специальный проект
Новая экранизация «Мастер и Маргарита»:
между реальностью и фантасмагорией
как выбирали и создавали одежду и аксессуары для фильма — от архивов тридцатых годов до сделанных вручную доспехов
Текст: Валерия Давыдова-Калашник
иллюстрации: оля кривова
ЭСКИЗЫ: ГАЛЯ СОЛОДОВНИКОВА, УЛЬЯНА ПОЛЯНСКАЯ
«Мастера и Маргариту» Булгакова подробно исследовали с разных ракурсов. Однако новая экранизация бессмертного романа предлагает новую, неожиданную интерпретацию произведения. Визуальные коды экранизации ярче всего выражены в костюмах — именно благодаря им картина становится цельной. Вместе с художницами по костюмам фильма «Мастер и Маргарита» Галей Солодовниковой и Ульяной Полянской мы разбираем образы Маргариты, Воланда и Мастера, чтобы окунуться в этот удивительный мир и выяснить, как он создавался и как он связан с историческим прошлым. Погрузиться в атмосферу культового романа можно вместе с экосистемой МТС: новая экранизация доступна эксклюзивно в онлайн-кинотеатре KION, а в книжном сервисе «Строки» можно послушать аудиокнигу «Мастер и Маргарита» в озвучке Леонида Ярмольника.
РЕКЛАМА · паО «мтс»
4 апреля 2024
выберите героя
Маргарита
Маргарита
Воланд
Воланд
Мастер
Мастер
Маргарита
палитра маргариты
Умеренный пурпурно-синий
Розовый Маунтбэттена
Серый шелк
пыльно розовый
изумрудный
Фиолетовый костюм
Так как у Маргариты успешный муж с привилегиями в обществе, — у нее наверняка был доступ к дорогим тканям и возможность заказывать вещи хорошего кроя. Галя Солодовникова рассказывает, что в советское время были в основном лишь ателье, в которых можно было заказать пошив из своей ткани и по своему крою. «Обладая очень хорошим вкусом, она ярко одевается и выделяется на фоне массовой Москвы», — поясняет художница.
Первое платье, в котором появляется Маргарита, фиолетовое, — аналог черного, упомянутого в романе. Булгаков представляет читателю героиню в своеобразном трауре. Галя решила найти другой ход: «Я ее не видела только в черном. Мы с режиссером подумали, каким будет ее трагический цвет, и решили, что это оттенки фиолетового».
Через путь героини и ее трансформацию в течение всего фильма палитра образов Маргариты меняется от темно-фиолетового к более жизнеутверждающему изумрудно-зеленому, а затем — к светлым оттенкам. К финалу гамма снова уходит в темные, фиолетово-винные цвета. Галя рассказывает, что долго искала оттенок фиолетового, который бы сочетался с желтыми цветами нужным для истории образом: «Пройдя через всю палитру, я поняла, что темный пыльный фиолетовый — это то, что нужно».
На Юлии Снигирь оригинальные перчатки тридцатых годов. Костюмы Евгения Цыганова шили специально для фильма
Второе появление Маргариты после темного и трагичного образа в фиолетовых цветах другое — она уже в изумрудных оттенках, которые невероятно идут Юлии Снигирь к ее глазам. Галя поясняет, что в выборе гаммы персонажа команда ориентировалась на Юлию. Изумрудный образ был дополнен темными очками. Художница отмечает, что это был запрос самой Снигирь, потому что во время работы над ролью актриса поняла, что ей они необходимы именно в этой сцене. Так нашли очки Cartier, стилизованные под тридцатые. Они не идентичны тем, что носили в то время, поясняет Галя, тогда не было таких больших очков, но команде показалось, что некое несоответствие может быть интересным. «Я люблю, — говорит художница, — работая с историческим костюмом, сочетать современные детали. Это делает костюм более узнаваемым и созвучным нашему времени».
Образ Мастера основан на стиле Михаила Булгакова. А изумрудный цвет костюма Маргариты подбирался под цвет глаз Юлии Снигирь
У Маргариты целый набор шляпок, жакетов, туфель. Под каждый костюм подобраны свои аксессуары. Все это — комплект элегантной женщины тридцатых годов, которая умеет одеваться и знает, что ей идет. Многие эти элементы были найдены во время пандемии, когда Галя работала в Немецкой опере и посещала большую кинокостюмерную в Берлине. Там есть оригиналы костюмов той эпохи. Художница отмечает, что перчатки, кажется, ссыхаются со временем: «Некоторые, даже новые, перчатки спустя почти век невозможно натянуть на руки». Но были и те, которые подошли — например, пара кофейного оттенка, которые мы видим на Маргарите на пикнике. Это оригинальные перчатки того времени — новые, с этикеткой.
Повседневные образы Маргариты строятся на нюансах, и в них Галя билась за каждую деталь. Почти все эти костюмы сделаны вручную — за редким исключением, когда использовали настоящие вещи 1930-х годов. Обувь вся изготовлена — не было вообще ни одной пары, которая была бы где-то взята или куплена.
«Бальный» костюм Маргариты показывает и хрупкость ее фигуры, и силу ее духа. Воланд же «заигрывает» с русскими элементами в одежде
Бал у Сатаны
«Костюм Маргариты на балу был моей главной задачей в фильме — рассказывает Галя. — Я хотела, чтобы он был уникальным, чтобы все было магическое». Задача была и в том, чтобы раздеть Маргариту, но подать эту наготу лучшим образом. Маргарита должна была быть богиней ночи, но она же — солнце внутри этой ночи, единственное живое пятно среди всех остальных мертвецов. Костюм вышит золотой нитью по тончайшей прозрачной сетке, вуали. Гале хотелось, чтобы был эффект золотых татуировок: «Вуаль дает дистанцию между телом — прикрывает абсолютную наготу. Была проделана длительная кропотливая работа по разработке узора и его реализации в вышивке и отделке камнями».
Маргарита должна быть, с одной стороны, обнаженная: чтобы было видно хрупкое тело, а с другой стороны — властная: в образе есть элементы доспехов. Поэтому плечи костюма состоят из своеобразных чешуек — сзади они похожи на крылья. «Они заостренные, чтобы сделать ее силуэт в какой-то мере могущественным, наделить Маргариту властью», — подчеркивает Галя. Вместо короны хотелось придумать уникальный головной убор. Для этой задачи Галя пригласила ювелира Катю Рабей, она и помогала это воплотить.
Ошейник и перевернутый каблук
Обувь у Маргариты тоже уникальная. Туфли для бала спроектированы с перевернутым каблуком — он не на своем обычном месте, а перпендикулярно и снизу — как подпорка платформы. Все в золоте и серебре, кожа с напылением, изготовление авторской работы. «С этой обувью мы намучились, — рассказывает Галя, — потому что в ней нет стандартной опоры под пяткой. Получается совсем другая нагрузка, и, чтобы нога не заваливалась, мы разработали свою систему». А для сцены, где Маргарита намазалась кремом и взлетела, Галя сделала для героини черные туфли-тапочки, так как в романе сказано, что на Маргарите были именно черные туфли с бантами.
Украшения Маргариты на балу — тяжелые, давящие, совсем как описано в романе
Булгаков писал, что украшения, которые надевают на Маргариту перед балом, очень на нее давят. Поэтому в фильме на ее шее металлический ошейник, который делает ее рабыней Воланда — она действительно в его власти в тот момент. Он был сделан из резного металла — латуни, и это не самый удобный аксессуар. Галя говорит: «Мы заставили Юлию Снигирь пострадать — она снималась в очень неудобной обуви без баланса, с металлическим ошейником, в тяжелых браслетах „под золото“ и тяжелом шлеме. Ее ноги были в резных узорах из металла, которые затягивались кожаным ремешком сзади ноги. Но она героически все это выстояла, совсем как булгаковская Маргарита».
Все костюмы Маргариты были созданы вручную или найдены среди реальных вещей 1930-х годов
Команда с большим уважением отнеслась к тексту романа и постаралась не только воспроизвести все детали образа Маргариты, но и по-новому их осмыслить. Оттого их еще интереснее рассматривать — например, поставив фильм на паузу. Теперь это возможно, ведь экранизация эксклюзивно доступна в онлайн-кинотеатре KION с 21 марта.
ВОЛАНД
палитра воланда
Темный пурпурно-синий
пыльный фиолетовый
Перламутрово-рубиновый
пурпурно-синий
Базальтово-зеленый
Человек вне времени
Воланд — самая магическая фигура в этом произведении, он должен отделяться от реальности и в какой-то мере шокировать и удивлять. При первом появлении Воланда мы видим, что он иностранец, на нем хорошо сидят дорогой костюм, пальто, шляпа. При этом поначалу в нем ничего необычного, кроме очков — они тоже, кстати, из тридцатых годов. В костюме преобладает нетипичный синий цвет, который до этого особо не встречается в фильме. Но затем образ Воланда раскрывается, становится все более зловещим и мистическим.
Воланд — это человек вне времени. В его образах есть элементы из XIX века, начала XX, есть и что-то более современное. Галя исследовала исторический костюм и обращалась к мужской моде XX века: «Его образ должен был быть не старомодным, а харизматичным, привлекательным. В то же время должно быть ощущение статуса». Галю впечатлила мужская коллекция Prada 2012 года — в показе участвовали голливудские актеры, которые часто играют злодеев: «Мне показалось, что эта коллекция в какой-то мере отражает то ощущение от Воланда, которое у меня было».
Мастер встречает Воланда в не слишком примечательном образе, но в Варьете наш герой другой — черный маг, который приехал в Россию. Тут он что-то среднее между укротителем и наездником. Он в викторианской накидке, высоких сапогах и каракулевой шапке-пирожок («гоголь») — это маленький нюанс, который он позаимствовал из русской культуры, чтобы лучше встроиться в контекст. Этот же головной убор он использует на балу. В сцене в Варьете у Воланда элементы английского, русского и немного румынского костюма с этномотивами.
Дихотомия «Мастер-Воланд» выражена в образах героев, ведь буква W, обозначающая Воланда, — это перевернутая буква «М», обозначающая Мастера. И наоборот
Печать с буквой W
«Мы изначально договорились с художником-постановщиком Денисом Лищенко, — говорит Галя, — что в эстетике Воланда присутствует отсылка к Древнему Египту как связь эпох». У него есть кольцо с глазом, скарабей, который на воротнике разделен пополам — крыло с одной и другой стороны, брошь с этим же символом. Ювелирные украшения в образах героя подчеркивают двойственность персонажа: он принадлежит и к мистическому, и к реальному миру одновременно — например, буква W — знак Воланда, которая в то же время — перевернутая буква «М», обозначающая Мастера, выражена в броши. Все эти ювелирные украшения — кольца, броши, цепочки, рассказывает Галя, были специально сделаны для фильма: «Я попросила мою ассистентку Сашу Аронову заняться этой разработкой, это был ее проект в проекте». Саша занималась дизайном с учетом разработанного стиля Воланда и «советского — ар-деко»
Халат на балу
У трансформации Воланда собственная цветовая палитра: в начале он появляется в синем, а потом палитра меняется на винно-лиловые, красные и бордовые оттенки. Это придает мистики. На балу он должен быть роскошным и одновременно лаконичным и строгим — за это отвечает плащ-накидка с узором в стиле ар-деко. Гале хотелось, чтобы было ощущение, что эта накидка — как будто его халат. Ведь Воланд на самом деле проводит бал дома, он расслаблен, ему вообще не нужно никого впечатлять. Для него это несерьезно — Воланд с любопытством ко всему относится, играется с элементами.
Примечательно, что образ Воланда в каждой интерпретации романа — разный, в отличие от остальных героев. Каждый «новый» Воланд обладает собственной системой образов: многогранность персонажа позволяет авторам создавать множество вариантов его облика как в кино, так и в театре.
В образе Воланда в варьете были элементы английского, русского и румынского костюма. Шапка-«пирожок» отсылает к советской номенклатуре
Чтобы увидеть, каким может быть воплощение одного из главных героев романа на театральной сцене, выбирайте билеты на спектакли по «Мастеру и Маргарите» в МТС Live.
мастер
палитра мастера
Орехово-коричневый
Бледно-коричневый
Серовато-оливковый
Светло-коричневый
Кремовый хаки
Булгаков — основа образа Мастера
Вторая художница по костюмам Ульяна Полянская рассказывает, что образ Мастера потребовал огромной подготовки: изучения эпохи, сбора фотоматериалов, много времени в библиотеке. «Невозможно представлять себе героя отдельно от контекста романа, тем более Мастер — это рассказчик. Отчасти Мастер — это собирательный образ творца, писателя, но было и ощущение, что Мастер должен быть олицетворением самого Булгакова»
Когда к проекту присоединился Евгений Цыганов, рассказывает Ульяна, и команда стала делать первые примерки по собранным эскизам, это ощущение окончательно утвердилось. За основу образа она брала редкие фотографии, находила нетипичные детали в костюме Булгакова.
Образ развивался внутри четкой линии героя: сначала мы видим довольно успешного человека, у которого идут постановки в театре. Он хорошо выглядит: ходит в костюме-тройке, щегольском шарфе, в шляпе. И потом, когда у него начинает все рушиться, мы наблюдаем изменения и в цветовой гамме — из теплых цветов уходим в холодный тон. Также было разделение на мир реальный и фантасмагоричный. Мастер существует в обоих мирах реалистичным персонажем. Для него эта грань условна, даже зритель не до конца понимает, есть ли она. Тем не менее для себя мы эти миры делили. В реальной жизни более теплый оттенок, в его фантазиях — более холодный.
Бабочка на Евгении Цыганове идентична той, что была на Михаиле Булгакове на одной из его фотографий
Образ творца
Ульяна рассказывает, что опиралась на собирательный образ писателя, творца того времени — костюм-тройку такого кроя и силуэта с накладными карманами носили в основном в литературной среде довольно модные люди. «Я хотела, чтобы Мастер был как бы самым настоящим, живым человеком, поэтому, когда я подбирала ткань, я искала неоднородные образцы, чтобы у них была градация разных цветов», — объясняет художница. Если разглядывать крупно, то видны вкрапления разных коричневых нитей. Гладких тканей в костюме Мастера не было. Одну даже пришлось шить с изнанки, она ко всему подходила, но лицевая сторона была с набивными узорами. Ее перевернули наизнанку — и все стало великолепно.
Шарф Мастера был связан после того, как Ульяна нашла раскрашенную фотографию того времени, на ней Булгаков в таком полосатом шарфе: «Мы сделали несколько образцов разной ширины и тональности». Кофта тоже была связана на заказ. Во всем гардеробе Мастера нет ни одного готового костюма, все пошито, причем с дублями. Была только одна винтажная сорочка 1930-х годов, которую удалось раздобыть".
Футуристичная Москва
В больнице Мастер поделен на две сущности — человек, который существует внутри своей истории (он был в шапочке, которую сшила ему Маргарита, с буквой «М»), и Мастер в реальности. Больница — своего рода портал. Потому что по смыслу в реальности Мастер действительно находится в этой клинике, но она выглядит футуристично. Она — та часть Москвы будущего, которую так и не воплотили в жизнь. Футуристичная Москва передает ощущения от романа, внутри которого существует Мастер. Ульяна отмечает: «Костюмы окружения, врачей я создавала на основе книг того времени. В них было много одежды, а еще были чертежи Москвы, которую не построили, также были и костюмы учреждений с интересным кроем, которые, конечно, массово не использовались».
В костюме Мастера в клинике есть психоделическая составляющая, а еще есть параллель с заключенным и самим Иешуа. Однако однозначности нет — хотелось передать, что это не больной пациент, но и не заключенный, для этого нужен был обезличенный образ вне времени. «Нам удалось найти некое общее место. Поэтому по крою это простая вещь, универсальная в контексте разных эпох. Ведь ватник за века во что только не трансформировался — он известен с древних времен даже как подкольчужник», — объясняет Ульяна.
Из всех специально созданных для образа Мастера вещей лишь одна была готовой — рубашка из 1930-х годов
Уютные вещи
Арка героя движется от успешного писателя, признанного в среде, к человеку с личной и профессиональной драмой. В этой драме видим Мастера чаще с Маргаритой у него дома — там он другой, не светский, а расслабленный человек, он часто ходит в рубашке и любимом уютном халате, в удобной вельветовой куртке. Кстати, такую куртку Ульяна нашла у Булгакова на фотографиях. К концу Мастер закутан в уютные теплые вещи, у него появляется вязаная кофта, и ему вообще уже нет дела до своего образа. В начале мы видим элегантного человека, под конец это уже человек подавленный.
После бала Маргарита просит: «Верните мне моего Мастера». И позже мы видим ее с возлюбленным бок о бок с Воландом и его свитой. В финале они уже в тех образах, в которых были в начале фильма. И мы возвращаемся в ту точку, где им было хорошо. Мы возвращаем Мастера в состояние, когда он был на пике. Это своего рода перемотка. Если бы это был новый образ Мастера, история бы рухнула. Но Мастер остался собой.
Эпилог
Костюмы и образы героев «Мастера и Маргариты» в новой экранизации позволили еще глубже погрузиться в картину. Вещи как бы «разговаривают» со зрителем и влияют на восприятие сюжета, характеров героев и помогают передать общую атмосферу. Это и уникальный опыт — благодаря кропотливому труду талантливых людей история моды и эпох трансформировалась в костюмы, в которых она продолжает жить. В визуальном языке фильма закодировано много деталей, и внимательному зрителю будет приятно замечать их. Чтобы точно ничего не пропустить — смотрите новую экранизацию в онлайн-кинотеатре KION, где фильм представлен эксклюзивно. Окунитесь в мистический мир «Мастера и Маргариты» с экосистемой МТС — слушайте аудиокнигу в озвучке Леонида Ярмольника в «Строках» и выбирайте спектакли с кешбэком в МТС LIVE.
04 АПРЕЛЯ 2024
0