Икона стиля: Изабелла Росселлини
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
У Изабеллы Росселлини — ренессанс. Появление на обложке итальянского Vogue, роль в «Химере» Аличе Рорвахер и летящая походка в финале недавнего показа Pucci. На фоне этих успехов мы решили законспектировать все, что знали о главной европейской кинозвезде 1990-х до сих пор.
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/2154ac26227ac339f2a4dd273883bc26_small.jpg)
![Ингрид Бергман и Роберто Росселлини](/upload/30755/vms/ff164303f6143e3d07903d9c86f43843_small.jpg)
![Изабелла Росселлини с матерью](/upload/30755/vms/4021f83a5399ef9ca0479c6705b5032e_small.jpg)
Изабелла Росселлини с матерью
Ингрид Бергман и Роберто Росселлини
«Семья научила меня, что стиль может исходить откуда угодно — из музея, который посещаешь, из книги, которую читаешь. Мои родители были отличным примером», — рассказывала Изабелла Росселлини, дочь шведской актрисы Ингрид Бергман и итальянского режиссера Роберто Росселлини. При такой родословной называть ее непо-беби язык все равно не поворачивается — хочется верить, что зрители полюбили актрису и модель не за гены. Как и Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Гэри Олдмен и другие режиссеры, с которыми она встречалась (за Скорсезе и вовсе была замужем четыре года) и у которых снималась.
К лицу ей не только смерть
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/ebcb7cb4d3a4a9ccdb038565eb83476a_small.jpg)
![](/upload/30755/vms/6001bc0d35198961abcc3eb05694ca56_small.jpg)
«Поляна»
Дебютировала на экране Росселлини в 1979 году — у соотечественников Паоло и Витторио Тавиани, в фильме «Поляна». Особого успеха он не сыскал, чего не скажешь о следующей работе актрисы — «Белых ночах» режиссера Тейлора Хэкфорда, где главную роль сыграл Михаил Барышников. Фильм о советском танцовщике Николе Родченко, попытка которого сбежать на Запад в поисках свободы закончилась опекой спецслужб, получил «Оскар» за лучшую песню к фильму (за Say You, Say Me Лайонела Ричи), а сама Росселлини обрела хорошего друга в лице, собственно, Барышникова. Его дочь Анна считала Изабеллу своей иконой стиля «примерно с третьего класса школы».
«Белые ночи»
![Изабелла Росселлини и Михаил Барышников](/upload/30755/vms/f102ef482c1b3e0524a948101c9f2990_small.jpg)
Изабелла Росселлини и Михаил Барышников
Широкую же популярность актрисе принес эротический детектив «Синий бархат», снятый Дэвидом Линчем в 1986-м. В нем Росселлини досталась роль Дороти Валленс — лаунж-певицы на грани саморазрушения. Над созданием образа одной из главных вымышленных femme fatale 80-х трудилась художница по костюмам Патриция Норрис — снабдила абсурдно-гламурную Валленс мейкапом с алой помадой и голубыми тенями, объемным начесом, переливающимся черным платьем мини с открытой спиной и, собственно, платьем-халатом из синего бархата. Кстати, с начесом (только уже блондинистым) Изабелла появилась и в «Диких сердцем» того же Дэвида Линча. Ее героиню Пердиту Дуранго мы видим в кадре всего несколько раз — в облегающем платье с вырезами или кроп-топе со шнуровкой в паре с кожаной юбкой. А еще с контрастными бровями, отсылающими к образу Фриды Кало. Так, судя по всему, художница по костюмам Эми Стофски призывала женщин использовать тушь для ресниц еще и для бровей. Другим пропагандистом сочетания широких темных бровей и светлых волос в то время была Мадонна.
«Синий бархат»
«Дикие сердцем»
Кульминацией «рокового» периода Изабеллы Росселини можно считать роль Лизл фон Руман — в оскароносной гротескной комедии Роберта Земекиса 1992 года «Смерть ей к лицу». Хранительница розового эликсира вечной молодости вместо юбок предпочитала носить парео, а вместо кроп-топов — массивные обвесы из крупных камней всех пород. Кстати, одно из таких парео было ярко-красного цвета — им, скорее всего, и вдохновлялись датские селекционеры, когда назвали выведенный в 1999 году сорт алой чайной розы именем актрисы. В целом же наряды, придуманные художницей по костюмам Джоанной Джонстон, напоминали о древнеегипетских богинях и тем самым противопоставляли Лизл богиням современным, а именно голливудским звездам, сатиру на которых и снял Земекис.
![](/upload/30755/vms/05748a224dfec0160d7571cd24c91faf_small.jpg)
![Изабелла Росселлини, Смерть ей к лицу](/upload/30755/vms/32ddbe5637af844827cb2c1893534715_small.png)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/7ad8ca9daf852ca8c3d5f3f6b91f88f2.gif)
«Смерть ей к лицу»
Еще одна заметная в плане стиля роль Росселлини пришлась на фильм Дэвида О. Расселла «Джой», выпущенный в 2015 году. В нем актриса, перевоплотившись в бизнесвумен средних лет, учит главную героиню (Дженнифер Лоуренс) тому, как вести дела. Свой авторитет она пытается подкрепить не только словом и делом, но и все тем же начесом (но уже более «возрастным»), жемчужными бусами и строгими костюмами. Строгим, правда, окажется только крой — ведь один костюм расшит пайетками, а принт другого — не слишком официальная гусиная лапка.
«Джой»
Совсем же непривычное для зрителя амплуа Росселлини появилось в последнем ее проекте — «Химере» Аличе Рорвахер. Образ экстравагантной матери главного героя синьоры Флоры, в прошлом оперной певицы, живущей на старинной вилле, будто напомнил нам, что даже культовые актеры не вечны, а эликсир молодости затерялся где-то в закромах Лизл фон Руман.
![Изабелла Росселлини, Химера](/upload/30755/vms/1fad6a30e709b9a961e989c362a0052a_small.jpg)
«Химера»
За кадром
Роковые образы со съемочных площадок не имели ничего общего с реальным гардеробом молодой Росселлини. Состоящий из простых рубашек, вязаных кардиганов, клетчатых пальто и костюмов, он был универсальным настолько, насколько это возможно. "Мужская одежда всегда была практичной. Большинству женщин приходится переодеваться по несколько раз — в спортзал, в офис, на коктейльную вечеринку. Но мужчины нашли решение. Они просто носят один и тот же костюм весь день. Так что я следовала их примеру", — рассказывала актриса.
![Изабелла Росселлини и Дэвид Линч, 1988](/upload/30755/vms/d0b394e718efc6fb9d9f34d7ba49ac9b_small.jpg)
Изабелла Росселлини и Дэвид Линч, 1988
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/ced321ef05e55b7bfe9040e0c5e81a44_small.jpg)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/ee6dd4a4d165894afdb4afeacb0a9d77_small.jpg)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/1d00f2cd2cfd078defe3143a22a6ade7_small.jpg)
Несколько сложнее решался вопрос красных дорожек. Скроенное из бархата насыщенного синего цвета платье на «Оскаре», расшитый золотой тесьмой костюм на Каннском кинофестивале, усыпанное бисером платье выше колена (редкий экземпляр — актриса считала, что ее ноги «недостаточно хороши» для такой длины) или культовое платье в вишню на «Золотом глобусе» — поиск своего стиля Изабелла, кажется, не прекращала вплоть до начала нулевых — пока не придумала себе униформу. С тех самых пор актриса неизменно выбирает платья и костюмы прямых и свободных силуэтов, накидки и палантины, а еще массивные бусы вашей тети. Неизменной осталась лишь пара деталей — ее фирменная короткая стрижка и любовь к ярким цветам. «Я могла бы просто надевать брюки и милую рубашку, но иногда хочется чего-то более радостного и удивительного. Правда, потом я думаю: “Зачем мне красная дорожка для красивой одежды?” Я могу ходить в ней и на своей ферме».
Оскар, 1987
Канны, 1990
1991
«Золотой Глобус», 1997
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/bdcce2b30f702a0268353c1d4042d551_small.jpg)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/fdad6a49cc67d1f2790ee5bbd1b8f679_small.jpg)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/269e2d7ef550fabd0978e9caa02734ce_small.jpg)
Ферма, кстати, не метафора и называется Mama Farm. Актриса занялась сельским хозяйством в 2013 году и теперь рядом с городком Брукхейвен на Лонг-Айленде выращивает кур, а также коз и овец, из этически срезанной шерсти которых вместе с дизайнером Эшлинг Кампс однажды создала капсулу вязаных вещей. Росселлини на самом деле много времени посвящает вопросам экологии — в 2008 году даже сняла «Зеленое порно», серию мини-фильмов о сексуальной жизни насекомых, моллюсков и членистоногих с собой в главных ролях. Живите теперь с этим.
С экрана на подиум
В 1990-х не реже, чем на красном ковре, Росселлини появлялась на подиуме — дизайнеры любили ее за умение играть дерзость. Для иллюстрации: в 1994-м она вышла на шоу Blumarine с сигаретой, а годом позже на показе именного бренда соосновательницы того же Blumarine Анны Молинари успела накрасить губы алой помадой, станцевать танго и вытащить из маленькой сумки пистолет (в общем, оторвалась знатно). И если тогда в руках Росселлини оказалась бы не просто какая-то помада, а помада Lancôme, то шалость выглядела бы куда эффектнее.
![Изабелла Росселлини, 1995](/upload/30755/vms/ca9a9ed1b3cb336b1c980683079307ff_small.jpg)
![Изабелла Росселлини, 1995](/upload/30755/vms/1bb4f44809c419d609df7a1fc35922be_small.jpg)
Blumarine
Betsey Johnson Осень 1995
Jean-Paul Gaultier Весна 1995
![Изабелла Росселлини, Lancome](/upload/30755/vms/0d918a3380c22382a33185280ae07bb9_small.jpg)
С этой маркой актрису связывали крепкие, но, надо сказать, абьюзивные отношения. Они завязались в 1983 году, когда Росселлини назначили первым в истории амбассадором бренда, заключив с ней немыслимый для тех времен контракт стоимостью два миллиона долларов. На протяжении почти десяти лет ни одна рекламная кампания не обходилась без ее участия — пока в 1992-м Lancôme вдруг не решили разорвать сотрудничество и найти спутницу моложе на тот момент 40-летней актрисы (в лице 33-летней Жюльет Бинош). «Lancôme сказал мне, что реклама духов и косметики — это соблазнение. Оно не ассоциируется с женщиной за 40. Мне было грустно, потому что кампании со мной были очень успешны. Но будь красивой и заткнись — такова была работа модели», — поделилась Росселлини с The New York Times. Правда, спустя 25 лет Lancôme провели работу над ошибками: на волне тренда на борьбу с эйджизмом предложили актрисе начать все сначала. Она, по закону жанра, согласилась.
![Изабелла Росселлини, Lancome](/upload/30755/vms/d54203c203595e17620df2ada7488749.jpg)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/534b8b6630af78490242eba366973226_small.jpg)
![Изабелла Росселлини](/upload/30755/vms/8bc082158c322ec49661fe81a07f86b7_small.jpg)
При этом возраст актрисы, к счастью, не смущал дизайнеров и кастинг-директоров — ни в начале модельной карьеры, когда Изабелле было 28, ни на пике, когда ей было уже больше сорока. В тех же 1994-1995 годах она сделала шоу Betsey Johnson, Donna Karan, Jean Paul Gaultier и Dolce & Gabbana. С последними у актрисы относительно недавно случилось воссоединение — в 2018-м модный дом пригласил актрису, ее дочь Эллетру, сына Роберто и внука поучаствовать в весенне-летнем показе. Тряхнуть модельным прошлым Росселлини всегда рада — вспомним случившийся на днях финал шоу Pucci.
Dolce & Gabbana Весна 1995
Jean-Paul Gaultier Весна 1995
![Изабелла Росселлини, 2024](/upload/30755/vms/8c22c1f16bac769f08569474f5fc743d_small.png)
![Изабелла Росселлини, 2018](/upload/30755/vms/8e88512fe16d9cf1a94364970d898456_small.jpg)
Pucci Весна 2024
Dolce & Gabbana Весна 2018
Обложек много не бывает
Обложек много не бывает
Кстати, показ Pucci Росселлини закрывала не случайно — актриса вышла на подиум в накидке со знаковым для бренда принтом Vivara, который Эмилио Пуччи придумал в 1965 году, вдохновившись видами неаполитанского острова Вивара. Именно на фоне этого принта Изабелла позировала Стивену Майзелю для обложки сентябрьского номера итальянского Vogue 1990 года.
![](/upload/30755/vms/dd39fdc9178d26f5a76c23e838105efc_small.jpg)
![Изабелла Росселлини на обложке Vogue Италия, 1989](/upload/30755/vms/dd39fdc9178d26f5a76c23e838105efc_small.jpg)
![Изабелла Росселлини, 2024](/upload/30755/vms/12508a182a0a9688e032906f64df9cd0_small.jpg)
Pucci Весна 2024
Изабелла Росселлини на обложке Vogue Italia 1989
Изабелла Росселлини на обложке Vogue Italia 1989
Vogue вообще любит Росселлини — настолько сильно, что за жизнь актрисы снял с ней 38 обложек для разных стран. Самая эффектная — с Изабеллой в образе дивы, — была сделана для британского издания тем же Майзелем в сентябре 1989-го. →
Vogue Italia 1990
![Изабелла Росселлини на обложке Vogue](/upload/30755/vms/607ba3e65cfa5849cf8658138cc3bad9_small.jpg)
Vogue Italia 2023
![Изабелла Росселлини на обложке Vogue, 2024](/upload/30755/vms/617b2a4a48346b8fe711713b0b3fa0cf_small.jpg)
Самая географически приближенная к нам — с актрисой и ее дочерью на фоне храма Василия Блаженного, — снята для французского журнала Брижит Лакомб в 1990-м.
↓
Vogue Paris 1990
![Изабелла Росселлини на обложке Vogue](/upload/30755/vms/c789f1a2d08085a2cd4d543ae29cbc6d_small.jpg)
↑ Самая новая же из «воговских» обложек принадлежит итальянскому, родному для актрисы: для октябрьского номера прошлого года 71-летнюю Изабеллу, одетую в Maison Margiela, сняла малайзийский фотограф Чжун Линь — и уж больно этот кадр напоминает сделанный в 1996 году Брюсом Вебером снимок для корейского издания. Единственное ощутимое различие между двумя кадрами — возраст. «Спасибо, что оставили мне морщины!» — написала тогда актриса в инстаграме, подчеркнув, что просила издание не ретушировать съемку. И правильно сделала.