Новые миры
Осенью 2022-го в России запустился необычный бренд «Как солнце»: в рамках проекта придумать свечи — не только дизайн упаковки, но и сами ароматы — предлагалось современным художникам. Первый дроп сделала Марго Трушина. А спустя пять месяцев пришло время второго запуска: его отдали на откуп художнице Анне Андржиевской. Вот что из этого получилось.
изобретает анна
Синий космос, где вперемежку с планетами, спутниками, звездами и модными сумками кружат пчелы — не то в будничном цейтноте, не то в пятничном угаре. Заросли невиданных растений и грибов, где по неведомому стечению обстоятельств оказались рыбы, змеи и даже панды. Цветы, птицы, насекомые и часы, потонувшие в розовой тягучей жвачке. Сделать анпакинг новых свечей «Как солнце» быстро не получится: упаковку, разрисованную художницей Анной Андржиевской, хочется разглядывать и разглядывать. А когда все же доберетесь до содержимого, то найдете свечи в стеклянных колбах с ярким, контрастным стаканчику воском.
«Мне интересно создавать миры, и в этот раз я поступила так же, — рассказывает The Blueprint Анна. — То есть я сначала придумала концепцию, а она уже подсказала, какой именно должен быть цвет у воска и стаканчиков. И как свечи должны пахнуть».
Последние годы Анна — родом из Петербурга, сейчас живет в Барселоне — создает свои миры в составе группы «Север-7». Вместе с ними она стала победительницей премии Present Continuous 2018 фонда V–A–C (совместно с музеем M HKA Antwerp). Также Андржиевская — обладательница Специального приза французского института, который ей вручили в 2021 году на церемонии Премии в области современного искусства имени Сергея Курехина. Работы художницы были представлены на III Московской международной биеннале молодого искусства и MANIFESTA 10 и находятся в коллекциях музеев современного искусства в Антверпене, Санкт-Петербурге и Перми, а также в Музее политической истории России Street Art Museum (Санкт-Петербург) и в частных собраниях.
Тандем создательницы бренда «Как солнце» Марии Говорун и Анны сложился быстро. «Я посмотрела Анины работы, они мне очень понравились — совершенно необычный фантастический мир. Я ей позвонила, рассказала вкратце про идею, скинула наверняка какие-нибудь презентации — уже точно не помню. Аня ответила: „Я подумаю, перезвоню“. А спустя минуту сказала: „Что я буду думать, я согласна“. И это было так круто, такой большой кредит доверия, за что я Ане очень благодарна», — рассказывает Мария. В разговоре Говорун несколько раз подчеркивает, что это не ее коллаборация с художником — она здесь отвечает лишь за техническую часть. Все, что касается творчества, было на Андржиевской, которой была предоставлена полная свобода — брифы поступали от нее, а никак не наоборот.
Художница и парфюмеры работали дистанционно: Бен Восс и Пьер Дерло получили от Анны подробное описание концепций — даже с указанием нот, а также иллюстрации, после чего начали составлять композиции. По три на каждый из придуманных Анной миров. Чуть меньше месяца спустя Андржиевская получила образцы ароматов.
«Аня совершенно уникальный художник, она изначально дала очень подробное описание каждой концепции, — рассказывает Мария Говорун. — Ее текст мы практически не меняли. Как обычно пишутся пресс-релизы: мы заказываем его журналисту, чтобы тот выразил все мысли художника хорошим русским языком. Но Аня так классно все описала, что необходимость отпала — зачем придумывать то, что мы все равно не скажем лучше самого художника».
Автостопом по галактике
Ну что, отправляемся в путешествие по новым мирам? Первая остановка — свеча «Космические пчелы».
«Мне очень интересны пчелы. С одной стороны, они очень важная часть экосистемы. Если их не будет, некому будет опылять растения, и мир, каким мы его знаем, исчезнет. С другой — это насекомые с большим интеллектом, у них очень крепкое содружество. Так у меня появилась фантазия, что пчелы — это одна из форм жизни, которая в будущем получит господство, — рассказывает Андржиевская. — А для любой цивилизации прорыв — это полет в космос. И я представила, что будет, если пчелы его освоят. Им наверняка нужен будет какой-то скафандр. И какое-то топливо. А еще я думала о том, что пчелы приятно пахнут — медом, прополисом». Так, в мире, где «каждый может заправить свой космический корабль отличным топливом из смеси прополиса и бензина», теплый сладкий аромат смешается с чем-то холодным, техническим. Чтобы передать нужное ощущение, парфюмер Бен Восс положил на вершину пирамиды эвкалипт и лимон, сердце наполнил пряностями: корицей и гвоздикой, а базу сделал из пачулей, мха, ванили, сандалового дерева и бобов тонка. Контраст отличает и внешний облик свечи: яркий лимонный воск против черной колбы. И он же сразу напоминает о пчелах.
Двигаемся дальше и попадаем в оазис, примыкающий к гигантской магистрали, — именно о жизни, которая в нем кипит, рассказывает свеча «Газон у обочины».
«Часто у городских дорог есть такие зоны отчуждения, покрытые газоном. Это может быть огромная клумба, вокруг которой ездят автомобили и куда нет никаких пешеходных переходов, — рассказывает Анна. — Я представила, что там, куда обычно не ступает нога человека (разве что озеленителя), тоже есть какая-то микрожизнь, которая идет своим чередом. Она совсем близко к миру людей, и при этом совсем не пересекается с человеком». В этом мире трава прорастает сквозь дорожное покрытие, на глинистой пыли остаются отпечатки невиданных зверей, а в дымном горьком воздухе различаются запахи упрямых трав. Чтобы создать нужную атмосферу, парфюмеру Пьеру Дерло понадобился целый ботанический сад. Пирамида сложена из вороха листьев: плюща, черной смородины, горького апельсина и инжира, а также из томата, перечной мяты, гардении, жасмина, кедра и ветивера. Плюс щепотка мускуса — и готово!
Финальная точка — свеча «Эксперимент вышел из-под контроля», так что самое время замедлить скорость нашего межгалактического корабля. Тем более что концепция третьего мира Анны этому как нельзя способствует. «Я представила, что в альтернативной реальности появился дополнительный элемент — субстанция наподобие жвачки, которая все объединяет и связывает. Движения всех объектов в нем становятся медленными и тягучими, словно те во что-то влипли. Замедлилось даже время (часы в центре картины изображены неспроста) — секунды тянутся веками. Кажется, будто весь мир закружился в медленном медитативном танце».
«Самое забавное, что воск именно в этой парфюмерной композиции повел себя интересно — он действительно получился очень тягучий, он медленно плавится», — добавляет Мария Говорун. — То есть все в этой свече откликается задумке".
А аромат смешан из ингредиентов для смузи, который могли бы подать в вашем йога-центре после шавасаны: манго, клубника, ананас, малина. А еще ноты ландыша — то, что нужно в первый день весны.