Blueprint

специальный проект

T

Editions de Parfums Frederic Malle: 

20 лет истории

текст: ксения крушинская

иллюстрации: Полина Парыгина

Ароматы принято сравнивать с одеждой, реже — с картинами. Параллелей с книгами почти никогда не проводят, а зря. В искусстве создавать ароматы глубины и смыслов не меньше, чем в искусстве писать саги и пьесы. 

Фредерик Маль стал человеком, благодаря которому метафора «духи как книга» обрела самое осязаемое воплощение из всех возможных. В 2000 году он создал бренд, который так и называется Editions de Parfums Frederic Malle — «Парфюмерное издательство Фредерика Маля» — и стал приглашать именитых «литераторов», то есть парфюмеров, выпустить под его маркой свои «романы» — вернее, ароматы. В этом «издательстве» выходила и книга лирических стихов (сиреневый En Passant Оливии Джакобетти), и готический триллер (розово-пачулиевый драматичный Portrait of a Lady Доминика Ропьона), и вариация на тему сказок «Тысячи и одной ночи» (розово-гвоздичный Promise — его же), и еще много увлекательного «чтива». Все ароматы, которые издает Фредерик Маль с парфюмерами, — произведения сложные, глубокие и неоднозначные. 

В честь двадцатилетия парфюмерного «издательского дома» вспоминаем его историю — и историю становления его основателя. 



«Я с этим родился»

Именно этот год положил официальное начало карьере Фредерика Маля в парфюмерной индустрии. Он устроился в компанию Roure, которая через два года станет частью знаменитого концерна Givaudan — сегодня этот гигант считается крупнейшим в мире производителем отдушек для парфюмерии, пищевой и химической промышленности. 

Сперва 26-летний Маль работал в отделе продаж, затем стал учиться на «носа» и вскоре получил возможность ассистировать мастерам при создании ароматов. Среди них были, например, Yves Saint Laurent и Nina Ricci. 


Словосочетание «официальное начало» мы используем не случайно. Неофициально Фредерик был связан с миром запахов с самого рождения. Его дед Серж Эфтлер-Луиш с детства дружил с Кристианом Диором и стоял у истоков Parfums Christian Dior. Мать Мари-Кристин Виттгенштейн работала на тот же бренд вплоть до 2003 года — занималась дизайном флаконов (это она придумала вытянутую бутылочку Farenheit, внутри которой будто мерцает огонь, и приземистый, цвета теплой бронзы флакон Dune). Как и любой ребенок, появившийся у родителей с интересной профессией, юный Маль проводил у матери на работе целые часы и даже помогал ей рисовать. Неудивительно, что первым его ольфакторным воспоминанием стал аромат Baby Dior, вариация на тему диоровской Eau Fresh, которую мать придумала специально для сына. Даже квартира в Седьмом округе Парижа, в которой Маль вырос, до этого принадлежала Жан-Полю Герлену, последнему представителю легендарной династии парфюмеров.


Сам Фредерик на вопрос о том, откуда, собственно, он получил чутье и знания из области парфюмерии, отвечает скромно и лаконично: «Я с этим родился». И поспорить тут трудно. 


26-ЛЕТНИЙ МАЛЬ РАБОТАЛ В ОТДЕЛЕ ПРОДАЖ, ЗАТЕМ СТАЛ УЧИТЬСЯ НА «НОСА» И ВСКОРЕ ПОЛУЧИЛ ВОЗМОЖНОСТЬ АССИСТИРОВАТЬ МАСТЕРАМ ПРИ СОЗДАНИИ АРОМАТОВ

Издатель и его авторы

Работа в Roure стала поворотным моментом в жизни Фредерика. И не только потому, что там он получил возможность наблюдать за тем, как создаются ароматы, и участвовать в процессе. Наряду с опытом и знаниями у него появился не менее ценный багаж — большая база контактов, за которую любой из индустрии продал бы душу дьяволу. Маль познакомился — и подружился! — с настоящими звездами парфюмерии: Жан-Клодом Эллена, Эдуаром Флешье и Домиником Ропьоном. «Я стал для них кем-то вроде приемного сына», — вспоминает сегодня он. В те же годы Маль приходит к выводу, что продукты чересчур коммерциализируются и становятся обезличенными. Ароматы теряют индивидуальность, а парфюмеры, которые хотят создавать что-то по-настоящему запоминающееся, оказываются не у дел. Именно тогда в голову Фредерику Малю пришла идея однажды стать «издателем» парфюмерных произведений.


Все началось!

На заре эпохи воплотить идею в жизнь наконец получилось: был основан парфюмерный «издательский дом» Editions de Parfums Frederic Malle. Чуть позже под этим брендом вышли сразу девять ароматов — каждый со своим лицом и потенциалом бестселлера. 


Как и любой смелый книгоиздатель, Маль никогда не боялся выпускать в свет то, что понять смогут не все. Кто-то называл ароматы шокирующими, кто-то — бесподобными. Речь, например о плотном восточном Musc Ravageur, наследнике легендарного Shalimar. Пока одни считают его вызывающим, другие сметают бутылочки с полок. Или об Iris Poudre, нежной, как ноктюрн Шопена, вариации на тему ириса и альдегидов. 


Другой необычный аромат, Le Parfum de Therese, кожано-фруктовый шипр в духе середины ХХ века, предложила издать Тереза, вдова легендарного парфюмера Эдмона Рудницка — он умер в 1996 году, а до этого успел создать такие хиты, как Diorissimo и Eau Sauvage для Dior, Eau d’Hermès для Hermès и Femme для Rochas. Именно для Терезы Эдмон когда-то придумал тот самый аромат: терпкий, колкий, древесный. В начале нулевых, эпоху «женственных» цветочных запахов, выпускать его было рискованно, но Маль решился и не прогадал. Элегантный, как твидовый жакет, Le Parfum de Therese стал одним из бестселлеров и до сих пор есть в линейке Editions de Parfums Frederic Malle.




КТО-ТО НАЗЫВАЛ АРОМАТЫ ШОКИРУЮЩИМИ, КТО-ТО — БЕСПОДОБНЫМИ. РЕЧЬ, НАПРИМЕР О ПЛОТНОМ ВОСТОЧНОМ MUSC RAVAGEUR

Нельзя забывать и о том, что Фредерик Маль был и остается не только знатоком парфюмерии, но и великолепным маркетологом и специалистом по продажам (в обеих сферах он в свое время успел поработать). Как заинтересовать публику, он всегда знал. Например, дизайном — флаконы Editions de Parfums Frederic Malle узнаваемы, минималистичны и элегантны — и новшеством, которого до этого не было ни у кого. В магазинах марки с самого ее основания стоят «парфюмерные колонны» — специальные крохотные помещения. Эксперт бренда распыляет в них аромат, и покупатель может полностью в него погрузиться. Именно так парфюмеры слушают ароматы в своих лабораториях.



Все продолжается

В первое десятилетие нового века, когда конкуренция на рынке нишевой парфюмерии была еще не такой жесткой, как сейчас, бренду Фредерика Маля удалось стать одним из тех, что определяют ландшафт индустрии и, возможно, воплощают дух эпохи. Многие ароматы Editions de Parfums Frederic Malle понравились не только клиентам, но и критикам. А самый взыскательный из них, знаменитый Лука Турин, поставил оценку в 4 балла (для него это очень много!) таким хитам десятилетия, как плотный туберозный Carnal Flower; пахнущий талым весенним снегом L’Eau d’Hiver; древесно-специевый French Lover и бодрый цитрусовый Vetiver Extraordinaire.


Автор последнего, парфюмер Доминик Ропьон (он в числе прочего создал Dune Dior и Euphoria Calvin Klein), в конце десятилетия выпустил при поддержке Editions de Parfums Frederic Malle аромат, который для массовой аудитории превратился в живое воплощение марки — шлейфовый, торжественный, ладанно-розовый Portrait of a Lady. Как признается в интервью сам Маль, который всегда принимает активное участие в создании всех новинок, запах им с Домиником был навеян образом Довимы, музы Кристиана Диора и одной из самых известных моделей 1950-х годов. 




ПАРФЮМЕР ДОМИНИК РОПЬОН ВЫПУСТИЛ ДЛЯ FREDERIC MALLE АРОМАТ, КОТОРЫЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В ЖИВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ БРЕНДА — ШЛЕЙФОВЫЙ, ТОРЖЕСТВЕННЫЙ, ЛАДАННО-РОЗОВЫЙ PORTRAIT OF A LADY


Estee Lauder: новая глава романа 

Четыре года спустя, после выпуска главного бестселлера Portrait of a Lady, бренд Фредерика Маля стал частью beauty-гиганта Estée Lauder Companies. Впрочем, для самого Фредерика, его контрибьюторов и поклонников ничего не изменилось. Маль продолжает «издавать» самые изысканные и необычные парфюмерные произведения, равно как и сотрудничать со своими давними и верными друзьями. Так, Жан-Клод Эллена (автор хита Bigarade Concentrée) в прошлом году выпустил в «издательстве» Rose & Cuir, аромат на тему розы, в котором самой розы при этом практически нет. Он построен на нотах кожи (ее запах имитирует молекула хинолин), непальского перца и герани. Сам Маль в интервью The Blueprint назвал аромат попыткой переработать в современном ключе классическое произведение — дать новую жизнь розе, с которой до этого работал едва ли не каждый парфюмер в истории. 



Финал не предвидится

Сегодня Фредерика Маля можно с полной уверенностью назвать успешным импресарио и счастливым человеком. Он сумел воплотить в жизнь идею, в которую верил, и на протяжении двух десятилетий ни разу не изменил себе. Юбилей бренд отметит как полагается: на полках магазинов появятся семь лимитированных версий самых популярных ароматов: Bigarade Concentrée, Vétiver Extraordinaire, French Lover, L’Eau d’Hiver, Musc Ravageur, Carnal Flower и — как без него! — Portrait of a Lady. У них будут необычные флаконы с ярко-красным бакелитовым колпачком, а украсит их (как и коробки) специальный фриз (рельефный рисунок), который для марки придумал креативный директор T Magazine Патрик Ли, графический дизайнер, чьими клиентами были Louis Vuitton, Rodarte и Хуссейн Чалаян. 



ЮБИЛЕЙ БРЕНД ОТМЕТИТ КАК ПОЛАГАЕТСЯ: НА ПОЛКАХ МАГАЗИНОВ ПОЯВЯТСЯ СЕМЬ ЛИМИТИРОВАННЫХ ВЕРСИЙ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ АРОМАТОВ

Еще одним приятным бонусом станут три праздничных набора (два тревел-набора и один — в миниатюрах) — с условно женскими и условно мужскими ароматами, — которые пригодятся тем, кто хотел бы попробовать все лучшее, что вышло в Editions de Parfums Frederic Malle за прошедшие 20 лет. В конце концов, всегда приятно иметь под рукой собрание сочинений любимых авторов. 




<iframe src="https://player.vimeo.com/video/468061269" width="700" height="500" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen" allowfullscreen></iframe>
{"width":1200,"column_width":285,"columns_n":4,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}