Раскрепощающий корсет: от Мадонны до Беллы Хадид
Последние несколько лет корсеты активно переосмысливают западные и российские дизайнеры, а потому этот предмет гардероба, ранее закрепощавший женщину, сегодня снова обрел популярность и стал считаться символом феминизма, бунта и новой сексуальности. Рассказываем все, что нужно знать о корсетах — и выбираем самый модный для последних летних вечеринок.
Christian Dior, 1997
Выставка «Корсет. Формирование Фигуры»
читайте также
«В последнее время историки костюма и кураторы выставок о моде стали все больше осознавать, что моду невозможно рассматривать вне культурного и исторического контекста — а изучение женского платья неотделимо от истории женского движения», — писала в своей книге «Корсет» историк моды и директор музея Института технологии моды Валери Стил. Действительно, корсет — один из наиболее идеологически сложных и любопытных предметов женского гардероба, который только на протяжении XX века выходил из моды и возвращался в нее несколько раз. Причем срывали его и снова затягивали на женской талии и мужчины, и сами женщины. Стоило суфражисткам ослабить пояса и добиться права голоса, а Коко Шанель закрепить их успех, как на модную сцену вышел Кристиан Диор, продав new look поколению, истосковавшемуся по элегантности за Вторую мировую. Активистки 60-х снова отбили эту территорию, но тут корсеты пригодились Вивьен Вествуд — как панк-пощечина общественному вкусу.
«Вся мода уже придумана? Нет, я больше так не считаю». Интервью с историком моды Валери Стил
Примерно в это время корсет из символа женского угнетения превратился в эмансипаторную практику, окончательно закрепленную Мадонной. В 1990-м поп-дива сделала знаковый предмет Жан-Поля Готье — корсет со знаменитыми конусами — главным акцентом в своем сценическом костюме во время тура Blond Ambition.
«Расцветающая свобода женской сексуальности, чьи семена были заложены еще в 60-х годах, достигла своей кульминации в костюме Готье для мирового тура Мадонны, — писала модный критик Сьюзи Менкес, намекая на вторую волну феминизма. — Бунт корсета случился, когда слились подиум и сцена, и публика увидела, каким дизайнер представлял себе бра еще в подиумных коллекциях начала 80-х».
Корсет Jean Paul Gaultier для тура Мадонны Blonde Ambition
Vivienne Westwood, 1990
Versace, весна-лето 1995
Mugler, весна–лето 1998
Issey Miyake, осень-зима 1980
читайте также
Корсеты, сверкающие шипы и «платье Кардашьян» в кутюрной коллекции Mugler весна—лето 1998
С тех пор эксперименты с корсетами или корсетными элементами можно было увидеть в коллекциях Mugler, Versace, Stella McCartney, Saint Laurent, Tom Ford и Balenciaga. Эти дизайнеры понимали корсет в первую очередь как эффектный аксессуар, а не предмет нижнего белья, призванный сделать талию тоньше. Но корсеты, лишь повторяющие изгибы женского тела, а не формирующие их, первым, пожалуй, сделал Иссей Мияке в 1980 году. В осенне-зимней коллекции модельер показал корсеты, отлитые из пластика прямо по формам модели, наглядно заявляя, что одежда и тело неразделимы. В 1990-х Александр Маккуин пошел дальше и впервые представил на подиуме корсеты-доспехи: они опять же повторяли анатомические особенности тела, не искажая пропорций, а подчеркивая силу женщин.
Очередное пришествие корсетов пришлось на вторую половину 2010-х. В 2014 году в коллекции Givenchy осень-зима 2015 Клэр Уайт-Келлер показала мягкие плотные корсеты, которые оценили все, включая Ким Кардашьян, которая сделала эту вещь популярной. В 2016-м Оливье Рустен использовал корсеты как основные элементы для почти всех вещей осень-2016. В 2017 году корсет на подиуме был уже далеко не единичным случаем — его показывали и Puma by Rihanna, и Loewe, и Toga, и Teatum Jones. Королева свадебной моды Вера Ванг начала внедрять корсеты в свои повседневные коллекции, комбинируя их с жакетами и блузами, — но, увы, эта маленькая революция затерялась в подолах знаменитых белых платьев. А вот креативный директор Dior Мария Грация Кьюри, подхватив тенденцию, постаралась, чтобы ее корсеты-доспехи из черной и белой кожи не остались незамеченными. Именно в них в 2019 году чаще всего позировали для инстаграма друзья бренда.
Loewe, весна-лето 2017
Givenchy, осень-зима 2015
читайте также
Одной из таких инфлюэнсеров была модный блогер Леонни Ханни с аудиторией в два миллиона подписчиков. И она же оказалась поклонницей кружевного корсета Dion Lee из осенней коллекции 2019 года. Вместе с Кортни Кардашьян и Беллой Хадид они запустили моду на корсет в соцсетях — и в итоге в конце прошлого года эта модель стала настоящим хитом. Она встречалась и в концертном гардеробе Селены Гомес, и на Марго Робби в съемке Vogue Australia, и в итоге была одобрена Карин Ройтфельд, снявшей в корсете Кендалл Дженнер для своего проекта CR Fashion Book. В следующей коллекции марки корсеты уже представлены во всех видах — и как самостоятельные топы и кожаные пояса, и как детали маек и блуз. И, конечно, прозрачный корсет там тоже был. Результат — sold out на сайте Dion Lee и на сайтах партнеров, включая Farfetch.
Старое, новое и удивительное: 23 тенденции весны-2018
Dion Lee, весна-лето 2020
Белла Хадид
Petra
Корсетная юбка Sultan
17 000 ₽
RUBAN
Корсет
28 060 ₽
Petra
Корсетный пояс Basic Black
7 700 ₽
DION LEE
топ-бюстье Convex
16 456 ₽
Тенденцию не смогла не заметить и ее родоначальница— Vivienne Westwood, перевыпустив свои винтажные модели в ноябре 2019-го и напомнив всем, кто здесь главная. Затем один «затянутый» выход Беллы Хадид — и корсеты появились везде. В том числе на блошиных рынках и в винтажных лавках. Марина Чуйкина, хозяйка Strogo Vintage, например, вовремя скорректировала план закупок, полностью удовлетворив желания клиентов: «Я почувствовала, что хочу закупать для Strogo корсеты, летом 2019-го. Во-первых, я влюбилась в итальянских дизайнеров и их дерзкие, сексуальные коллекции из нулевых: Versace, Cavalli, Ferré и, конечно, Dolce & Gabbana. Любопытно, что вещи, которые стали привлекать мое внимание, никогда раньше не пользовались особым спросом в нашем магазине, — у нас и раньше появлялись корсеты или топы со стразами, но они могли висеть довольно долго. Вообще топы всегда очень медленно уходили, это была самая неликвидная позиция. Однако моя миланская закупка (мэш-топы с тату-принтами, корсеты и бюстье) совпала с новой волной всеобщего увлечения корсетами». Чуйкина подтверждает, что интерес к винтажным корсетам сейчас очень высок. По ее словам, в инстаграмах американских «винтажек» ведут настоящие бои за корсеты, хотя цены кусаются. «Этот интерес подогревается стильными американскими блогерками, которые постоянно светятся в корсетах», — объясняет Марина.
Корсет Strogo Vintage
Еще одна причина популярности этого предмета, по ее словам, в универсальности. «Сегодня корсеты можно носить как угодно. Можно выбрать кожаную модель и носить ее на рубашку в офис, а потом, сняв рубашку, пойти на вечеринку. Летом топы-корсеты можно носить и под легкий пиджак, и без всего — как Белла Хадид, с широкими брюками карго. В Москве все уже подхватили тенденцию — это проявляется и в постах модных блогеров, и в коллекциях молодых марок».
Подхватили тренд и бельевые марки. Осенью 2019 года продажи корсетов Agent Provocateur выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Представители Agent Provocateur в ответ на вопрос The Blueprint подтвердили, что причину популярности этого предмета стоит искать на подиумах: «Полагаем, большое влияние оказала цикличность моды. Так, на показах осень—зима 2019 крупнейшие дома продемонстрировали различные вариации на тему, как интегрировать корсет в образ современной женщины. Поэтому можно ожидать увеличенное предложение и спрос в данной категории продукта не только в сегменте люкс, но и у премиум-брендов». Мила Якименко, бренд-директор Agent Provocateur Россия, добавляет, что в ассортименте марки корсеты были всегда. «Во-первых, у нас всегда была категория клиенток, которым это нравится, а во-вторых, всегда также были мужчины, которые любят корсеты. Корсет при этом действительно перекочевал из ночного гардероба скорее в вечерний. В основном все корсеты, которые есть у нас в ассортименте, можно обыграть для вечера, а некоторые даже и для дня», — замечает Якименко.
Стилисты Wolford тоже предлагают не прятать их боди с корсетными элементами под одеждой, а носить в сочетании с жакетом. «У нас всегда были эти модели, просто в этом сезоне клиентки обратили на них больше внимания, а в особенности на культовую модель Body Mat de Luxe. На нее в любых цветах в бутиках Wolford есть лист ожидания», — объясняет Ольга Трофимова, бренд-менеджер Wolford в компании «Джамилько».
Российские бельевые бренды еще активнее адаптируются к тенденции, пополняя постоянные коллекции большим числом корсетов. Например, в линии бренда Petra корсетное белье появилось в первой же коллекции, отдельные модели корсетов — около года назад, а сегодня у корсетов есть постоянное членство в категории Petra Basic. «Я аккуратно вводила в коллекции эти предметы — реакция клиентов в итоге положительная, — объясняет свой подход Вероника Хан, основательница и креативный директор Petra. — Мне интересно продолжать это направление. Например, сейчас мы запустили линию деликатно корректирующего белья Orient. Модели белья, которые можно носить как часть уличного образа, мне сейчас особенно интересны. Например, классические и короткие корсеты, шелковые длинные шорты, которые можно носить под полупрозрачные вещи, кружевные бандо, боди с вышивкой и так далее». Ставка на корсеты оказалась коммерчески оправданной: один проданный корсетный лиф — это примерно 1,5–2% прибыли марки в месяц.
Корсет TTSWTRS, 39 050 ₽
Корсет TTSWTRS, 20 450 ₽
На корсеты сделали ставку и многие Instagram-марки. Например, Selected, Sorelle и украинский бренд TTSWTRS. Последний преуспел больше всех, создав не только специальные модели корсетов, но и корсетные декоративные аксессуары и платья. Последние по достоинству оценили многие звезды, от чилийской певицы Cami до Ники Минаж. По словам основательницы TTSWTRS Ани Осмехиной, она и ее команда долго шли к идеальному корсету, который был бы не только красивым, но и во всех смыслах современным. «В ходе предыдущей работы стилистом и художником по костюмам мы с моей командой, которая сейчас занимается исключительно Tattoo sweaters, сделали массу корсетов и красивых платьев для наших роскошных девушек-певиц, для клипов, для французских музыкальных фильмов, которые мы снимали с Аланом Бадоевым», — говорит Аня. И добавляет, что скучает по корсетам и именно поэтому часто вводит их в свои коллекции: «Как художник по костюмам я часто искала корсеты в винтажных магазинах, привозила их из Франции, Италии, Испании. Мы изучили классическую форму и, надеюсь, смогли сохранить что-то настоящее». Успех корсетов Анна также объясняет их современной трансформацией: «Мне очень нравится, что корсет потерял свою жутчайшую неудобность, перестал вредить женскому здоровью, превратившись просто в деталь, которая придает уникальности образу. У нас команда из 60 человек, мы стараемся примерить корсеты на разных девушках — проверяем, как они могут дышать, бегать, работать, проверяем, что это удобная вещь. Ведь красота на час — это уже не актуально».
TTSWTRS
$357
VIVIENNE WESTWOOD
€800
VIVIENNE WESTWOOD
€785
my812
200$
Если судить по запросам в Instagram, в России за последние месяцы существенно расширился и сегмент ателье, делающих корсеты на заказ. Тут работает глобальный тренд на кастомизацию: корсет сядет лучше, если отшит по четким параметрам своей будущей владелицы. На вопрос, как изменился спрос на корсеты за последнее время, основательница ателье Nemuro Corsets Евгения Молодых отвечает так: «Сейчас у меня растет число заказов на корсеты в стиле бурлеск. В России этот жанр в последние годы особенно популярен. Очень много людей стали этим интересоваться именно в формате хобби. Когда-то девушки увлекались гимнастикой, позже — стрип-пластикой, а сейчас бурлеском. В мире повторный всплеск начался раньше, но в России — вот только в последние годы. Также у меня есть серия моделей, которые можно носить каждый день. Вопрос в основном в комфорте и в том, насколько человек в принципе готов ко всем неудобствам, которые корсет так или иначе накладывает. Конечно, многие предпочитают покупку готовых корсетов, поскольку это существенно дешевле, и для повседневной носки это иногда имеет смысл. Но у покупных есть свои недостатки с точки зрения комфорта и безопасности. Сделанный по правильным лекалам корсет не вызывает боли при ношении. А если человек надел корсет и ему больно, этот корсет — неправильный».
Марина Чуйкина предполагает, что интерес к корсетам спадет не скоро — и говорит, что точно будет охотиться на винтажные корсеты грядущей весной во время поездки в Италию. Дион Ли тоже в этом уверен. В новой коллекции Dion Lee, только что показанной им в Нью-Йорке, корсеты буквально врастают в повседневный гардероб, сочетаясь с жакетами, платьями и брюками. Другими словами, корсет теперь может быть худи, как в дропе бренда Рианны Fenty 11-19, может буквально сливаться с кожей, как новые модели Skims Ким Кардашьян, может быть современным прочтением винтажа. «Я хочу подчеркнуть красоту и конструкцию этих вещей, обычно скрытых под одеждой. Придать им легкость и свободный, повседневный дух, который, как мне кажется, люди не ассоциируют с корсетом», — объясняет сам Дион Ли свою последнююю коллекцию. И если у корсетов именно такое будущее, мы не против.