В письменном виде
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Хорошо составленное резюме — важнейший шаг на пути к собеседованию. Плохо написанное сопроводительное письмо — гарантия того, что ваше резюме даже не прочитают. Вместе с экспертами в области HR Милана Палей составила подробную инструкцию по эпистолярному жанру для соискателей, нашла рецепт идеального сопроводительного письма и разобрала примеры — как хорошие, так и плохие.
Шаг 1 — перечитываем описание вакансии
Нужно это для того, чтобы не вылететь из процесса на нулевом этапе. Часто в вакансии содержатся дополнительные требования, как минимум к теме письма. «Если в строке заголовка мы просим указать тему письма, она должна там быть. Иначе создается впечатление, что кандидат откликнулся наспех или рассылает письма всем подряд, лишь бы кто-то обратил на него внимание», — говорит руководитель экскурсионного отдела ММОМА (Московского музея современного искусства) Ксения Мартынова. «Используйте ключевые слова из описания вакансии. Не копируйте целиком — достаточно будет двух-трех словосочетаний. Это поможет автоматическим системам и рекрутеру определить, насколько ваше письмо соответствует требованиям компании», — советует Валерия Мазанова, HR-директор Lunar Hare, The Blueprint & Dot Comms. Также советуем внимательно читать предлагаемые работодателем условия. Нет смысла откликаться на вакансию, если она изначально вам не подходит, и пытаться навязать свои условия в сопроводительном письме. Если вы хотите работать удаленно, а компания ищет сотрудника в офис, она просто выберет другого кандидата.
−
Плохо
Отклик на вакансию «Гид для взрослой аудитории» в ММОМА:
«Арт-гид — это новое направление для меня. В этой деятельности есть своя специфика, но уверен, что я легко с ней справлюсь и быстро освоюсь. Мне удобен плавающий график, так как я учусь. Ожидания о заработной плате высокие, и решение я буду принимать в зависимости от гибкости графика и уровня свободы в работе».
Комментарий Ксении: «Из письма видно, что у кандидата незавершенное образование, знакомство с современным искусством только начинается, и он ищет гибкий график, хотя в вакансии указана стандартная пятидневка. Тем не менее, если у кандидата есть четкое представление о том, чего он хочет, это хорошо, потому что помогает сразу понять, в чем мы не подходим друг другу».
Шаг 2 — переписываем ясно, кратко, без аошибаок
Чем проще вы пишете, тем легче работодателю понять стиль вашего общения. «Это важно, чтобы решить, сможете ли вы потом общаться от имени нашей компании», — объясняет Дарья Романович, креативный продюсер «Золотого яблока». Елена Алыбина, Talent Acquisition Associate (эксперт, который планирует стратегию по привлечению и найму специалистов) в «Яков и Партнёры», советует избегать таких клише, как «командный игрок», «инициативный», «ориентированный на результат». Вместо этого она предлагает продемонстрировать перечисленные качества через конкретные достижения. Не поленитесь лишний раз проверить правописание. Обнаружив ошибки и опечатки, работодатель может решить, что вас нужно постоянно проверять и контролировать. Также, по мнению Ксении, важно соблюдать четкую структуру: «Коротко объясните, кто пишет, почему подходит компании и зачем откликается на вакансию. В конце обязательно оставьте дополнительные контакты для связи, не только электронную почту». И не переживайте, если письмо вышло коротким. «В слишком длинных текстах теряется основная мысль. Пишите кратко и по существу», — советует HRG (HR Generalist, то есть человек, который берет на себя весь процесс работы с сотрудниками: от найма до работы с документами. — Прим. The Blueprint) Studio 29 Юлия Кузьмина.
+
−
Хорошо
Плохо
Отклик на вакансию менеджера эндаумент-фонда Музея современного искусства «Гараж»:
Отклик на вакансию менеджера эндаумент-фонда Музея современного искусства «Гараж»:
«Добрый вечер!
Меня зовут ___.
Вкратце о себе: в ___ году я закончила факультет ___ в ___, стажировалась и работала в ___, сотрудничала с ___ в качестве ___. Имею релевантный опыт работы в ___. Более подробная информация о моем опыте работы в резюме. Прикрепляю его к письму.
Была бы рада встретиться и узнать больше о вакансии.
Хорошего вечера и на связи!»
«Всем йоу! Категорически приветствую команду Музея и заявляю, что хочу стать ее частью и влиться в коллектив красивых и решительных. С меня — хорошее настроение и энтузиазм в работе, с вас — опыт и клевая атмосфера».
йоу йоу
йоу
Комментарий Александры: «Чувство юмора — это, конечно, здорово, но часто лучшее становится врагом хорошего. Соблюдать нормы вежливой деловой переписки все-таки важно, даже если вас просят проявить креатив». Прежде чем ответить работодателю нестандартным образом, подумайте, вписывается ли ваше письмо по стилю в tone of voice компании. Подробнее об этом мы расскажем в шаге 5.
Добрый вечер!
Комментарий HR-директора Музея современного искусства «Гараж» Александры Михайловой: «Хороший пример письма, которое, с одной стороны, раскрывает для нас кандидата и его навыки, а с другой — не дублирует сведения из резюме. Так мы получаем идеальное сочетание письма и резюме, которые дополняют друг друга».
Шаг 3 — расставляем визуальные акценты
Еще в 80-е годы прошлого века Джон Свеллер, австралийский психолог, выяснил, что хорошо структурированный текст помогает легче воспринимать информацию. Разделяйте текст и выделяйте ключевые моменты визуально — так читателю будет проще сосредоточиться на одной идее и запомнить ее. Алина Пшеничникова, HR Partner Melon Group, советует: «Обязательно используйте единый шрифт, абзацы, списки и пробелы — это облегчает чтение и помогает сразу увидеть важное». Елена считает, что особое значение в тексте имеют цифры: «Это фактические показатели ваших профессиональных успехов, как “до” и “после”. Например, “возглавил инициативу по сокращению затрат, которая сэкономила 1 млн руб. в год” или “улучшил сервис и увеличил показатели удовлетворенности клиентов на 15%”».
+
−
Хорошо
Плохо
Отклик на вакансию арт-гида для взрослой аудитории в ММОМА:
Отклик на вакансию «Трейд-маркетолог» в OZON:
«Здравствуйте,
Меня зовут ___, и я ищу работу.
Я считаю свою кандидатуру подходящей, потому что:
— проживаю в Москве;
— я закончила ___ факультет ___ в ___ году (бакалавриат, магистратура);
— от природы люблю разговаривать и интересно подаю материал;
— у меня есть медиаторский опыт и опыт лекторской работы;
— грамотная устная и письменная речь;
— с ____ года я работала проектно, сотрудничала и стажировалась в ____;
— у меня есть опыт исследовательской и редакторской работы и публикации в научных журналах и коллективных монографиях на темы по современному искусству и урбанистике по темам ____;
— владею двумя иностранными языками ___.
Мое резюме во вложении, буду рада обсудить детали сотрудничества.
С уважением,
<...>».
«Добрый день! Я *****, работаю трейд-маркетологом более 3 лет, занималась разработкой и ведением трейд-маркетинговых активностей в »*******" и «*******«. У меня есть опыт составления промоплана анализа ключевых показателей эффективности, работы с партнерами и торговыми центрами. О реализованных проектах подробнее рассказала в своем портфолио: ссылка. В вашей вакансии заинтересовало то, что нужно будет работать в сфере Fashion, так как мой профессиональный опыт также в этой категории, возможность гибридного формата и также часть с праздничным открытием магазинов в ТЦ. Готова пообщаться по вакансии подробнее, мой tg: @...».
Комментарий Маргариты Криницыной: "Хочется разделить это письмо на смысловые части и выделить абзацы для более удобного восприятия:
«Добрый день!
Я Аня, работаю трейд-маркетологом более 3 лет, занималась разработкой и ведением трейд-маркетинговых активностей в »********" и «******“. У меня есть опыт составления промоплана анализа ключевых показателей эффективности, работы с партнерами и торговыми центрами. О реализованных проектах подробнее рассказала в своем портфолио: ссылка.
В вашей вакансии заинтересовало то, что нужно будет работать в сфере Fashion, так как мой профессиональный опыт также в этой категории, возможность гибридного формата и также часть с праздничным открытием магазинов в ТЦ.
Готова пообщаться по вакансии подробнее. Мой tg: @...”».
Комментарий Ксении: «Все по полочкам, ничего лишнего и полностью закрыты все требования к вакансии. Здорово, что письмо начинается с представления, в нем есть ясная структура и в конце — прощание».
Шаг 4 — объясняем выбор компании
Недостаточно хотеть работать хоть где-нибудь. Надо объяснить компании, почему вы выбираете работать именно у них. А еще лучше — при этом похвалить. «Немного приятных слов в адрес места, куда вы собираетесь идти работать, никогда не помешает», — рекомендует Александра. Но не стоит говорить общими фразами. Маргарита рекомендует связать эту часть отклика с конкретными аспектами деятельности компании, а не писать абстрактное «это одна из крупнейших корпораций, частью которой хочется стать».
+
−
Хорошо
Плохо
Отклик на вакансию «Cтажер-менеджер проектов» в OZON:
Отклик на вакансию «Графический дизайнер» в коммуникационное агентство Lunar HARE:
«Я выбрал программу стажировок от “Озона” по нескольким причинам. Во-первых, “Озон” — современная IT-компания России, в которой совмещается комфортная корпоративная культура и возможности быстрого карьерного роста, где к молодому специалисту будут относиться с уважением. Во-вторых, мне нравится траектория развития компании. “Озон” понимает, что в бизнесе при его развитии важно соблюдать принцип диверсификации, поэтому помимо основного продукта — маркетплейса — компания постоянно развивает и другие сервисы (например, fresh или банкинг), которые помогают сливаться в единую экосистему. В-третьих, программа позволит мне помимо применения навыков, которые уже у меня есть, приобрести новые от взаимодействия с коллегами из разных направлений».
«ВНИМАНИЕ! В связи с безответственным поведением работодателей за тесты взимается плата, если на место претендуют больше пяти человек (для серьезных компаний это не проблема. Количество откликов видно в XX). Многие организации хотят тесты, набирают сотни кандидатов, но обратной связи не дают. Я тут не для участия в шоу холостячка и не играю в бирюльки. Не тратьте свое и — самое важное — мое время на глупости. Надеюсь на ваше понимание.
Если вы адекватный человек, нацеленный на решение задач, я к вашим услугам».
Комментарий Валерии: «Судя по всему, однажды кандидат столкнулся с дискриминацией по возрасту или недобросовестным отношением работодателя, а сейчас выливает эту обиду в сопроводительном письме. Такой tone of voice не вызывает желание начинать рабочие отношения, даже если навыки специалиста находятся на очень высоком уровне».
Комментарий Маргариты Криницыной, HR-менеджера команды стажировок Ozon Camp: «Кандидат аргументированно объяснил, почему он хочет работать именно у нас, причем выделил несколько пунктов, которые ему интересны».
Шаг 5 — подчеркиваем совпадение ценностей
Понятие «ДНК бренда» появилось в маркетинге в середине 1990-х годов и, к счастью, не требует от вас научной экспертизы. По сути, вам нужно уловить то, что сейчас принято называть tone of voice или даже просто «вайб». Покажите, что вы знакомы с деятельностью компании и разделяете их ценности. Обычно информация о них находится в открытом доступе — например, в таких разделах сайтов, как «О нас» или «Наша миссия». «Советую упомянуть в сопроводительном письме любимых специалистов из вашей сферы, чтобы заранее получить дополнительные очки за любознательность и увлеченность профессией», — советует Дарья. Кроме того, она рекомендует обратить внимание на профили сотрудников в соцсетях. Ее мнение разделяет и Маргарита: «Изучите аккаунты corporate boys and girls — блогеров, которые рассказывают о работе в компании. Так можно узнать информацию от первого лица». Если вы откликаетесь на вакансию не через стандартный сервис по поиску работы и персонала, укажите в письме, откуда вы узнали о вакансии. Эта информация подскажет работодателю, что вы читаете, чем интересуетесь, какой у вас культурный бэкграунд и совпадете ли вы с компанией по ценностям.
+
−
Хорошо
Плохо
Отклик на вакансию «Стажер-менеджер продукта» в OZON:
Отклик на вакансию «Стажер координатор» в OZON:
«Привет! Я … .
Я заканчиваю 4-й курс по направлению “менеджмент продуктов” в РЭУ им Г В Плеханова
Принял участие более чем в 50 кейс-чемпионатах, около 10 — призерство. Больше всего горжусь 3-м местом в чемпионате от BCG и Ozon Fintech (вкусный фуршетик и классная термобутылка, которой пользуюсь до сих пор). В сумме призовые со всех кейс-чемпионатов более 2кк (похвастался )
Работал продактом и тестировщиком в проектах по разработке мобильных приложений, сайтов, ВТБ, именные гранты для студентов, сейчас работаю в Ингосстрахе.
Хочу сменить работу, так как тут забит штат и повышение не светит, пока не освободится место ».
«Здравствуйте! Я ... .
Я уверен, что мои навыки и опыт могут быть полезны для вашей команды. Я готов пройти собеседование и обсудить, как мои навыки могут внести вклад в успех вашей компании. Буду рад ответить на любые дополнительные вопросы.
Прилагаю свое резюме для вашего рассмотрения. Надеюсь на возможность обсудить детали моей кандидатуры более подробно.
Спасибо за ваше внимание к моей заявке. Я буду ждать вашего ответа».
Комментарий Маргариты: «Очевидно, что это письмо — “для галочки”. Так обычно выглядят массовые рассылки. Рекрутеры редко обращают на них внимание и еще реже — отвечают».
Комментарий Маргариты: «Обычно такие вещи, как неформальный стиль общения и эмодзи, считаются недопустимыми при деловом общении, но наша компания поощряет личный подход. Наша коропративная культура приветствует простое и непосредственное общение, и такой же стиль коммуникации мы ждем от кандидата».
Шаг 6 — резюмируем опыт работы
Вместо рассказа обо всем и сразу подсветите релевантный опыт, достижения и навыки. «Не стоит просто перечислять места работы — эта информация уже есть в резюме. Объясните, какую пользу вы можете принести компании», — советует Александра. «Напишите о случаях, с которыми вы справились благодаря своей креативности. Это даст более глубокое понимание о том, как работает ваше мышление в нестандартных ситуациях», — добавляет Дарья. Для краткости представитель «Яков и Партнёры» рекомендует использовать метод STAR: S (Situation) — ситуация, T (Task) — задача, A (Action) — действие, R (Result) — результат. Опишите ситуацию и задачу, с которыми вы столкнулись, затем кратко расскажите о действиях, которые предприняли, и достигнутом результате. Также обязательно отметьте, если уже проходили стажировку в компании, на вакансию которой откликаетесь.
+
−
Хорошо
Плохо
Отклик на вакансию «Категорийный менеджер (стажер)» в OZON:
Отклик на вакансию «Арт-гид для взрослой аудитории» в ММОМА:
«Здравствуйте!
Я искусствовед.
В разное время работала в музее, художественной школе, библиотеке Академии наук.
Имею неплохой опыт в общении с посетителями, с детьми и родителями. Свободно общаюсь на английском.
Прошу Вас рассмотреть мое резюме».
«Я ___, учусь на 3-м курсе по специальности “цифровизация бизнеса и электронная коммерция” в РАНХиГС и работаю в прямых продажах с 2021 года, в том числе на холодных звонках. При переходе в новую компанию за первый месяц работы самостоятельно увеличил выручку в 2,5 раза. Также веду авторский Telegram-канал на 500+ подписчиков».
Комментарий Маргариты: «Хорошее введение: есть краткая информация об образовании, опыте работы, достижениях и ссылка на телеграм-канал, где можно узнать о кандидате еще подробнее».
Комментарий Ксении: «Из письма неясно, чем соискательница занималась на предыдущих местах работы и насколько это релевантно вакансии. Что значит “неплохой опыт в общении” — тоже осталось загадкой». Это выражение слишком общее, оценочное и ничего не говорит о конкретных достижениях. Используйте конкретные примеры. Они более убедительно покажут рекрутеру, что именно вы делали на предыдущих местах работы и как это связано с вакансией.
Шаг 7 — упоминаем другие сильные стороны
Подумайте, какие еще личные качества, навыки и таланты могут сделать вас подходящим кандидатом для этой вакансии. «Нет опыта — ничего страшного! Может, в свободное время вы самостоятельно изучаете то, что требуется. А может быть, вы проходили релевантную практику во время учебы. Главное — приводите конкретные примеры», — наставляет Алина. Она также подсказывает: «Если откликаетесь на стартовую позицию, укажите, какие еще вакансии вас могли бы заинтересовать. Мы постараемся предложить вам подходящую должность и добавим ваше резюме в кадровый резерв». Только не надо углубляться в слишком личное. Юлия вспоминает: «Однажды девушка в письме мне расписала весь свой печальный жизненный опыт. Когда вы пишете сопроводительное письмо или резюме, важно помнить их цель — представить вас как профессионала, готового к выполнению конкретных задач. Личные проблемы и обстоятельства отвлекают внимание от ваших профессиональных качеств и достижений».
+
−
Хорошо
Плохо
Отклик на вакансию «Стажер-менеджер проектов» в OZON:
Отклик на вакансию «Стажер в коммерцию» в OZON:
«Вероятно, я не сильно отличаюсь от стандартного студента — играю, смотрю сериалы, списываю работы, отдыхаю с друзьями. Люблю поболтать не по делу (:».
«Помимо учебы я участник кейс-движения России. Я активно участвую в чемпионатах, менторю новичков, прохожу дополнительные курсы, связанные с кейсами, а до недавнего времени был участником кейс-клуба НИУ ВШЭ. Одно из главных достижений в этой сфере — второе место на кубке России, где сошлись лучшие кейс-команды в стране».
Комментарий Маргариты: «Компанию ваш досуг не слишком интересует. Более того, если человек “льет воду” в сопроводительном письме, можно предположить, что и в процессе работы он будет заниматься тем же. А это снижает его эффективность и ценность как сотрудника».
Комментарий Маргариты: «Рассказал про свои дополнительные активности и достижения, которые тоже применимы к позиции».
Шаг 8 — прикладываем портфолио
Китайская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Прикрепите к сопроводительному портфолио — особенно если откликаетесь на творческую позицию. Подойдут любые ссылки и ресурсы с вашими кейсами — соцсети, Behance, собственный сайт. Дарья подсказывает «секретную формулу»: «Если хотите произвести впечатление, покажите любимую работу из своего портфолио и объясните, почему выбрали именно ее. Продвинутый уровень — покажите чужую работу, которая вам нравится или которая вас вдохновляет, и объясните, почему вы хотели бы ее повторить или превзойти. Этим секретом со мной поделилась стилист по волосам и визажист Юля Букреева». Согласна с ней и Маргарита: «Хочется иметь возможность сразу же оценить работы кандидата. Наглядная демонстрация опыта и навыков усиливает впечатление от сопроводительного письма, даже если вы не представитель творческой профессии». Когда нет оформленного портфолио, можно рассказать о своих кейсах прямо в тексте сопроводительного письма. Главное — используйте конкретные примеры.
+
Хорошо
Отклик на вакансию «Арт-гид для взрослой аудитории» в ММОМА:
«В галерее <...> создал проект <...>. В библиотеке <...> участвовал в проекте <...>, где разрабатывал программу мероприятий и проводил ридинг-группы».
Комментарий Ксении: «Кандидат добавил в само письмо кликабельные ссылки на все проекты — и это супер. Теперь мы работаем вместе».