Репортаж:
Altaroma
ТЕКСТ: Юлия Выдолоб
Юлия Выдолоб побывала на римской неделе моды Altaroma и рассказывает о ее самых примечательных участниках — молодых итальянских дизайнерах, которые придумывают неординарные пальто, сумки и очки, основываясь на принципе Made in Italy.
Неделя моды в Риме — Altaroma — изначально появилась, чтобы возродить интерес к Риму как к родине итальянского кутюра. Пока Париж утверждался в индустрии как колыбель высокой французской моды, а Милан — как город итальянского prêt-à-porter, Рим с его традицией кинозвезд, носивших кутюрные наряды локальных домов моды в 50-е и 60-е, постепенно оказывался в тени. Пока что ни Valentino, ни Fendi так и не вернулись со своими показами на родину — их шоу за редким исключением проходят в Милане и Париже. А Altaroma со временем закрепила за собой два основных направления деятельности: поддержку молодых дизайнеров и продвижение Made in Italy, всего, что делается в Италии (в Риме в том числе).
«Наша главная цель — продвигать молодых дизайнеров, — подтверждает Адриано Франки, генеральный директор Altaroma. — Тем, у кого нет средств, кто только начинает свой путь, мы предоставляем инфраструктуру, чтобы устроить показ, поучаствовать в трейд-шоу или в других проектах. Мы даем дизайнерам возможность показать себя байерам, прессе, международному рынку. Altaroma в большей степени индустриальная ярмарка, чем неделя моды. В ее рамках проходит более 40 мероприятий, из них 22–23 показа, а остальное — выставки и небольшое трейд-шоу, где показывают свои работы бренды и куда мы в основном приглашаем международных байеров».
Agnese Balsamini
Karen Papace
Sara Scascitelli
На трейд-шоу в просторном помещении бывшего автобусного парка за четыре дня можно посмотреть коллекции 60 молодых имен (экспозиция сменяется каждый день). Некоторые дизайнеры проводят показы — там же, в двух соседних залах. Чтобы поучаствовать в Altaroma, не обязательно быть итальянцем: главное, чтобы производство было в Италии, а бренду было менее 10 лет. «Также важны современный подход, — комментирует Адриано, — ориентированность на рынок и хорошее качество продукта». Параллельно с дизайнерами свои коллекции презентуют выпускники факультетов дизайна одежды, а также финалисты конкурса Who is on Next?, выбирающего молодые таланты при поддержке итальянского Vogue и тесном сотрудничестве с Pitti Immagine (организации, ведающей Pitti Uomo, Fragranze и другими профессиональными трейд-шоу).
Для Who is on Next? также не имеет значения происхождение самого дизайнера — важно, чтобы производство было итальянским. «В конкурсе участвует много дизайнеров родом не из Италии, которые сейчас уже стали очень важными именами в мире моды — например, Пол Эндрю из Ferragamo», — говорит Симонетта Джанфеличи, консультант и скаут, запускавшая Who is on Next? в 2005-м. Сейчас Симонетта отслеживает молодые имена в паре с редактором Vogue Italia Сарой Соццани Майно. «Мне как раз нравится, когда глобальный подход сочетается с итальянским умением делать вещи. Это отличный способ обновить наш Made in Italy».
Симонетта Джанфеличи и Фаэзе Мохаммади
Что дальше происходит с молодыми дизайнерами, которые так или иначе оказались в фокусе Altaroma? Они могут развивать собственную марку, а могут пойти работать на кого-то. «Очень важно после выпуска отправиться на практику и в процессе не растерять воображение, — отмечает Симонетта Джанфеличи и добавляет, что вообще лучше не спешить. «Завтра мы просмотрим около 40 портфолио [Portfolio Review — одно из мероприятий в рамках Altaroma, где скауты находят таланты]. Из них обычно мы принимаем около 12. После этого мы некоторое время следим за ними, пока они немного не оформятся. Параллельно мы можем предоставлять им другие возможности — как, например, Фаэзе Мохаммади, с которой я познакомилась в 2017-м и которой предложила создать образ для этого сезона Altaroma. Так или иначе это лишь первый шаг на пути к самому конкурсу Who is on Next?. Эти ребята только что окончили академию моды или университет, они еще не готовы к рынку, и про них еще рано говорить, потому что иногда, если ты недостаточно зрел, этот бизнес может быть для тебя опасен. Сначала нужно набраться сил, опыта, стать на ноги финансово, и тогда уже я готова буду предоставить этому дизайнеру какие-то возможности, а иначе я могу просто нанести ему урон».
22 студента — участника показа римской Accademia Costume e Moda, которые создали капсульные коллекции с 41 итальянским производителем
The Artist''s Table: во время Altaroma проходят мастер-классы, на которых можно освоить традиционные производственные техники — от керамики до ткачества
Государство принимает немалое участие в Altaroma — в частности, спонсирует почти 80 % бюджета недели моды. Многие дизайнеры после Altaroma едут показывать коллекции в более бизнес-ориентированный Милан. Кто-то из молодых выпускников начинает работать на большой бренд или развивает маленькую независимую марку, предназначенную для небольшой аудитории. Как бы то ни было, в Италии и правда на разных уровнях заботятся о молодых дизайнерах — байер нишевого лондонского магазина Anatomie Дэниел Кинн даже отмечает, что на Altaroma есть ощущение «большой семьи», и с этим сложно поспорить. Особенно когда видишь, как 22 студента Accademia Costume e Moda (ее выпускником среди прочих был Алессандро Микеле) плачут и обнимаются после своего показа.
8 молодых имен с Altaroma
Yojiro Kake
Японские дизайнеры монохромной оригами-одежды, базирующиеся в Тоскане.
La Débraillée
Остроумные сумки, которые можно надевать на запястье или носить в специальном отделении верхнюю одежду.
Delirious
Казалось бы, что нового можно придумать в мире оправ и солнцезащитных очков — но этой молодой марке, участнику Who is on Next? удалось и разработать новые формы, и сделать их удивительно легкими.
Federico Cina
Житель Эмилии-Романьи, молодой дизайнер Федерико Чина гордо пишет на этикетках Made in Romagna и по-новому интерпретирует классические итальянские вещи — пальто из казентино, нейлон или галстучную ткань.
Saisei
Сумки из вощеного льна или из кожи с рисунком из резины — и с яркой подкладкой.
MTF Maria Turri
Натуральные ткани, много нарочито неровных ручных стежков — финалистка Who is on Next? — воплощение понятия slow fashion.
Maria Lamanna
Легкие, прочные и красивые сумки из ткани, произведенной из... кукурузы.
Adelaide C.
Здесь сумки делают из дерева, специального материала из ананаса — Pinatex — и из пробки, а также следят за тем, чтобы одну сумку можно было носить разными способами.