Будь или не будь
Уже сделали расклад Таро? Или составили карту желаний? А может, гадали в Рождество? Мы, например, к таким радикальным методам программирования будущего пока не готовы, поэтому в первый рабочий день нового года решили просто сверить часы и выступить в жанре prediction — предсказать, что нам принесет 2024-й, подглядев за мировыми тенденциями и здравым смыслом.
Нажмите на предсказание, чтобы узнать подробности
Точно грядет глобальная перестройка процессов в модном онлайн-ретейле. Farfetch чуть не обанкротились и в итоге продались южнокорейскому e-commerce-гиганту Coupang. Matchesfashion теперь принадлежат Frasers Group. Richemont ломает голову над тем, как развивать Yoox Net-a-Porter и собирается строить новый люксовый e-commerce. Очевидно, ставка исключительно на продающую рекламу, которую сделали в последние годы все онлайн-платформы, чтобы оседлать пандемийный бум интернет-торговли, не сработала. Самый яркий пример — Farfetch, который из узнаваемой платформы с яркой маркетинговой стратегией, славящейся кураторской селекцией, превратился в бесконечный каталог товаров разношерстных брендов с довольно размытой ДНК. Последний яркий рекламный кейс, кампания с Ким Кэтролл, был у Farfetch аж в марте 2023-го (что очень давно по меркам онлайн-бизнеса), а до этого ровно за год — с Маршей Кросс из «Отчаянных домохозяек». И как показывает пример Farfetch, когда страдает бренд-маркетинг, страдает и бизнес в целом. В то же время крупные универмаги, которым предрекали смерть после падения Barneys в 2020-м, не то что восстановились после пандемии, а живее всех живых. Классические инструменты вроде отточенного клиентского сервиса, ярких инсталляций, как у Bon Marché, или коллабораций и зрелищных витрин, как у абсолютных лидеров рождественского сезона Saks Fifth Avenue и Dior, помогают им генерировать вирусные инфоповоды, не теряя свой визуальный код и стабильные продажи.
Так что, похоже, правы были BoF, когда в отчете The State of Fashion 2024 предсказывали глобальный переход от performance-маркетинга (сосредоточенного непосредственно на продажах) к бренд-маркетингу (с фокусом на позиционирование бренда). Добавим к этому тренд на большее внимание к люксовым клиентам, построение уникального shopping experience, усталость пользователей от изобилия товаров, и сразу станет понятна тяга к нишевым онлайн-платформам, которые отличаются кураторским выбором и качественными продуктами (Ssense, APOC, Cult Beauty и другие). Так что в ближайшее время нас точно ждет возвращение бутикового подхода в e-commerce. Надеемся, в первую очередь это отразится на отношении к покупателям и вдумчивой работе с брендами, а не на ценах.
Бутиковый подход вернется в e-commerce
Александр Перепелкин, редакционный директор The Blueprint
Вообще, ложь, что на бытовом, что на политическом уровне, чаще всего опирается на нашу невнимательность и забывчивость. Поди вспомни 15 лет или три тысячи сообщений спустя, обещали тебе рост экономики или рост курса доллара, бросить курить или бросить тебя? Интернет, казалось бы, помнит все — да вот беда, мы не успеваем запоминать все, что нужно проверить. Так что думается, очень скоро нейросети научатся фактчекать окружающую жизнь за нас и в режиме реального времени. Любая политическая пресс-конференция будет транслироваться в интернете с бесстрастными комментариями ИИ: «Противоречит заявлениям, сделанным на прошлой неделе», «Противоречит обещаниям на прошлых выборах», «Противоречит конституции», «Противоречит здравому смыслу». К слову, с помощью специальных ботов такому же анализу можно будет подвергнуть и переписку в мессенджерах или, например, на сайтах знакомств. Разве не здорово, когда все красные флажки за вас расставит неуязвимый GPT? Конечно, велик риск, что именно до нас с вами такие технологии доберутся с опозданием, а потом будут от греха подальше запрещены. Но рано или поздно истина восторжествует. Обрадуемся ли мы этому — другой вопрос.
Врать станет сложнее
Алексей Исаков, старший редактор
В 2024 году наберут обороты эксперименты с цифровой фотографией, а естественность сойдет на нет. Любители отфотошопленных картинок, популярность которых выросла одновременно с появлением тренда на двухтысячные, в моде окончательно воспрянут. Последние обложки и истории, например, американского и британского Vogue авторства Энни Лейбовиц и Тима Уолкера соврать не дадут — во главе угла вновь хорошая работа ретушера и вылизанный фон. Недавняя работа Стивена Майзела для Swarovski — не менее убедительное доказательство. Российская индустрия тоже в стороне не останется: пока Ольга Карпуть выкладывает картинки, сделанные Ольгой Тупоноговой-Волковой, Данил Головкин ностальгически публикует картинки из SNC. Таким образом, в новом году нас ждет возвращение профессионалов, не просто нашедших свой стиль в фотографии, а технически вооруженных — буквально до зубов.
Глобальной отмены российских брендов на фоне внешнеполитического кризиса так и не произошло. Вещи наших дизайнеров регулярно носят западные звезды: рэп-исполнительница Тинаше снимается в сшитом из футера костюме Red September, Эльза Хоск позирует с мини-сумками 12 Storeez и в таком виде попадает на главную страницу сайта Vogue France, Кортни Кардашьян наслаждается беременностью в серебристом костюме с макси-юбкой Sorelle. Считать звездные выходы в брендах из категории «для красной дорожки» Rasario, Atelier Biser, Ulyana Sergeenko и Yanina Couture даже пытаться не будем — собьемся.
Да, у многих приостановились переговоры с крупными универмагами и сорвались партнерства с онлайн-ретейлерами вроде Farfetch, но, во-первых, где теперь эти ретейлеры (см. предсказание выше), а во-вторых, все быстро переориентировались на другие рынки. Да, у 12 Storeez отложилось на неопределенный срок открытие бутика в Лондоне, которое все давно ждали, но зато произошел мощный старт в Дубае. Дубай вообще превратился для российских брендов в своего рода тренировочный городок перед стартом международных продаж. Belle You, Limé, Poison Drop, Valentin Yudashkin — бренды разных ДНК и ценового сегмента открывают здесь магазины, а значит, и обзаводятся складами за рубежом, планируя, что через них же будут в перспективе работать на мир.
Принимая во внимание недавнее назначение Гоши Рубчинского на пост главы дизайн-отдела Yeezy, предсказываем (зажмурившись), что российская мода в ближайшие пару лет прочнее закрепится на мировой карте и даже, вполне может быть, вернется в официальное расписание главных модных недель.
Наступит ренессанс фотошопа
Российские бренды укрепят позиции на мировом уровне
Игорь Андреев, креативный директор
Настя Сотник, старший редактор отдела «Мода»
О том, что лифтинг молодеет, косметологи и пластические хирурги нам твердят по меньшей мере года три — но я уже и сама наблюдаю, как 30-летние повально записываются на SMAS-лифтинг, а 40- и 50-летние все чаще решаются лечь под нож и сделать полноценную круговую подтяжку. В новом году лифтинг не просто помолодеет еще сильнее, а станет более радикальным — и главной причиной будет, конечно, «Оземпик». Одна из неприятных побочек быстрого похудения на этом препарате — не менее быстрая потеря мышечной массы, из-за чего кожа обвисает и за несколько месяцев визуально стареет на несколько лет (это явление уже успели окрестить ozempic face). Хирурги жалуются, что после «Оземпика» кожа заметно теряет эластичность и становится похожей на тесто, а значит, придется придумывать новые технологии подтяжек и новые методы наложения швов, чтобы ничего не расползалось. Популярность лифтинга будет обусловлена еще и тем, что всем надоели «надутые» филлерами лица. Инъекции, конечно, останутся, но в минимальном количестве для естественного эффекта, а в целом нужно будет искать другие способы «подтянуться» и «омолодиться».
Лифтинг помолодеет
Анастасия Сперанская, директор отдела «Красота»
Можно без всякого преувеличения сказать, что никто так не влияет на тренды в цифровом пространстве, как его самые активные юзеры — поколение Z. И это касается не только молодых соцсетей вроде TikTok и BeReal, но и тех, которым лет больше, чем некоторым зумерам. Пока демография Facebook продолжает стареть, а Twitter (ныне Х), распадается на глазах, в старом добром LinkedIn зумеры, кажется, нашли то, что так давно искали: позитив, поддержку, открытость, дружелюбное сообщество и никаких анонимных троллей и хейта. Результат налицо: в 2023 году GenZ стали самой быстрорастущей демографической группой в LinkedIn, а количество публикуемого контента на площадке увеличилось на 40%. Очевидно, что LinkedIn уже на этапе трансформации из исключительно профессиональной платформы для нетворкинга и вакансий в полноценную социальную сеть с блогами и микроинфлюенсерами. Чем еще может быть привлекателен LinkedIn? Оказывается, дейтингом — у LinkedIn есть все шансы стать идеальной альтернативной платформой для знакомств. Первыми о скрытом потенциале и плюсах LinkedIn заговорили, конечно же, блогеры в TikTok. Только представьте: фильтр по образованию, сфере деятельности, должности и даже зарплате. Так что если вам надоели ужасы и разочарования современных дейтинг-приложений, то самое время обновить свою анкету в LinkedIn.
LinkedIn станет новой площадкой для знакомств
Есть ощущение, что в 2023 году отказываться от своих принципов стало гораздо удобнее. Под шумок можно вообще многое, а уж взять назад пару-тройку слов, пускай даже и громких — как нечего делать. В моде, например, снова господствуют натуральный мех (ну ладно, прикрытый фиговым листочком в виде винтажа) и экстремальная худоба, от которых индустрия яростно открещивалась последние несколько лет. А курс на политические заявления, лихо взятый брендами во время первой предвыборной кампании Трампа, уже почти не просматривается. В поп-культуре — ситуация схожая: здесь, как мы помним, помиловали Эзру Миллера и Трэвиса Скотта.
Спрашивается, что это, как не благодатная почва для возвращения Канье, сидящего и творящего ровно на этих двух стульях? Вон Twitter, он же X, уже восстановил аккаунт рэпера после 8-месячной блокировки за антисемитские посты (и это соцсеть еще не дождалась его слезных извинений на иврите). Да и самим Йе соломка постелена что надо. Он вот-вот дропнет новый альбом, который, как говорят, стилистически похож на его лучшие пластинки (дебютную The College Dropout и The Life of Pablo, чей выпуск совпал с расцветом модной деятельности рэпера), а значит, заставит всех ностальгировать по старому доброму Канье. В моду щупальца тоже по-новой запущены: носки и колготки, в которых рэпер разгуливает на пару с Бьянкой Цензори, не обсуждает только ленивый. Стиль артиста вовсю восславляет и его дочь, подрастающая звезда соцсетей Норт Уэст. Вместе с синдромом бога 10-летней девочке по наследству от отца достались и некоторые вещи вроде куртки Balmain с Met Gala 2016 — Норт переодевается в них для семейных фотосессий и всех умиляет. Что касается возвращения в большую моду, здесь Йе придется пободаться со взыскательными критиками, в пух и прах уничтожившими его последние так называемые подиумные шоу. И здесь рэперу готов прийти на помощь Гоша Рубчинский, еще одна опальная звезда, готовая к новому восхождению.
Канье прекратят отменять и снова начнут копировать
Тамро Кобахидзе, редактор SMM-отдела
Алена Важенина, редактор отдела «Мода»