товар, который хочется купить. Я не хочу, чтобы в этом было заигрывание с мужчинами или с модой, — я хочу, чтобы это была вещь для себя.
В OLOLOL будут вещи для жизни, причем я уверена, что это будет не только одежда. Будет очень много аксессуаров и каких-то, может быть, предметов для обихода. Мерча будет очень много, потому что у бренда будет очень конкретное послание. Я потом про него, естественно, более конкретно расскажу — позже, когда я закончу концепцию, которой занимаюсь на самом деле с декабря.
Каково это — запускать сейчас бренд в России?
Я помню, когда мы начинали с Сашей [Тереховым], нам говорили, что русский бренд может существовать только с русской ДНК, иначе это никому не нужно за границей. Тем не менее очень многие известные топ-модели носили Сашу: Ирина Шейк, Наташа Поли, Наталья Водянова — и никакой русской ДНК в Terekhov не было. Кто-то говорит, что без инвестиций невозможно — вот, пожалуйста 12Storeez сделали, а Симачев с огромными инвестициями в итоге не сделал. Есть так много факторов, почему что-то срабатывает, а что-то нет. У каждого свой индивидуальный интуитивный путь. Вы смотрите на кучу опытов самых разных — и из этих опытов, очень противоречивых, вы должны выбрать, что именно подходит вам. Но одной стройной линии, классической, как будто нет. В нашей стране по классическому пути очень трудно идти, потому что очень многих факторов просто не хватает, начиная от образования. Хотя у меня дочь отучилась в Istituto Marangoni и сейчас Esmod заканчивает — тоже, говорит, такая чушь. Но там хотя бы можно стажировки пройти в брендах больших, если получится устроиться. А у нас вообще индустрия очень обрезанная, и люди не идут учиться ни на конструкторов, ни на швей. И поднять свой бизнес без инвестиций очень сложно, потому что у нас и кредиты особо не дают.