Замки на песке
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Мегаполис в пустыне с горнолыжным курортом и зеркальным небоскребом длиной 170 км — в Саудовской Аравии словами «слишком» и «невозможно» стараются не оперировать. Однако через сколько лет 500 миллиардов долларов превратятся в город-сад под названием Неом, пока не берутся сказать даже оптимисты. О масштабных амбициях, непредвиденных трудностях и ожидаемых скандалах вокруг строительства рассказывает редактор Interior+Design Маргарита Косолапова.
В 2017 году Саудовская Аравия впервые рассказала о проекте строительства нового бизнес-хаба в пустыне. Неом — часть глобального плана Саудовской Аравии Vision 2030, который должен превратить страну в глобальный бизнес-хаб на перекрестке Европы, Азии и Африки. Город займет площадь в 26 500 квадратных километров на северо-западе Саудовской Аравии, на границе с Иорданией, и будет отделен лишь узким проливом от Египта. Он призван действовать как независимая территория с особым режимом управления и новая точка притяжения на мировой карте, которая позволить диверсифицировать экономику страны, смещая фокус с торговли нефтью в пользу культуры и туризма.
На строительство города Саудовская Аравия выделила 500 миллиардов долларов из суверенного фонда, которые будут направлены на развитие девяти ключевых секторов: энергетики, водоснабжения, транспорта, биотехнологий, питания, цифровых систем, производства, медиа и развлечений. Город как инновационный проект цифровой эпохи обещают адаптировать не только для людей, но и для роботов. Прецедент уже есть: жителями могут стать такие умные машины, как робот София, получившая статус гражданина Саудовской Аравии в 2017 году.
Мегаполис будет состоять из 10 секторов-регионов, или, точнее, отдельных городов в рамках одного мегапроекта. В настоящий момент известны подробности лишь о пяти из них. Это Оксагон — портовый район в форме восьмиугольника, который построят на Красном море, на самом юге Неома. Он задуман как «крупнейшая в мире плавучая конструкция». На севере расположится Трожена — горнолыжный курорт в горах Сарават. Он займет территорию в 60 квадратных километров, кататься на лыжах там можно будет круглогодично. В Трожене уже планируют провести зимние Азиатские игры 2029 года. Синдала — курорт на Красном море, где построят роскошные отели и яхтенные причалы. А еще 12 отдельных курортов вдоль 120-километровой береговой линии залива Акаба объединят в район Магна. Самыми заметными достопримечательностями этого города-пляжа обещают стать футуристические башни Epicon и уходящая вглубь скалы перевернутая башня Aquellum.
Тонкая бетонная линия
Пятый и самый заметный из объявленных проектов — The Line. В июле 2022 года градостроители Неома опубликовали видео с рендерами зеркального небоскреба, в который предполагают заселить 9 миллионов жителей (пока самым крупным населенным зданием в мире предположительно остается жилой комплекс в Ханчжу с 20–30 тысячами жителей). Неудивительно, что и размеры задуманного здания впечатляют: 500 метров в высоту, 200 метров в ширину и 170 километров вглубь пустыни от побережья. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман аль-Сауд заявил, что этот проект «бросит вызов традиционным плоским, горизонтальным городам».
Согласно замыслу авторов, план линейного города позволит перемещаться от одного его конца к другому всего за 20 минут. Организованные как конструктор внутренние пространства предполагают спланировать так, чтобы вся необходимая каждому жителю инфраструктура находилась в 5-минутной доступности. Городской транспорт — скоростной поезд — уберут под землю, а пространство между двумя параллельными линиями небоскреба займут общественные зеленые зоны с растениями и деревьями. Все это по замыслу саудовских властей должно стать экологичной альтернативой современному градостроительству. Площадь мегаполиса составит всего 34 квадратных километра — это почти в 70 раз меньше, чем, например, у Москвы. Такая компактность потенциально предполагает значительно меньший экологический ущерб и количество выбросов в окружающую среду. Согласно проекту здание будет разделено на 140 модулей длиной 800 метров, а проживать в каждом модуле будет по 80 тысяч человек. Обещают и искусственный каньон, который позволит опустить температуру окружающей среды и создать внутри города настоящий оазис.
Беда в том, что на одно только строительство здания потребуется исполинское количество ресурсов. Эксперты подсчитали, что возведение The Line приведет к выбросам более 1,8 миллиарда тонн углекислого газа. Это больше, чем выбросы всей России за год, или эквивалентно выбросам всей Франции за четыре года. Окупят ли такой «кредит» у природы преимущества будущей жизни в городе — большой вопрос.
Сомнения вызывает и интеграция настолько масштабного объекта в ландшафт. Зеркальное сооружение может быть опасно для мигрирующих птиц и других живых существ, которые не смогут обойти столь гигантскую преграду на своем пути. Создатели проекта не рассказывают, как они планируют работать с этой проблемой. Есть и другие вопросы: насколько комфортно жить в таком несоразмерном человеку пространстве? Какой эффект высокое, но узкое здание окажет на комфорт и психологическое здоровье? Какие пространства действительно будут открытыми и общественными, а какие окажутся недоступными для большинства? Не приведет ли отсутствие продуманной стратегии управления к созданию социального неравенства в условиях единого здания-города?
Впрочем, об этих проблемах думать строителям пока рановато. По последним оценкам, к 2030 году в The Line будут жить менее 300 тысяч человек — это в пять раз меньше, чем было заявлено на старте проекта. Работы на месте уже начались, первые съемки с места строительства были опубликованы в 2022-м, однако к 2030-му завершить удастся, вероятно, лишь пару-тройку километров из 170.
The Line
История утопии
The Line, пусть и самый масштабный, но далеко не первый подобный проект в истории. Самой очевидной ассоциацией могут быть горизонтальные небоскребы Лисицкого, стеклянные здания-платформы на высоких опорах, придуманные им в 1920-х. The Line — не столько по форме, сколько идейно — можно также считать продолжением экспериментов по строительству домов-коммун начала XX века, экспериментальных построек Ле Корбюзье или жилых ячеек нового типа в СССР, как дом Наркомфина. Отчасти проект Лисицкого воплотился в здании Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР в Тбилиси, здании с несколькими горизонтальными платформами, завершенном в 1975 году, а представление о том, как в реальном мире выглядят горизонтальные автономные здания-кварталы, могут дать километровый жилой комплекс Corviale в Риме или, например, дом атомщиков на Тульской, известный больше как дом-корабль. Человеку такие объекты кажутся несоразмерно огромными, гнетущими, и не случайно сейчас актуальными выглядят проекты горизонтального развития городов, где этажность ограничена, а масштаб кажется понятным и безопасным. Сложно представить, как будут ощущать себя жители дома, который вытянется не на один, а на 170 километров в длину.
Концепцию линейного города также разрабатывал испанский градостроитель Артуро Сориа-и-Мата еще в 1882 году, а архитекторы Питер Айзенман и Майкл Грейвс в 1965-м предложили проект линейного города для Нью-Джерси. В 1969 году итальянское бюро Superstudio представило проект своего «Непрерывного монумента», протянувшегося сквозь горы, поля и пустыни. Из настоящего его сходство с будущим The Line кажется поразительным. Однако «Непрерывный монумент» был задуман не как умный город, а как критическое предостережение от опасностей экстенсивной урбанизации.
Утопические проекты полезны — они позволяют представить разные сценарии будущего, дают возможность развернуть смелые идеи и воплотить лучшие из них в реальность. Способность мечтать — очень важное человеческое свойство. Но будет ли проект воплощен полностью или останется амбициозной идеей?
Концепция линейного города Артуро Сориа и Мата, 1882
Проект Линейного города для Нью-Джерси, Питер Айзенман и Майкл Грейвс, 1965
Жилой комплекс Corviale в Риме
Дом без строителя
Редкий случай, когда стройка любит тишину. Настолько,
что представители архитектурных бюро, предположительно работающих над проектом Неома, старательно обходят вопросы о нем стороной. В фильме, снятом о будущем мегаполисе телеканалом Discovery в 2023-м, участовали представители шести глобальных студий — Morphosis, Cook Haffner Architecture Platform, Pei Cobb Freed & Partners, HOK, LAVA и OMA. Однако с тех пор список менялся — и не в последнюю очередь из-за скандалов, связанных с нарушением прав человека в регионе. Так, в OMA позже заявили, что больше не работают над проектом.
Долгое время считалось, что за концепцией The Line стоит американское архитектурное бюро Morphosis. Тем не менее в официальном заявлении, опубликованном в ноябре 2024 года, студия не значится среди бюро, развивающих первую фазу строительства небоскреба. Вместо нее в релизе указаны австрийское бюро Delugan Meissl Associated Architects (DMAA) и студия Gensler.
Среди других больших имен стоит назвать в первую очередь Zaha Hadid Architects, бюро LAVA и студию BIG. Датская студия BIG во главе с Бьярке Ингельсом занимается проектированием города-порта Oxagon. Объявление об участии бюро в проекте было сделано в рамках Венецианской архитектурной биеннале в мае 2023 года, однако сам Ингельс воздерживается от комментариев. LAVA в рамках Неома занимается разработкой двух крупных проектов: мастер-плана горнолыжного курорта Трожена и «небоскреба наоборот», 100-метровой башни Aquellum, которую планируют построить внутри скалы. Zaha Hadid Architects также участвует в разработке Трожены. В 2023-м студия показала проект небоскреба Discovery Tower, по форме напоминающего ледяные кристаллы.
В ноябре 2024 года стало известно, что проект покинул CEO Надхми аль-Наср, возглавлявший его с 2018 года. Его неожиданный уход с поста связывают с экономическими проблемами, с которыми сталкивается проект. Аль-Наср в прошлом успешно работал над несколькими проектами в регионе, включая объекты для саудовской нефтяной компании Aramco, но Неом, безусловно, был гораздо более сложной задачей. Сотрудники Неома описывают стиль управления бывшего CEO как агрессивный, а The Wall Street Journal утверждает, что он, по его собственным словам, «гонял всех, как рабов». А тема рабства и без того слишком острая для Неома.
Oxagon
Aquellum
Цели и средства
Телеканал ITV выпустил фильм, в котором утверждает, что с начала реализации проектов в рамках инициативы Saudi Vision 2030 в стране было зафиксировано около 21 тысячи смертей среди мигрантов, приехавших в поисках работы. В 2024 году ALQST, независимая организация, занимающаяся мониторингом соблюдения прав человека в Саудовской Аравии, заявила о первой смерти рабочего-мигранта, инженера из Пакистана, на строительной площадке Неома, чья гибель не была расследована в должной мере. В сентябре этого года газета The Wall Street Journal также писала о смерти трех рабочих на стройке, при этом один из топ-менеджеров проекта, Уэйн Борг, в телефонном разговоре допускал недвусмысленно расистские высказывания. По словам сотрудников, один рабочий погиб из-за падения трубы, на другого рухнула стена, а третий скончался в результате неправильного обращения с взрывчаткой. Неом продолжает заявлять, что безопасность рабочих — главный приоритет, а все несчастные случаи тщательно расследуются, но факты демонстрируют обратное. Тем не менее после публикации материала Уэйн и другой топ-менеджер, Антони Вивес, замешанный в коррупционном скандале в Испании, были вынуждены покинуть проект.
Кроме того, строительство Неома также может быть связано с насильственной депортацией около 20 тысяч человек, исторически проживающих на этой территории. В 2022 году ALQST также заявляла о казни трех человек, перемещенных с территории Неома. В официальном ответе на запрос со стороны ООН Саудовская Аравия отрицала, что инцидент имел место. Властям королевства, однако, мало кто верит, ведь в рейтинге свободы, который ежегодно публикует организация Freedom House, Саудовская Аравия получила лишь 8 из 100 баллов, что ставит ее на одну из худших позиций в мире. В целом за 2024 год на 6 декабря было вынесено 306 смертных приговоров — это самый высокий показатель за всю историю Саудовской Аравии. Amnesty International призвала всех, кто сотрудничает с Неомом, оценить последствия работы над проектом, а медиа продолжают активно задавать вопрос, не стоит ли бюро с мировым именем прекратить сотрудничество с ним прямо сейчас. Перевесят ли моральные соображения желание поработать над проектом такого масштаба и оставить след в истории архитектуры, покажет время. Если, конечно, раньше не закончатся средства. Власти страны уже признают, что от части первоначальных проектов придется отказаться. Только на строительство The Line может уйти 2 триллиона долларов, учитывая, что изначально на весь проект планировали потратить 500 миллиардов, а суверенный фонд располагает активами, которые суммарно оценивают в 1 триллион. Продажа нефти составляет половину бюджета Саудовской Аравии, а текущие цены на мировом рынке не обещают экономического роста: показатель в 72 доллара за баррель значительно ниже 96 долларов за баррель, которые, по оценкам Международного валютного фонда, необходимы Саудовской Аравии для балансировки бюджета. Не исключено, что самый компактный мегаполис и самый большой дом в мире в итоге превратятся в памятники амбициям своих создателей.