Икона стиля: Изабелла Росселлини
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
У Изабеллы Росселлини — ренессанс. Появление на обложке итальянского Vogue, роль в «Химере» Аличе Рорвахер и летящая походка в финале недавнего показа Pucci. На фоне этих успехов мы решили законспектировать все, что знали о главной европейской кинозвезде 1990-х до сих пор.



Изабелла Росселлини с матерью
Ингрид Бергман и Роберто Росселлини
«Семья научила меня, что стиль может исходить откуда угодно — из музея, который посещаешь, из книги, которую читаешь. Мои родители были отличным примером», — рассказывала Изабелла Росселлини, дочь шведской актрисы Ингрид Бергман и итальянского режиссера Роберто Росселлини. При такой родословной называть ее непо-беби язык все равно не поворачивается — хочется верить, что зрители полюбили актрису и модель не за гены. Как и Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Гэри Олдмен и другие режиссеры, с которыми она встречалась (за Скорсезе и вовсе была замужем четыре года) и у которых снималась.
К лицу ей не только смерть


«Поляна»
Дебютировала на экране Росселлини в 1979 году — у соотечественников Паоло и Витторио Тавиани, в фильме «Поляна». Особого успеха он не сыскал, чего не скажешь о следующей работе актрисы — «Белых ночах» режиссера Тейлора Хэкфорда, где главную роль сыграл Михаил Барышников. Фильм о советском танцовщике Николе Родченко, попытка которого сбежать на Запад в поисках свободы закончилась опекой спецслужб, получил «Оскар» за лучшую песню к фильму (за Say You, Say Me Лайонела Ричи), а сама Росселлини обрела хорошего друга в лице, собственно, Барышникова. Его дочь Анна считала Изабеллу своей иконой стиля «примерно с третьего класса школы».
«Белые ночи»

Изабелла Росселлини и Михаил Барышников
Широкую же популярность актрисе принес эротический детектив «Синий бархат», снятый Дэвидом Линчем в 1986-м. В нем Росселлини досталась роль Дороти Валленс — лаунж-певицы на грани саморазрушения. Над созданием образа одной из главных вымышленных femme fatale 80-х трудилась художница по костюмам Патриция Норрис — снабдила абсурдно-гламурную Валленс мейкапом с алой помадой и голубыми тенями, объемным начесом, переливающимся черным платьем мини с открытой спиной и, собственно, платьем-халатом из синего бархата. Кстати, с начесом (только уже блондинистым) Изабелла появилась и в «Диких сердцем» того же Дэвида Линча. Ее героиню Пердиту Дуранго мы видим в кадре всего несколько раз — в облегающем платье с вырезами или кроп-топе со шнуровкой в паре с кожаной юбкой. А еще с контрастными бровями, отсылающими к образу Фриды Кало. Так, судя по всему, художница по костюмам Эми Стофски призывала женщин использовать тушь для ресниц еще и для бровей. Другим пропагандистом сочетания широких темных бровей и светлых волос в то время была Мадонна.
«Синий бархат»
«Дикие сердцем»
Кульминацией «рокового» периода Изабеллы Росселини можно считать роль Лизл фон Руман — в оскароносной гротескной комедии Роберта Земекиса 1992 года «Смерть ей к лицу». Хранительница розового эликсира вечной молодости вместо юбок предпочитала носить парео, а вместо кроп-топов — массивные обвесы из крупных камней всех пород. Кстати, одно из таких парео было ярко-красного цвета — им, скорее всего, и вдохновлялись датские селекционеры, когда назвали выведенный в 1999 году сорт алой чайной розы именем актрисы. В целом же наряды, придуманные художницей по костюмам Джоанной Джонстон, напоминали о древнеегипетских богинях и тем самым противопоставляли Лизл богиням современным, а именно голливудским звездам, сатиру на которых и снял Земекис.



«Смерть ей к лицу»
Еще одна заметная в плане стиля роль Росселлини пришлась на фильм Дэвида О. Расселла «Джой», выпущенный в 2015 году. В нем актриса, перевоплотившись в бизнесвумен средних лет, учит главную героиню (Дженнифер Лоуренс) тому, как вести дела. Свой авторитет она пытается подкрепить не только словом и делом, но и все тем же начесом (но уже более «возрастным»), жемчужными бусами и строгими костюмами. Строгим, правда, окажется только крой — ведь один костюм расшит пайетками, а принт другого — не слишком официальная гусиная лапка.
«Джой»
Совсем же непривычное для зрителя амплуа Росселлини появилось в последнем ее проекте — «Химере» Аличе Рорвахер. Образ экстравагантной матери главного героя синьоры Флоры, в прошлом оперной певицы, живущей на старинной вилле, будто напомнил нам, что даже культовые актеры не вечны, а эликсир молодости затерялся где-то в закромах Лизл фон Руман.

«Химера»
За кадром
Роковые образы со съемочных площадок не имели ничего общего с реальным гардеробом молодой Росселлини. Состоящий из простых рубашек, вязаных кардиганов, клетчатых пальто и костюмов, он был универсальным настолько, насколько это возможно. "Мужская одежда всегда была практичной. Большинству женщин приходится переодеваться по несколько раз — в спортзал, в офис, на коктейльную вечеринку. Но мужчины нашли решение. Они просто носят один и тот же костюм весь день. Так что я следовала их примеру", — рассказывала актриса.

Изабелла Росселлини и Дэвид Линч, 1988



Несколько сложнее решался вопрос красных дорожек. Скроенное из бархата насыщенного синего цвета платье на «Оскаре», расшитый золотой тесьмой костюм на Каннском кинофестивале, усыпанное бисером платье выше колена (редкий экземпляр — актриса считала, что ее ноги «недостаточно хороши» для такой длины) или культовое платье в вишню на «Золотом глобусе» — поиск своего стиля Изабелла, кажется, не прекращала вплоть до начала нулевых — пока не придумала себе униформу. С тех самых пор актриса неизменно выбирает платья и костюмы прямых и свободных силуэтов, накидки и палантины, а еще массивные бусы вашей тети. Неизменной осталась лишь пара деталей — ее фирменная короткая стрижка и любовь к ярким цветам. «Я могла бы просто надевать брюки и милую рубашку, но иногда хочется чего-то более радостного и удивительного. Правда, потом я думаю: “Зачем мне красная дорожка для красивой одежды?” Я могу ходить в ней и на своей ферме».
Оскар, 1987
Канны, 1990
1991
«Золотой Глобус», 1997



Ферма, кстати, не метафора и называется Mama Farm. Актриса занялась сельским хозяйством в 2013 году и теперь рядом с городком Брукхейвен на Лонг-Айленде выращивает кур, а также коз и овец, из этически срезанной шерсти которых вместе с дизайнером Эшлинг Кампс однажды создала капсулу вязаных вещей. Росселлини на самом деле много времени посвящает вопросам экологии — в 2008 году даже сняла «Зеленое порно», серию мини-фильмов о сексуальной жизни насекомых, моллюсков и членистоногих с собой в главных ролях. Живите теперь с этим.
С экрана на подиум
В 1990-х не реже, чем на красном ковре, Росселлини появлялась на подиуме — дизайнеры любили ее за умение играть дерзость. Для иллюстрации: в 1994-м она вышла на шоу Blumarine с сигаретой, а годом позже на показе именного бренда соосновательницы того же Blumarine Анны Молинари успела накрасить губы алой помадой, станцевать танго и вытащить из маленькой сумки пистолет (в общем, оторвалась знатно). И если тогда в руках Росселлини оказалась бы не просто какая-то помада, а помада Lancôme, то шалость выглядела бы куда эффектнее.


Blumarine
Betsey Johnson Осень 1995
Jean-Paul Gaultier Весна 1995

С этой маркой актрису связывали крепкие, но, надо сказать, абьюзивные отношения. Они завязались в 1983 году, когда Росселлини назначили первым в истории амбассадором бренда, заключив с ней немыслимый для тех времен контракт стоимостью два миллиона долларов. На протяжении почти десяти лет ни одна рекламная кампания не обходилась без ее участия — пока в 1992-м Lancôme вдруг не решили разорвать сотрудничество и найти спутницу моложе на тот момент 40-летней актрисы (в лице 33-летней Жюльет Бинош). «Lancôme сказал мне, что реклама духов и косметики — это соблазнение. Оно не ассоциируется с женщиной за 40. Мне было грустно, потому что кампании со мной были очень успешны. Но будь красивой и заткнись — такова была работа модели», — поделилась Росселлини с The New York Times. Правда, спустя 25 лет Lancôme провели работу над ошибками: на волне тренда на борьбу с эйджизмом предложили актрисе начать все сначала. Она, по закону жанра, согласилась.



При этом возраст актрисы, к счастью, не смущал дизайнеров и кастинг-директоров — ни в начале модельной карьеры, когда Изабелле было 28, ни на пике, когда ей было уже больше сорока. В тех же 1994-1995 годах она сделала шоу Betsey Johnson, Donna Karan, Jean Paul Gaultier и Dolce & Gabbana. С последними у актрисы относительно недавно случилось воссоединение — в 2018-м модный дом пригласил актрису, ее дочь Эллетру, сына Роберто и внука поучаствовать в весенне-летнем показе. Тряхнуть модельным прошлым Росселлини всегда рада — вспомним случившийся на днях финал шоу Pucci.
Dolce & Gabbana Весна 1995
Jean-Paul Gaultier Весна 1995


Pucci Весна 2024
Dolce & Gabbana Весна 2018
Обложек много не бывает
Обложек много не бывает
Кстати, показ Pucci Росселлини закрывала не случайно — актриса вышла на подиум в накидке со знаковым для бренда принтом Vivara, который Эмилио Пуччи придумал в 1965 году, вдохновившись видами неаполитанского острова Вивара. Именно на фоне этого принта Изабелла позировала Стивену Майзелю для обложки сентябрьского номера итальянского Vogue 1990 года.



Pucci Весна 2024
Изабелла Росселлини на обложке Vogue Italia 1989
Изабелла Росселлини на обложке Vogue Italia 1989
Vogue вообще любит Росселлини — настолько сильно, что за жизнь актрисы снял с ней 38 обложек для разных стран. Самая эффектная — с Изабеллой в образе дивы, — была сделана для британского издания тем же Майзелем в сентябре 1989-го. →
Vogue Italia 1990

Vogue Italia 2023

Самая географически приближенная к нам — с актрисой и ее дочерью на фоне храма Василия Блаженного, — снята для французского журнала Брижит Лакомб в 1990-м.
↓
Vogue Paris 1990

↑ Самая новая же из «воговских» обложек принадлежит итальянскому, родному для актрисы: для октябрьского номера прошлого года 71-летнюю Изабеллу, одетую в Maison Margiela, сняла малайзийский фотограф Чжун Линь — и уж больно этот кадр напоминает сделанный в 1996 году Брюсом Вебером снимок для корейского издания. Единственное ощутимое различие между двумя кадрами — возраст. «Спасибо, что оставили мне морщины!» — написала тогда актриса в инстаграме, подчеркнув, что просила издание не ретушировать съемку. И правильно сделала.