T

ОСИНЛИГ: коллаборация ИКЕА и основателя Byredo Бена Горхэма

ИКЕА и основатель парфюмерного бренда Byredo Бен Горхэм выпустили коллаборацию ОСИНЛИГ. Работая над ней, авторы задались вопросом — чем пахнет дом? Редактор The Blueprint Настя Сотник зажгла все 13 свечей из коллекции и теперь не может решить, какая ей нравится больше всего.

Любите свечи, уважаете ИКЕА, но никогда не представляли себе сотрудничества ИКЕА и Бена Горхэма? Наверное, просто не решались о таком мечтать. В остальном все к этому шло. Точнее, к этому шел Горхэм — с тех пор как вернулся из Северной Америки в родной Стокгольм, окончил здесь художественную школу и здесь же основал в 2006-м собственный парфюмерный бренд Byredo. «Для меня, как и для любого человека, рожденного и росшего в Швеции, ИКЕА стала частью жизни. Компания так или иначе влияет на всех шведов — как минимум потому, что наши дома невозможно представить совсем без ИКЕА», — отвечает он на вопрос, почему ему было интересно сотрудничать с мебельным брендом. Вторая причина заинтересованности Бена — в том, чтобы вместе с ИКЕА попробовать, как он выражается, «демократизировать ароматы». Сделать качественный продукт доступным настолько большому количеству людей, насколько это возможно.

Конечно, сравнивать свечи, которые Горхэм обычно создает для Byredo, с теми, что он сделал вместе с ИКЕА, не совсем корректно. Как минимум потому, что невозможно одинаково оценивать продукты нишевого бренда и большой корпорации: у них разные возможности, философия и позиционирование. Но Бен настолько прочно ассоциируется с Byredo, что и не сделать этого невозможно: в конце концов, как и в Byredo, он лично работал над подбором ароматов ИКЕА, создавал запахи, ориентируясь на воспоминания, и вообще планирует вынести из этого опыта уроки, которые сможет применить в собственном бренде. «Для меня как для молодого предпринимателя, очень ценно поучаствовать в создании такого демократичного продукта. Не только чтобы поучиться чему-то, но и даже просто привнести такой продукт на рынок», — говорит он.

Итак, на рынок ИКЕА и Бен Горхэм выходят со свечами, которые стоят в разы дешевле тех, что обычно продают Byredo. Цена на свечи ИКЕА x Ben Gorham ранжируется от 349 до 1999 рублей (в зависимости от размера), но этот результат непросто дался основателю Byredo, свечи которого в среднем продаются за 5 тысяч рублей. Может показаться, что экономили на объеме, но это не совсем так: по весу самая дорогая свеча из коллаборации (2,56 кг) превосходит стандартную Byredo (240 г) в 10 раз, а те же 240 г здесь весит самая маленькая свеча, стоимость которой меньше популярной Byredo Bibliotheque почти в 10 раз. Правда, свеча ИКЕА сравнимых размеров будет гореть быстрее: ОСИНЛИГ сделаны из парафина и растительного воска — не самого дорогого сырья. В результате заявленное время горения у свечей ОСИНЛИГ сравнимого размера — примерно в три раза меньше.

Горхэм, кажется, полностью доволен результатом: «ИКЕА со своими возможностями в дизайне и производстве — одни из немногих, кто может разработать продукт высокого качества, при этом сохраняя доступную цену. Но, если честно, было сложно дойти до той стоимости продукта, которую мы изначально поставили своей целью. Мы хотели использовать очень хорошие исходные материалы. А еще — керамику, которая требует определенного уровня мастерства, ручной работы. И в работе над ароматами у нас был ограниченный бюджет на то, чтобы закупить исходные компоненты. Но это заставило нас более творчески подойти к процессу. Это был, с одной стороны, вызов, а с другой — отличное упражнение».


По запахам коллекцию разделили на три категории: свежие, цветочные и древесные. Все они состоят из двух нот. И это тоже характерное отличие от того, что Горхэм предлагает в Byredo, где композиции складываются из более сложных сочетаний, раскрывающихся на разных уровнях. В его коллекции для ИКЕА ароматы проще и понятнее.

Для любителей «свежих» ароматов Горхэм и ИКЕА предлагают сочетания чая и вербены, черной смородины и фрезии, граната и амбры, базилика и мяты, инжира и кипариса. Для тех, кому больше нравятся «цветочные», — комбинации цветов персика и бамбука, сирени и амбры, розы и малины, цветов яблони и хлопчатника. Для ценителей дерева — пары из шведской березы и можжевельника, дров и специй, сандала и ванили, табака и меда. В каждой из категорий у создателей есть особенные фавориты. Их, в отличие от остальных, предлагают сразу в трех размерах, чтобы цена точно не остановила никого от того, чтобы их попробовать. Это инжир и кипарис, цветы яблони и хлопчатника, а также табак и мед.

Возникает вопрос, как пользоваться всеми этими ароматами — ставить свечи отдельно в каждом пространстве или сочетать их между собой? А если сочетать, то сколько и есть ли какой-то предел? Бен Горхэм говорит, что точных ответов тут нет и не может быть. «Это как если бы в ИКЕА ограничивали вас в выборе конкретных предметов или говорили, что к чему подходит, а что нет», — отшучивается он. А если говорить серьезно, то перед Беном, руководителем креативной группы Джеймсом Фатчером и дизайнером Ииной Вуоривиртой, стояла задача составить ароматы так, чтобы они, во-первых, могли существовать как вместе, в разных комбинациях, так и по отдельности и подходили для любого дома. Бен признается, что командная работа стала еще одним непростым вызовом. «Это сильно отличается от того, как я работаю в Byredo, где я все еще босс и последнее решение всегда за мной», — делится он впечатлениями.


Работа началась с размышлений о том, чем вообще пахнет дом. В ассоциациях и воспоминаниях искали пересечения и общие точки. Дом — это запах запекающейся шарлотки, запах пролитого какао, запах краски, запах торта в день рождения, запах рассыпанных конфет, запах специй, запах кондиционера для белья — запах всего по отдельности и сразу вместе.

Но так как сделать свечи со всеми ароматами мира физически невозможно, Бен и его коллеги задействовали научных подход. Они подключили к работе 13 студентов из британского Королевского колледжа искусств, чтобы провести сотни социологических опросов на тему того, чем пахнет дом, и выявить совпадения в ответах респондентов. «Задача была в том, чтобы собрать как можно больше людей разных возрастов и полов, разного бэкграунда, местонахождения. И в какой-то момент мы заметили, что, например, 18-летняя девочка, ее мысли о том, чем пахнет дом, резонировали с тем, что говорил 80-летний мужчина из Японии. Так что запах — это интересная штука в том смысле, что он объединяет, казалось бы, очень разных людей и создает у них общие ощущения», — рассказывает Горхэм.

Самая сложная работа началась, когда 13 комбинаций были уже подобраны. «Есть техническая разница между тем, чтобы создать запах, который должен раскрыться на коже, и запах, который раскрывается в пространстве. Последовательность раскрытия аромата должна быть совсем другой. Еще в большинстве своем люди иначе ощущают запахи, находясь дома. Аромат дома — это всегда не только свеча. В ее запах всегда замешивается все, что происходит на кухне, или в ванной, или в спальне, или в прачечной. Ботинки, винтажная мебель, текстиль — все это тоже создает аромат дома», — объясняет Бен Горхэм. По моим собственным ощущениям, все получилось. Я попробовала сочетать свечи во всех возможных комбинациях — в любой из них они наполняют пространство приятным ароматом, который перекрывает бытовые запахи и при этом не режет нос излишней терпкостью. Выбрать любимую свечу из коллекции никак не получается, в том числе и из-за того, что все они очень красивые.

Каждую свечу дизайнеры ИКЕА поместили в авторский керамический стакан. В среднем и большом размере он сопровождается крышкой, которая легко трансформируется в подставку под свечу. Стаканы оформлены глазурью двух цветов — хаотичный рисунок отражает сочетание ингредиентов. Еще сосуды украшает знак в виде пирамиды — очевидно ольфакторной. Цвета для оформления стаканов Бен подбирал лично, хотя изначально и не понимал, как вообще работать с керамикой. «Было очень смешно, когда я впервые привела Бена в студию керамики. Он впервые познакомился с этим материалом, стал играть с ним, думать, как его можно применить в этой коллаборации, как материализировать аромат через него. Это был очень интересный опыт», — рассказывает Иина Вуоривирта.


Согласно концепции авторов, эти керамические сосуды делают свечи ОСИНЛИГ вечными. Потому что когда они догорят, то все равно останутся частью дома: их можно будет использовать как шкатулки, небольшие вазы или стаканы. Конечно, это еще и шаг в сторону устойчивого развития, но все же, зажигая свечи ОСИНЛИГ, думаешь не о планете как о нашем большом общем доме, а о доме собственном, личном, уютном. «Запах, с которым будет связан 2020 год, — это запах дома. Без сомнений», — говорит Бен Горхэм. И эти 13 свечей — весомый аргумент. Убедиться в этом можно будет с 1 ноября, когда коллаборация ОСИНЛИГ появится в магазинах ИКЕА в России и онлайн.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}