Почему гардероб некой Сары Берман выставляют в музее Метрополитен?
Почему гардероб некой Сары Берман выставляют в музее Метрополитен?
текст: настя полетаева
Инсталляция Sara Berman’s Closet занимает буквально пару метров в автономном крыле Met, но говорят о ней все — от The New York Times до Vogue. Это в буквальном смысле шкаф еврейской эмигрантки Сары Берман, наполненный ее же вещами. Белыми. В последние годы жизни она носила только белое. Не нужно судорожно вспоминать, кто такая эта Берман — вы ничего про нее не знаете, потому что она не деятель культуры и вообще не знаменитость. Однако ее вещи занимают в музее совершенно законное место и выглядят очень модно.
«Задолго до Мари Кондо, которая научила нас магии чистоты, до Хиллари Клинтон, которая превратила белый брючный костюм в символ, была Сара Берман, чей полностью белый гардероб стал экспонатом выставки в музее Метрополитен», — пишет Джудит Турман, писательница и автор The New Yorker. Даже не выставка, а небольшая инсталляция стала за последние пару недель любимой темой англоязычных медиа, которые пишут о моде и культуре. Кто такая Сара Берман? И почему ее белые носки, брюки и ботинки выставляются в одной из главных музейных институций мира?
Если бы вы родились в 1920 году в еврейской семье в Белоруссии и бежали с родителями и сестрой от холокоста в Тель-Авив; если бы вы попали в абсолютно незнакомую страну, сплошь покрытую песком; если бы в тридцать с небольшим вы вышли замуж за алмазного дилера, родили от него двух дочерей и переехали в Нью-Йорк; если бы вы развелись после 38 лет несчастливого брака и в шестьдесят два года перебрались-таки в отдельную маленькую студию в Гринвич-Виллидж; если бы там вы наконец-то почувствовали себя счастливой и прожили бы еще двадцать два отличных года, одеваясь только в белое, — если бы все это произошло с вами, были бы ваши носки и ботинки достойны того, чтобы экспонироваться в музее Метрополитен?
Дочь Сары Берман, писательница и иллюстратор Мария Калман, и внук — художник Алекс Калман, посчитали, что да. Они разбирали ее квартиру и решили, что гардероб их матери и бабушки должен увидеть мир, даже если сама Сара сочла бы эту идею чудовищной. Мария и Алекс превратили шкаф Берман в инсталляцию еще до выставки в Met. Стопки кипенно-белых вещей, флакон Chanel № 19, дорожный кейс (подделка Louis Vuitton) с книгами, одинаковые черные наручные часы, которые Сара носила сразу по трое на запястье, даже красный помпон-выключатель переехали в самый маленький в мире музей современного искусства Mmuseumm на Манхэттене. Он находится прямо в незанятой сейчас шахте грузового лифта дома номер четыре по Кортленд-аллее. Этот микромузей специализируется на инсталляциях из прозаических, бытовых вещей. Экспозицию назвали просто — «Гардеробная Сары Берман» — и посвятили ее элегантности, минимализму и труднопереводимому процессу self-editing, который возможен в любую эпоху и в любом возрасте.
Переехав в Met, гардеробная расположилась в Американском крыле. Инсталляция открылась 6 марта и моментально стала популярна. Дело в том, что Калманы и куратор экспозиции Амелия Пек решились на этот эксперимент очень вовремя. Пожилая эмигрантка, которая создала памятник минимализму в собственном шкафу, не имея при этом никакого отношения к моде, — да это героиня мечты для всех женских изданий 2017 года, от Cosmopolitan до The Gentlewoman. Vogue.com берет у Марии Калман интервью и задает вопросы в духе «Можете ли вы вспомнить, как в детстве ходили с мамой по магазинам?», а The Huffington Post иллюстрирует материал о выставке вещами Сары, снятыми на белом фоне, как в модных журналах.
Может быть, нас ждет целая волна ролевых моделей из «обычных людей» вроде Сары? А вдруг они придут на смену Ким Кардашьян и звездам стритстайла в спонсорских нарядах, круговерти коллекций, в которых путаются даже редакторы моды, и бесконечным хитам сезона? Конечно, вряд ли такие герои ликвидируют поп-культурный аспект модной индустрии, но точно могут его уравновесить. Сара Берман, никому не известная эмигрантка, внезапно встала в один ряд с людьми, которые запомнились не стилем как таковым, но сочетанием личной истории и этого самого стиля.
Уже звучат сравнения гардероба Берман со знаменитым белым костюмом «джентльмена с юга», в котором по Нью-Йорку ходил писатель Томас Вулф (его, в свою очередь, обвиняли в том, что он украл эту идею у Марка Твена). The Row и Lemaire из сезона в сезон показывают практически монохромный гардеробный набор, Céline выбирает в посланницы Джоан Дидион, королеву черных водолазок, — это огромный, мощнейший тренд, который в отличие от трендов подиумных имеет под собой прочную базу в виде запроса публики на новых героев. И на простую непростую одежду, за которой стоит пресловутое «что-то еще», какой-то смысл, которого, как бы ни старались гении сторителлинга, ни на грамм нет в одиноко висящем на вешалке белом плаще. Но он появляется, как только его надевает 70-летняя Сара Берман, придумавшая себя заново в преклонном возрасте женщина, которая почувствовала себя счастливой, когда перебралась в отдельную крошечную студию с видом на Эмпайр-стейт-билдинг.
Что купить
— нажмите на вещь, чтобы перейти в магазин