Маски из ткани: откуда взялась эта мода?
Мало кого сегодня можно встретить на улице без защитной маски — особенно в Европе, США и в Азии. Но в последней маски стали обязательным атрибутом ежедневного образа задолго до начала пандемии COVID-19. Чем это обусловлено? Разбираемся.
Внезапно настигший мир коронавирус обеспечил полный солдаут масок в аптеках и онлайн-магазинах. И не только медицинских, но и дизайнерских. Люди в плотных, скрывающих нижнюю часть лица масках (чаще всего черных) появились на улицах не вчера, но до недавнего времени ареал их обитания в основном сводился к азиатским мегаполисам. Изредка такие маски можно было увидеть и на западных инфлюенсерах вроде Беллы Хадид и Софии Ричи во время их визитов в Азию. И даже на пассажирах московского метро, но до недавнего времени они вызывали в лучшем случае недоумение или любопытство.
Плохие воспоминания
Корни этой экзотической, на взгляд европейца, моды уходят во вполне конкретный 2002 год. Тогда Юго-Восточную Азию охватил тяжелый острый респираторный синдром (SARS), вызываемый коронавирусом SARS-CoV, — более известный как атипичная пневмония.
Эпидемия продлилась с ноября 2002 года по июль 2003-го: по данным американского Минздрава, было зарегистрировано 8098 случаев заражения SARS, 774 из которых закончились летальным исходом. Сейчас эти цифры кажутся незначительными в сравнении с числом пострадавших от COVID-19 (к моменту выхода этого текста, по данным Университета Джонса Хопкинса, в мире уже более миллиона человек заболели новым коронавирусом, более 70 тысяч из них умерли), но в начале нулевых сильно встревожили мир. Сильнее всех от SARS в начале нулевых пострадал Гонконг; сначала медицинские маски стали в регионе острой необходимостью, а потом и общепринятой нормой. К тому же, как отмечает BBC, в Юго-Восточной Азии в принципе считается хорошим тоном носить маски во время сезона аллергий, чтобы не чихать и не кашлять на окружающих. Поэтому местные с готовностью достали их при первой же вспышке нового коронавируса. Как резюмирует BBC, «ключевая разница между азиатскими обществами и западными в том, что первые пережили массовое заражение недавно, и воспоминания об этом все еще свежи и болезненны».
Новые гигиенические и этические привычки, оставшиеся в наследство от атипичной пневмонии, — не единственная причина, по которой в Азии носят маски. Японию, например, SARS-2003 не коснулся, но запрос «Зачем в Японии…» Google автоматически завершает сам: «… носят маски». Ответ прост: маска хотя бы частично защищает японцев от загрязнения воздуха. По данным некоммерческого проекта The World Air Quality Index Project, собирающего данные в 16 тысячах точек в 60 странах мира, экологическая обстановка в Японии сейчас куда лучше, чем в соседней Южной Корее и тем более Китае. Однако еще недавно проблема стояла остро. По данным отчета о глобальном состоянии воздуха за 2019 год, подготовленного Бостонским и Вашингтонским университетами, еще в 2017-м 80% японского населения дышали воздухом, не соответствующим стандартам ВОЗ.
![](/upload/15563/5bd30c5f03aa38f32d6f0ed1b5390e21.jpg)
![](/upload/15563/7e2208f79552c304ad20e1400a815923.jpg)
![](/upload/15563/f9b92460c8baec761422d57725d819e6.jpg)
![](/upload/15563/ade5dfe2a5123bc1f6c5361ef13f218e.jpg)
Белла Хадид
Загадочный аксессуар
У популярности масок в Азии есть и еще одна причина — и это отнюдь не забота о здоровье, своем или окружающих. В 2011-м японское издание News Post Seven опросило 100 человек в Сибуе (самом модном районе Токио), и более 30% из них ответили, что считают маски модным аксессуаром. Это позволяет сохранять высокий уровень анонимости в публичных местах, скрыть проблемную кожу и даже отсутствие макияжа. А еще, по мнению некоторых, маска — прямо как дамский веер в XVII веке — придает ее обладателю загадочности. Насколько с этим аксессуаром любят экспериментировать, особенно заметно во время Токийской недели моды. Местные звезды стритстайла подбирают его под цвет одежды или кастомизируют, а иногда отдают предпочтение маскам дизайнерским, с принтами и надписями.
Это не могли не заметить западные люксовые марки, учитывающие интересы азиатского рынка (а только китайские клиенты брендов А-листа принесли им в 2019 году более чем 30% выручки), и тоже начали выпускать маски. Marcelo Burlon County of Milan помещают на них свои фирменные изображения в виде змей и птиц с распростертыми крыльями, Bape — камуфляжные принты и рисунок в виде открытого рта, Off-White — логотип бренда, а Heron Preston — ожидаемо — свою фирменную надпись «СТИЛЬ» на кириллице. За маски взялись даже популярные группы и исполнители, вплоть до Арианы Гранде, которая внесла этот аксессуар в обширный список своего мерча. Особенно отличились k-pop-группы вроде BTS, BLACKPINK и Momoland, участники которых и сами нередко выходят на публику в масках.
Marcelo Burlon County of Milan
![](/upload/15563/e8e35d7b332a9748b99a5a8f77f52af2.jpg)
Heron Preston
![](/upload/15563/663bc05018383747974e7d2dfb8b6278.jpg)
Для Off-White и Marcelo Burlon маски — лишь один из многочисленных аксессуаров в товарной линейке, а не центральный продукт. Чего не скажешь про небольшие бренды, которые запустились пару лет назад на волне всеобщего интереса к маскам. Это и японцы Tecmask, и британцы Freka, и австралийцы Sheridan Tjhung. Их маски из кристаллов носят Ава Макс, Билли Айлиш, Стив Лейси и один из самых популярных бьюти-блогеров планеты Джеймс Чарльз.
Еще два года назад основательница марки Шеридан Чунг работала флористом и делала из цветов аксессуары для съемок, а сегодня ее маски продаются в лондонском универмаге Selfridges. Более того, на счету Шеридан уже есть две коллаборации (и обе были представлены на минувших Неделях моды в Нью-Йорке и Париже) — с Christian Cowan и Giambattista Valli. «Большинство моих товаров заказывают в Америке, — рассказывает Шеридан The Blueprint. — Я думаю, это связано с тем, что знаменитости, которые нас уже носят, как раз оттуда. Но Азия почти не отстает. Тренд на маски берет свое начало именно там, поэтому неудивительно, что там моя продукция тоже популярна».
![](/upload/15563/d5fa77c8c23ef5eb3d4a91e1f44c1863.jpg)
Маска Арианы Гранде
BTS
Ариана Гранде
Bape
Шеридан отмечает, что за последние месяцы продажи их масок — вроде бы совершенно бесполезных во время пандемии коронавируса — не упали, а, напротив, выросли. «Мы заметили, что наши клиенты носят их поверх масок медицинских», — объясняет Шеридан. Но бренд старается не только «украшать» свою аудиторию. На сайте Sheridan Tjhung также появилась инструкция, объясняющая, как сделать защитную маску в домашних условиях.
![](/upload/15563/0c0c93423d2ee9fc2b3a060d6703c9b3.png)
![](/upload/15563/45558620218f21c526e7d9169bc5a942.jpg)
Серьезные намерения
Стив Лейси
Билли Айлиш
Для Sheridan Tjhung и подобных ей марок маска — лишь аксессуар. А вот для таких брендов, как Vogmask, Lekko и Airinum — действительно рабочий предмет. В маске последних всего пару недель назад летела в Париж «инфлюенсер всех инфлюенсеров» Гвинет Пэлтроу. Этот бренд выпускает респираторные маски, которые фильтруют поступающий в них воздух. Их основное преимущество заключается в том, что маску можно стирать, предварительно сняв фильтры.
Airinum появилась в 2014-м: будущий основатель марки Александр Естрем переехал из Швеции в Индию — страну, печально известную своей тяжелой экологической ситуацией (по данным World Air Quality Report, в 2019 году 21 из 30 городов мира с наиболее загрязненным воздухом находились именно там). В Индии к Естрему вернулась астма, которой он страдал в детстве, он решил изучить рынок масок и был разочарован их ассортиментом. Так Александр решил делать маски сам.
![](/upload/15563/be3f2d327f8b415104fae549ef2ab1d7.jpg)
Vogmask
В 2020 году Airinum — один из самых популярных немедицинских брендов на рынке масок с очищающими фильтрами. «Наша основная цель — сделать так, чтобы люди могли дышать чистым воздухом вне зависимости от того, где они живут, — рассказывает The Blueprint представительница марки Мария Анлунд. — Сегодня мы видим наши маски не только на улицах Пекина, заполненных смогом (в январе 2020 года уровень нормы ВОЗ был превышен в 14 раз. — Прим. The Blueprint), но и на волонтерах, работающих на местах пожаров в Австралии, и даже на людях, которые носят наши маски во время пандемии — чтобы не заболеть».
Хороших фильтров достаточно, чтобы сделать бренд популярным, но заработать статус по-настоящему модного Airinum помогли коллаборации с локальными и всемирно известными брендами. Так, в 2018-м марка выпустила маску со светоотражающим принтом совместно с музыкальным продюсером Аланом Уокером, а на прошедшей неделе моды в Париже представила коллаборацию с Marine Serre. Более того, бренд объединился с международной организацией 1% for the Planet, члены которой ежегодно жертвуют не менее одного процента со своих продаж на сохранение окружающей среды. И это тоже большой плюс в копилку бренда.
Marine Serre
Российские поклонники
Похожим путем пошла и андеграундная российская марка Outlaw, объединившаяся в 2018-м с Greenpeace. Основатели бренда Диляра Минрахманова и Максим Башкаев выпустили капсульную коллекцию масок с надписью Clean Air Now — они стали частью глобальной кампании Greenpeace по борьбе с загрязнением окружающей среды. Правда, в продажу маски тогда так и не поступили, доставшись исключительно друзьям Outlaw. А вот маски санкт-петербургского бренда BatNorton, что называется, пошли в народ — их активно носят поклонники стритвир- и теквир-эстетики. А сейчас, вероятно, станут и еще больше: весь апрель BatNorton дарит маску в подарок каждому, кто поддержит марку в непростые времена и сделает заказ на сумму больше 5 тысяч рублей.
Выпускать их в Петербурге начали еще в 2018-м — на волне азиатского тренда. «BatNorton переняли эти модные традиции и ввели их на российский рынок», — утверждают представители марки в разговоре с The Bluerpint. Особой социальной миссии в этом нет: для марки маска — это модный аксессуар, который добавляет футуристичности образу. Строить прогнозы — приживутся ли защитные маски в России за время пандемии — на взгляд представителей марки, пока рано. «Но конкретно наши клиенты, как носили их в 2018-м, так и продолжают носить их».
Не стоит забывать и о встречном движении: в условиях пандемии многие крупные бренды и целые конгломераты бросают все свои силы на производство медицинских масок. Burberry, Dior, Christian Siriano, Chanel и многие другие марки уже начали пошив масок и халатов, которые будут безвозмездно передавать в больницы — врачам, которым не хватает сейчас средств защиты. В России некоторые бренды также не отстают — Laroom, например, начали шить маски и бесплатно раздавать их всем желающим, а Виктория Андреянова запустила производство многоразовых хлопковых масок, которые будут переданы в дома престарелых. Правда, ставить свой логотип на эту продукцию (несмотря на гуляющие по интернету фейки) марки не стремятся: сейчас не время думать о подобном продвижении бренда.
Не исключено, что в будущем — когда пандемия закончится, а привычка носить маску останется во всем мире — еще больше брендов представят в своих коллекциях этот практичный аксессуар. А пока что это остается фантазией о возможном будущем, которое с каждым днем становится все ближе.
![](/upload/15563/325b94cc06b27363b779807091094a0c.jpg)
![](/upload/15563/9a8432e9ebb7e45cdbddeb05313b83f5.jpg)
BatNorton