Blueprint
T

Одень меня

ТЕКСТ:
АННА СААКЯН

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Замечали ли вы, что многие банки российской косметики похожи друг на друга, как близнецы? Мы — да. Анна Саакян попыталась понять, почему — и узнала все о том, как придумывают и делают упаковку косметики в России.

Год назад на презентации 30 новых корейских брендов в одной из крупных российских косметических сетей бьюти-директор (уже ушедшего с рынка) глянцевого журнала воскликнула: «И как с корейцами конкурировать российским брендам?» Она не лукавила, ведь речь шла о красивых и удобных баночках: приятных на ощупь герметичных флаконах с дозаторами, часто из переработанного пластика, эстетичных и что самое главное — не повторяющих друг друга. Российская косметика на этом фоне часто визуально проигрывает, а то и вовсе что-то смутно напоминает. Бьютиголики то и дело выносят обвинительный приговор: мол, содрали у того или другого бренда. На самом деле все не совсем так — или совсем не так.

УПАКОВКИ КОСМЕТИКИ КОРЕЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В среднем цена упаковки составляет 25–30% от себестоимости косметики

У брендов люкс, выпускающих духи, кремы или помады в эксклюзивном дизайне, она может доходить до 80%

Не секрет, что многие новые бренды, спеша занять место ушедших западных, копировали самые популярные дизайны — и на полках магазинов появились клоны Zielinski & Rozen, Aesop, Kylie Cosmetics и The Ordinary. Но большинство создателей российских брендов все же стараются как-то выделиться. Вот тут и начинается квест. Пытаясь выйти на рынок с классной идеей и работающей формулой — а среди создателей «новых русских бьюти-брендов» большинство косметологи, стилисты, визажисты, маркетологи и другие профессионалы индустрии, — производитель неизбежно сталкивается с вопросом, во что упаковать свой продукт. И выясняет: если тираж средства не более 10 тысяч банок, большинство крупных поставщиков готовой упаковки просто не будут с вами разговаривать. И это не только российская проблема.

«У всех небольших независимых производителей с ограниченными финансами во всем мире есть проблемы с упаковкой, — объясняет Анна Дычева-Смирнова, управляющий директор ExpoVisionRus, организатор выставки InterCHARM и автор телеграм-канала BeautyAD. — В начале это малотиражные производства, а минимальная партия упаковки может начинаться от 10 000 экземпляров. Эксклюзивные флакон или банка не только стоят в разы дороже, но и требуют много времени [на разработку]». В среднем цена упаковки составляет 25–30% от себестоимости косметики, и это при условии, что производитель выбирает из стандартных флаконов. У брендов люкс, выпускающих духи, кремы или помады в эксклюзивном дизайне, она может доходить до 80%.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":360,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Что это значит для нас с вами? Красивых и удобных косметических банок на прилавках все меньше. Помните тренд на косметику в алюминиевых тюбиках? Кажется, бум прошел — но на самом деле его затормозили сами производители такой упаковки. Если еще несколько лет назад наши компании могли их заказать небольшим тиражом, то за прошедший год минимальный заказ на алюминиевые тубы у основного производителя — завода Vilsen в Солнечногорске — вырос с 10 тысяч до 30, а иногда и 50 тысяч тюбиков. Такие тиражи могут позволить себя только уже известные компании или те, кто начал заказывать задолго до 2022 года. В их числе — «22/11», Laboratorium, the act, «Мастерская Олеси Мустаевой», Botavikos. Новых брендов с алюминиевыми тюбиками почти нет, и не потому, что не модно: автор этой статьи знает трех производителей, мечтавших выпустить кремы «в стиле L’Occitane». Впрочем, профессионалы надеются и ждут, что скоро ситуация улучшится: Vilsen строит новый цех, и, как утверждает Анна Дычева-Смирнова, к осени 2024 года производство должно увеличиться с 5 миллионов туб в месяц до 12 миллионов.

Laboratorium

cha u kao

22/11

the act

А пока в поисках лучшего наши производители либо едут в Китай, либо заказывают у поставщиков и производителей упаковки в России то, что есть в наличии — и можно купить небольшим тиражом от 500 штук. В итоге в одном из самых популярных флаконов — французском вакуумном диспенсере Eco Solution разного объема — выходят и кремы для лица и глаз (G.Love), и тоники (Lili-Ya), и очищающее мыло для стоп (Goldman Cosmetics), и даже лубрикант (Sentimentos от экоблогера Марпета). Конечно, с разным дизайном этикетки. И вот тут россияне проявляют чудеса креативности.

Какой он, идеальный бьюти-флакон?

Писательнице Франсуазе Саган принадлежит фраза «У платья нет никакого смысла, если оно не вселяет в мужчин желание его с вас снять». С упаковкой — наоборот: какой смысл в креме, если покупатель не захочет поставить его в своей ванной или на туалетный столик? Консультанты магазинов и владельцы брендов подтверждают: потребителям это важно, особенно зумерам. Бьюти-баночка должна быть приятной на вид и на ощупь, ее должно хотеться сфотографировать и выложить в запрещенную сеть. А еще желательно, чтобы она была экологичной. По данным исследования Natura Siberica, 65% покупателей принимает решение о покупке косметического продукта, учитывая дизайн упаковки.

cha u kao

predubezhdai

DON'T TOUCH MY SKIN

ether

Как понять, что сработает? Олеся Мустаева говорит, что лично изучает страницы клиентов бренда в соцсетях — чтобы понять, чем они живут. Так поступает и Александр Некрасов, арт-директор и основатель брендингового агентства Redo Bureau. На его счету дизайн для Nude Stories и Faberlic — в частности, тканевых масок Faberlic Masks. «Нет секрета создания косметического бренда и его упаковки. Есть секрет подхода к каждой конкретной аудитории», — объясняет Некрасов. Разрабатывая брендинг, специалисты агентства первым делом выясняют, для кого она — и где будет продаваться. Есть те, кто решает конкретные задачи (сделать руки мягче, бороться с акне), есть те, для кого косметика — прежде всего часть лайфстайла. Например, именно так видит свою аудиторию Nude Stories: по словам Александра, ей важна атмосфера и опыт анпекинга. «А когда мы придумывали упаковку серии масок Faberlic, держали в голове очень широкую аудиторию в возрасте от 15 до 60 лет. Поэтому использовали яркие цвета и типографику с гравюрными иллюстрациями, отсылающими к вневременным ценностям — природе и научному подходу».

65% покупателей принимает решение о покупке косметического продукта, учитывая дизайн упаковки

Nude Stories

Faberlic

«Раньше тестировать [продукты] было долго и дорого, а сейчас это быстро и дешево. Есть вотсап, есть „Яндекс.Взгляд“», — отмечает Арсен Долонц, генеральный директор компании «Нью Пипл», которая прямо сейчас выводит на российский рынок два бренда: Demetra и Fresh Punch. Есть, конечно, и авторские способы. Например, про создателя Natura Siberica Андрея Трубникова любят рассказывать, что он приходил в магазин с новой баночкой, ставил ее на полку рядом с конкурентами и наблюдал за реакцией посетителей. В огромной переговорке компании до сих пор есть полки с косметикой со всего мира в интересной упаковке. Трубников собирал эту коллекцию годами.

«Синергия продукта и тары — это идеальное хранение, удобное пользование и визуальная эстетика», — говорит Анастасия Чупрына, создательница бренда Matromi. «Упаковка — это не только дизайн и визитная карточка бренда, но и важная составляющая продукта с точки зрения юзабилити: она сохраняет его качество и защищает от повреждений», — добавляет Надежда Суетина, руководитель отдела развития продукта carely.group (бренды Art&Fact, Verifique, Let’s Bloom, Senseful, Soy, «Какава красота»). Да и развитие маркетплейсов внесло свои коррективы. «При доставке в пункты выдачи маркетплейсов с упаковкой обращаются варварски, поэтому мы заранее проверяем, чтобы крышка не открывалась, коробка не мялась. Потому что это имидж», — говорит Олеся Мустаева, создательница и главный технолог «Мастерской Олеси Мустаевой».



Решить эти задачи удается не всем: многие бренды просто не задумываются об этом вовремя. «Упаковка должна быть частью концепции и стратегии продукта, — резюмирует Дычева-Смирнова. — Обычно руки до нее доходят чуть позже, и предприниматели начинают ужасаться цене, дефициту, срокам изготовления. В результате начинаются компромиссы».

самосвет

Соседи по полке, или Сколько нужно банок

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), в нашей стране сейчас больше 600 бьюти-компаний. Около трети из них появились за последние полтора года — на волне бума на импортозамещение, когда многие крупные западные бренды ушли из России или заморозили свою деятельность. Но свои линии по производству упаковки есть у единиц; большинство производителей закупают ее по всему миру — в Китае, Франции, Польше, Италии, Белоруссии, Франции, Португалии. Ну и отчасти в России. «Доля местного производства в обороте косметической упаковки в России составляет около 30–40% и представлена примерно 40 производителями, — утверждает исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова. — Остальной объем ввозится из-за рубежа, и основными поставщиками выступают Китай и Белоруссия».


Так происходит везде. Даже во Франции почти нет местных брендов с полным циклом местного производства — от состава до крышечки. Что уж говорить о российских производителях, у которых резко сократилась возможность закупать банки, флаконы, помпы, крышечки и прочие комплектующие, без которых бьюти-банке даже с идеальным продуктом невозможно попасть на полки онлайн- или офлайн-магазина. Дело не только в санкциях, но и в банальном увеличении сроков поставок и скачках валютного курса. Поэтому выпускать косметику приходится не в упаковке мечты, а в чем есть. Буквально из «дружбы по нужде» — так выбор поставщиков называет Сергей Остриков, создатель Ostrikov Beauty Publishing.


Конечно, ситуация меняется. Российскому бьюти-рынку приходится адаптироваться — и он успел многое повидать с конца 1990-х. Тогда в Россию пришли мировые бренды, с которыми было крайне тяжело конкурировать — но было чему поучиться. В 2022 году полки свободны, осталось показать, что мы теперь умеем. Например, работать с поставщиками ингредиентов по всему миру — теми же, кто создает активные вещества, текстуры и формулы для крупных международных бьюти-компаний. А еще в штат теперь можно взять профессионалов, прошедших школу L’Oréal, Chanel, LVMH, Sephora и других гигантов. Да и производители упаковки не отстают. Заводы строятся, компании запускают новые линии. Но это вопрос ближайших нескольких лет. А бороться за сердце и кожу потребителей надо сейчас.

Откуда тара 

Как бы ни сокрушались зумеры, самая востребованная упаковка на бьюти-рынке — из пластика. За ним идет алюминий, стекло и бумага. Но рынок готовой тары не слишком разнообразен, и найти на нем яркую, технологичную и доступную упаковку — задачка со звездочкой. В основном в ходу флаконы, банки и тубы. Причем флаконы одного вида — круглые: на них проще всего клеить этикетки, а значит, они наиболее универсальны. Как отмечает Сергей Остриков, «для цилиндров нужно самое незамысловатое и дешевое оборудование. Если же речь пойдет о другом виде тары, то встает много инженерных или экономических вопросов, которыми в России не всегда есть желание или финансовая возможность заниматься».

флаконы

банки

тубы

Лет десять назад эксперты прогнозировали бум дойпаков — гибкой герметичной упаковки в виде многослойного пакета с дном. Но не вышло. «Те, кто закупил оборудование для их производства, сегодня либо продают его, либо пока держат на консервации», — рассказывает Арсен Долонц. Раньше он работал директором по маркетингу фабрики «Свобода» и хорошо понимает, что популярность определенных товаров связана с потребительскими привычками. «Сложнее всего изменить поведение покупателей. Они привыкли, что зубная паста — это туба ламинатная, а шампунь — это флакон. Как бы вы ни пытались продать пасту во флаконе с дозатором, а шампунь в тубе — ну да, что-то получится, но не очень хорошо. Потребитель любит маску для волос в банке, крем для рук в тубе, а несмываемое средство для волос — во флаконе с распылителем».


И почти все эти флаконы, банки и тубы компании покупают у одних и тех же поставщиков. Например, до февраля 2022-го в этом списке был Харьковский тубный завод с немецким оборудованием, где кроме алюминиевых развивали производство экотуб из сахарного тростника. Разрыв отношений с заводом во многом повлиял на прошлогодний дефицит упаковки на российском рынке. В числе оставшихся лидеров из России и соседних стран — наш «Протей» и белорусские «Миран» и «Митра».

упаковка зубной пасты, голодный леший

упаковка зубной пасты корейского производства

Каждой из компаний не один десяток лет. Так, «Миран» в сентябре 2023 года отметил 35-летие. «Они — суперноваторы во флаконах и банках, и у них лучшая шелкография и фотопечать на флаконах из того, что я видел в Европе», — утверждает Долонц. В компании также отслеживают все мировые бьюти-тренды и разрабатывают эксклюзивные формы банок и флаконов. Именно вместе с «Мираном» Natura Siberica выпустила серию шампуней с нанесенным шрифтом Брайля, которую показали в этом году на выставке Cosmoprof в Болонье. Пока серия вышла ограниченным тиражом, но в ближайшее время ее обещают запустить в массовое производство. В банках «Мирана» с шелкографией выходят средства по уходу за волосами Estel и Ollin, косметика Natura Siberica и Organic Shop, Cafe Mimi и Dolce Milk.

Потребитель любит маску для волос в банке, крем для рук в тубе, а несмываемое средство для волос — во флаконе с распылителем

Natura Siberica

Впрочем, гиганты вроде Natura Siberica часть упаковки производят сами. «Флаконы классических и облепиховых шампуней Oblepikha Siberica Professional, ставших визитной карточкой Natura Siberica не только в России, но и во всем мире, — это наши разработки и производство», — с гордостью говорит Екатерина Брем, директор департамента исследований и разработок ГК Natura Siberica. Компания самостоятельно разрабатывает упаковку для новых коллекций «Рецепты бабушки Агафьи», а также некоторые тубы и PET-флаконы. Этикетки тоже почти все печатают в России.


А что же китайские производители? Они пока не лидируют — по крайней мере, объем закупок тары в Китае, России и Белоруссии у разных производителей заметно различаются. В carely.group 60% упаковки из Китая, остальные делят Россия и Белоруссия. В Levrana доля российской упаковки (в том числе собственного производства) составляет 75%, Белоруссия — 10%, Китай — 10%, 5% — другие страны. В «Мастерской Олеси Мустаевой» более 90% флаконов российские, а вот 80% наименований укупорки — герметичных крышечек, спреев, диспенсеров — из Китая.

«Белоруссия — очень приятная альтернатива европейским производителям с точки зрения визуала, но сроки изготовления довольно большие, планировать закупки без долгой заморозки средств невозможно. В Китае огромное количество предложений, но есть два огромных минуса — цена в валюте и срок поставки от четырех месяцев и больше», — объясняет Ольга Карякина, бренд-менеджер Levrana. В компании со дня на день ждут поставку оборудования — и начнут делать свои флаконы из ПНД — полиэтилена низкого давления. Экоактивисты считают этот материал одним из самых безопасных и хорошо поддающихся ресайклингу видов пластика.


В Китай, как ни странно, чаще всего обращаются в поиске премиальной упаковки из стекла. Например, оттуда родом зеленые баночки для средств по уходу за кожей Artesque, которые недавно представил визажист Денис Карташев. Использовать российское стекло пока удается только компаниям, которые работают в стиле «медицинского» дизайна вроде Matromi. Да и то оно не всегда российское. «Для своих ампул мы используем стеклянные флаконы Sсhott. Этот немецкий концерн по производству стекла для фармацевтической промышленности открыл свою линию в Заволжье в Нижегорожской области еще в 2011 году. Стерильно, качественно, быстро и в достаточном объеме», — хвалит Sсhott основательница Matromi Анастасия Чупрына.

Artesque

Matromi

Копия неверна

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":39,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":39,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Этикетка может преобразить стандартный флакон и даже самую простую тубу

Конечно, множество компаний, которые идут более легким путем: делают как у соседа по полке, да еще и дешевле в два раза. У того же Zielinski & Rozen есть десятки «последователей» — бренд не только активно подделывают (на рынке «Садовод» есть целые «корнеры»), но и копируют. Тут Россия тоже мало чем отличается от других стран. Если пройтись по выставке Beauty Istanbul в Турции, можно быстро обнаружить десяток брендов-близнецов. Среди аналитиков даже появился термин «дьюпсы» (от англ. duplicate — «копия», «дубликат», «аналог») — так в том числе называют копии популярных продуктов, продающихся по цене в разы дешевле оригинала.

Возникает резонный вопрос — но как выделиться, если все банки одинаковые? Надежда Суетина считает, что рецепт уникальности — эффективные формулы и уникальные разработки. Да и этикетка может преобразить стандартный флакон и даже самую простую тубу. Анна Дычева приводит в пример крем с прополисом Wellbee, линию SQIN Professional и бренд Superbanka.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":90}},{"id":3,"properties":{"x":513,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":90}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":257,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Superbanka

Основательница Superbanka Мария Командная отдавала себе отчет, что надо начинать с небольших тиражей, и сразу сделала ставку не на эксклюзивную банку, а на дизайн этикетки. «Мы бренд молодой, дерзкий и нишевый. В отличие от гигантов индустрии, мы не можем позволить себе заказывать кастомные флаконы в больших тиражах. Все наши средства мы варим небольшими партиями — на бутиковом производстве у соосновательницы бренда, косметического химика Кати Карповой». Понимая это заране, Маша и Катя сперва выбрали упаковку (в Китае) — флаконы с вакуумными дозаторами, — а потом уже придумывали дизайн. Брендбук доверили Марине Кондратенко и Анне Кабаниной, основательницам агентства Moscow Mule. «Большую роль в нашем дизайне играют паттерны, на упаковке каждого средства они разные».

Коллаборации с дизайнерами и художниками — еще один эффектный способ обратить внимание на продукт

Выбирая стандартную банку, производители решают сразу много проблем: даже если поставщик подведет, ту же модель можно будет заказать у другого. Так, недавно одна партия «супербанок» оказалась бракованой — у некоторых флаконов объемом 30 мл при нажатии не срабатывал дозатор. «Как только мы узнали об этом, тут же выпустили официальное заявление и запустили кампанию по обмену товаров. Я очень благодарна нашим клиентам — они с пониманием отнеслись к ситуации», — говорит Командная. Сейчас бренд выбирает новый картон для коробочек, чтобы не зависеть от наличия редкой бумаги, и ищет новые дизайнерские решения. «Скоро у нас выйдет сыворотка в коллаборации с актрисой Ириной Горбачевой, дизайн для нее разрабатывал дизайнер Рафаэль Астрейн», — интригует основательница Superbanka.


Это хороший ход. Коллаборации с дизайнерами и художниками — еще один эффектный способ обратить внимание на продукт. Так, к началу сезона Natura Siberica выпустила линию из 22 средств для ухода за лицом, телом и волосами в коллаборации с объединением «Гжель». Узнаваемые, но при этом уникальные бело-синие паттерны разработали специально для этой коллаборации. «Грамотная работы с дизайном этикетки творит чудеса. Зачастую только профессиональный глаз может распознать в „пустом“ новом флаконе без картинки и логотипа будущую звезду дизайна. Другая этикета — и, вуаля, флакон становится неузнаваемым», — уверена Марина Лазарук, управляющий бренд-директор Natura Siberica и ICE Professional.

Оксана Иванова, косметический химик и создательница бренда G.Love, любит работать с художницей Полиной Шейдаковой. Фруктово-овощные паттерны на минималистичной белой упаковке — ее рук дело, и клиенты бренда легко замечают эти товары на маркетах, выставках и отличают в сети. А вот Сергей Остриков — по первому образованию дизайнер и первичным оформлением продуктов занимается сам. Но если художественного образования нет, лучше доверять работу профессионалам, предупреждает Анна Дычева. Иногда они могут предложить вроде бы простое и нетрудоемкое, но небанальное и яркое решение. «Мы были одни из первых, кто в сегменте экологичной косметики стал выпускать косметику в черных флаконах, — говорит Олеся Мустаева. — Теперь полки заполнены „черными“ средствами».

Что будет завтра? Или мир никогда не будет прежним 

Как говорит Иван Улитин, руководитель отдела продаж «Руссо Упак», еще год назад российские производители отвечали на этот вопрос с позиции «горизонт планирования — два дня». Теперь они с удовольствием рассуждают о трендах в упаковке и мечтают о будущем.


Главный международный тренд в упаковке — если не баночки и тюбики из переработанного и экологичного материала (от сахарного тростника до водорослей), то уж точно из перерабатываемого пластика. Для ряда российских производителей это уже само собой разумеющееся. «На каждом флаконе мы пишем тип пластика — и я надеюсь, что после использования хотя бы часть наших баночек попадает на переработку», — рассказывает Маша Командная. Клиенты Matromi могут обменять упаковку от использованного средства на скидку, и для премиального бренда, где цена крема доходит до 18 тысяч рублей, это отличный ход. А компании, у которых сформировалась лояльная аудитория, запускают рефиллы. Так сделала Адэль Мифтахова: флакон с рефиллами насыщенного крема и увлажняющей сыворотки DTMS появился у бренда весной 2023-го.

DON'T TOUCH MY SKIN

Главный международный тренд в упаковке — если не баночки и тюбики из переработанного и экологичного материала, то уж точно из перерабатываемого пластика

В Natura Siberica тоже планируют выпуск средств с рефиллами — а еще изучают, как использовать биоразлагаемый пластик для жидких средств. Пока в бренде перешли на картонные коробки без матовой ламинации, частично из макулатурного картона. Их легче сдать в переработку. И это даже не такой сложный шаг, как кажется многим. «По факту у российской косметики большая часть тары является перерабатываемой, так как является максимально простой», — объясняет Сергей Остриков. Самые популярные банки сделаны из ПЭТ — а этот пластик перерабатывают активнее всего. Поэтому многим компаниям заявлять о своей экологичности кажется лишним.

«Мы всегда придерживались стандартов ECOCERT по упаковке, даже сейчас, когда они больше не работают с производителями из России, и стараемся использовать минимум упаковки на один продукт», — рассказывает Ольга Карякина. К слову, у тары Eco Solution есть сертификат ECOCERT — и это тоже влияет на популярность таких флаконов. А расфасованная в них косметика — например, G.Love, — может участвовать в премиях для производителей экокосметики вроде Green Valley AWARDS.


А что же алюминий? Его же тоже можно перерабатывать? «Для косметики это не самый универсальный вариант — многие позиции нельзя упаковывать в алюминий из-за его химической активности. А еще он легко повреждается при транспортировке. Так что алюминий останется уделом околонатуральной косметики, ниши и инди-брендов. Действительно массовые бренды с ним работать не будут», — считает Сергей Остриков. С этим готова поспорить Natura Siberica — бренд вот-вот выпустит линию ухода для волос ICE Professional в многоразовых алюминиевых флаконах, которые можно пополнять, покупая те самые дойпаки. Но все же алюминиевая упаковка, как это ни парадоксально, очень «ранимая»: на ней часто появляются вмятины и царапины. А это большой минус во времена маркетплейсов и доставки почтой. «Для сохранности алюминиевой тары производители вынуждены использовать дополнительную упаковку, а это увеличивает себестоимость и влияет на конечную цену», — добавляет Суетина.

predubezhdai

bemetic

smorodina

Онлайн-торговля влияет на мир косметики куда сильнее, чем могут подумать потребители, — и речь не только о возможности купить банку, не вставая с дивана. «Мир упаковки никогда больше не будет прежним, — убежден Александр Некрасов. — За последние полгода у нас значительно увеличилось количество бьюти-клиентов, выходящих на маркетплейсы, потому что они сейчас на взлете. И на первое место выходит анпекинг — так как первый физический контакт с продуктом происходит дома». По мнению Некрасова, в более-менее неизменном виде останется только дизайн премиум-сегмента, «потому что он продолжает стоять на полочках на Патриках». Олеся Мустаева перечисляет основные тренды настоящего и ближайшего будущего: «Тактильность, минимализм, короткие название, укрупнение логотипов и текста. Если говорить о цветах, было много упаковки в нюдовых тонах, но сейчас она поднадоела, будет большой акцент на розовый».

на первое место выходит анпекинг — так как первый физический контакт с продуктом происходит дома

Перед производителям косметики стоит действительно непростая задача — не просто сделать уникальный продукт, но и выделиться в пестром ассортименте маркетплейсов. «Я помню, как ездил с родителями на Москворецкий рынок. Я видел там огромное количество пестрящих вывесок, ненавидел их и мечтал, что в один день его закроют, повесят замок и скажут: „Больше рынков не существует“. Мне кажется, как раз из-за этого опыта я и стал дизайнером. И вот сейчас маркетплейсы превращаются в этот рынок», — сокрушается Александр Некрасов. И добавляет: игра по правилам неизбежна, так что цель его студии — «привести онлайн-торговлю в нормальный вид».


Амбиции «давайте сделаем это красиво!» есть почти у всех российских компаний. Но делать это придется всем. «Те, кто не понимают важности дизайна, останутся на задворках истории, — убежден Некрасов. — Но общий тренд, который я вижу, — люди пытаются, учатся, поэтому в итоге все обязательно будет круто». Вспоминает, как знакомая написала ему про Faberlic: «Вау, это сделано в России!». «Для таких моментов мы и работаем», — улыбается Александр. Он искренне верит, что в России могут делать косметику мирового уровня. По крайней мере, у нас все для этого есть.


Faberlic

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}