От Хохломы до Таватуя
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM прошла в Москве в третий раз и, переехав из Гостиного Двора в «Крокус Экспо», заняла в нем четыре больших павильона, один из которых полностью освоили российские бренды и предметные дизайнеры. Причем не только в виде сольных стендов, но и в формате коллабораций — друг с другом, с архитектурными бюро и с художниками. Ольга Сорокина выбрала шесть самых интересных союзов.
Zahodi & Megabudka
Еще совсем молодой мебельный бренд Zahodi вдохновляется эстетикой русского авангарда и с самого начала делает акцент на коллаборациях с отечественными дизайнерами и архитекторами. В этом году они привлекли к сотрудничеству представителей бюро Megabudka, которое без ложной скромности заявляет о себе, что с 2014 года развивает новый русский стиль в архитектуре (их самый известный проект — комплекс гостеприимства «Кудыкина гора» в Липецкой области). Архитекторы Кирилл Губернаторов и Мария Вертинская придумали для коллаборации с Zahodi деревянный модульный стеллаж Bricks: в нем угадываются черты вездесущей советской стенки, но есть и отсылки к модному сейчас брутализму с его характерными выступающими объемами. Получившийся объект создатели называют «машина для жизни» — и это опять аллюзия, но уже на постройки конструктивистов, подхвативших идеи Ле Корбюзье, называвшего дом «машиной для жилья». «Bricks — это внешне монолитный скульптурный объем, который решает все повседневные потребности человека, — говорит Мария Вертинская. — В зависимости от набора модулей он может одновременно служить рабочим местом, баром, диджейской стойкой. В нем помимо очевидных ящиков есть место для звуковой системы, кашпо для растений и даже блоки, где можно обустроить лежанку для питомца».
Yaratam & Atris
Мебельный бренд Yaratam, основанный архитектором Петром Сафиуллиным, родом из Казани, а специализирующийся на светильниках Atris — дело рук екатеринбуржца Дмитрия Литца. У того и другого четко выраженный стиль: Петр обыгрывает локальную идентичность и дает предметам татарские названия, а Дмитрий переосмысляет конструктивистскую эстетику. Точку пересечения искали на географической карте. «Мы долго обсуждали материалы, форму и общую эстетику, и в тот момент, когда уже казалось, что ничего не запустим, Петр решительно предложил сделать первые модели к выставке ARTDOM, — говорит Дмитрий. — И вот через полтора месяца они тут». Коллекции, в которую вошли подвесной светильник, бра и торшер (у всех главный элемент стальной диск с лампочкой в центре), дали имя «Таватуй». «Мы искали идею и образ, которые могли бы объединить наши два города, — продолжает Дмитрий. — Стальной блеск диска напомнил нам поверхность лесного озера на солнце. И мы вспомнили об озере в Свердловской области с тюркским названием Таватуй». К слову, «туй» переводится как «пир», а на стенде Yaratam светильник был подвешен как раз над обеденным столом.
Shirokov & Наташа Обухова
Творческая коллаборация художницы Наташи Обуховой, которая помимо занятий наивной живописью стилизует съемки, оформляет витрины и работает декоратором, и нового российского бренда фарфора, запущенного «Домом фарфора», уже стала хитом соцсетей. Инсталляция представляла собой мультяшную фабрику по производству посуды и была собрана из инсталляций, которые Наташа Обухова делала для магазинов «Дом фарфора» в Петербурге на Невском проспекте и в Москве на Неглинной. Витрины для, пожалуй, самого знаменитого российского ретейлера фарфора и хрусталя Наташа начала оформлять еще пять лет назад, но на ARTDOM’е мы увидели и плоды нового этапа этого сотрудничества: два сервиза «Цирк» и Memphis с рисунками по эскизам Наташи. Любовь художницы к ярким цветам и наивной манере изображения считывается в обоих, но Memphis — это еще и отсылка к творчеству великого итальянского дизайнера Этторе Соттсасса, основателя группы «Мемфис», объединившей постмодернистов и бунтарей. Наташа, впрочем, вдохновлялась не его культовыми объектами, а попавшимся ей на глаза планом парковки, который он разработал, но неизвестно, воплотил ли в реальности. Вот что она говорит: «План был так красив, что стал вдохновением для создания коллекции. Я перерисовала по-своему несколько элементов, а остальные придумала в той же стилистике. Рисунки на тарелках разные, так что можно выбирать любимую на каждый день».



«Хохлома» &
Алена Ахмадуллина
Хохлома теперь не только народный промысел, а новый российский бренд, выпускающий все, от одежды и украшений до мебели и посуды. Его двухэтажный бутик открыли в ГУМе в конце прошлого года. На ARTDOM’е «Хохлома» тоже выступила с размахом. Просторный стенд напоминал русскую избу: массивные распашные двери-ворота, щедро сервированный стол и имитация печи, на которую намекали характерные ниши — печурки. В экспозиции можно было увидеть не только привычные деревянные расписные туески да ложки, а также корпусную мебель с резными фасадами, диваны, ковры и фарфор в современной стилистике, комбинирующей традиционные узоры и совершенно новые элементы росписи. Обновлением имиджа одного из старейших предприятий занимается модельер Алена Ахмадуллина. Она разделила «кудрину», базовый элемент хохломской росписи, на фрагменты и перенесла их не только на блюда и чашки, но и придала форму характерных завитков дивану, банкетке и спинкам стульев. От себя в фирменную гамму из золота, черного и красного Алена добавила белый цвет.



Tkano & UNIKA møblar
Компания Tkano основана в 2017-м и специализируется на домашнем текстиле, а UNIKA møblar на два года старше, выпускает мебель в скандинавском стиле и пропагандирует устойчивое развитие (например, часть прибыли с продаж направляет на посадку саженцев). Идеи устойчивости и осознанности поддерживает и их коллаборация. Дизайнер и креативный директор мебельной марки Сергей Гравчиков стал автором эскизов для комплекта постельного белья Meditation. Название отражает и ритуал отхода ко сну, который можно сравнить с медитацией, и саму технику методичного нанесения на ткань ритмично повторяющихся точек, что тоже, конечно, способно ввести в состояние расслабленной сосредоточенности. «Нам хотелось создать что-то сдержанное, спокойное, без ярких элементов, но в то же время с глубоким смыслом», — объясняет Сергей. Комплект — две наволочки и пододеяльник — из хлопкового сатина будет продаваться в шоурумах UNIKA møblar и на сайте Tkano.
Coma & Екатерина Бегичева
Вообще-то интерьерные дизайнеры всегда держат в секрете своих подрядчиков, потому что найти хороших и надежных производителей непросто. Но Екатерина Бегичева, регулярно попадающая в списки лучших дизайнеров по версии профильных СМИ, и фирма Coma by drakewood, которая по ее эскизам производит мебель для проектов, решили показать результат своего многолетнего сотрудничества. Капсульная коллекция Pieces.by.Begicheva — это немного переработанные для серийного производства штучные предметы, которые Екатерина придумала, а Coma сделали: зеркала, кресла, шкафы и журнальные столики с легким намеком на конструктивистскую и авангардную эстетику. «В переводе с английского pieces — это детали, кусочки чего-то общего, — говорит Екатерина. — Предмет становится собой, оказываясь частью интерьера. Наши “кусочки” встраиваются в дизайн, словно части универсального пазла».