Выходи из комнаты
фото:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Новая книга номинантки The Blueprint 100 Екатерины Манойло, исследование пессимизма в искусстве и жизни, «Лес» в Театре Маяковского и «Расемон» в «Гараже». Составили культурное расписание на неделю — получилось плотно.
Выставки
1
что:
«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века»
где:
Всероссийский музей декоративного искусства
когда:
26 октября — 20 октября 2024
Из всех искусств для этой выставки важнейшие — роспись и кружево. Причем кружево михайловское, а роспись жостовская. Нина Гомиашвили, куратор новой экспозиции Музея декоративного искусства, которую уже успели оценить коллеги из «Радио 7 на семи холмах», разделила собранные в одном месте произведения народных промыслов по природным материалам. Так рядом с павловопосадскими платками оказался курский ковер, а компанию ростовской финифти составили лаковые миниатюры. К слову, разобраться в том, как это все выглядит и создается, можно с помощью специальной образовательной программы — экскурсий, лекций и мастер-классов.
2
что:
Звезда российского абстрактного экспрессионизма Влад Кульков (он же «Рискующий») и график с большой буквы Леонид Цхэ (он же «Маг») этим летом почти случайно (вернее, волей галериста) оказались в одном старом доме в Тбилиси. Там же нашлись холсты и акрил: так художники прервали творческое молчание и создали две живописные абстрактные серии. Ну и чтобы не нарушать традицию «два художника и два цикла», выставку опишем тоже в двух словах — удачный броманс.
«Рискующий и маг (Тбилисский цикл). Влад Кульков & Леонид Цхэ»
где:
VLADEY
когда:
13 октября — 5 ноября
3
что:
«И да, и нет», «Баньян» и «Хранители огня»
где:
PERMM, Пермь
когда:
28 октября — 2 января
У пермского музея современного искусства PERMM новоселье: институция переехала в новое пространство на улице Крисанова. Празднуют масштабно — сразу тремя новыми проектами. Первый под названием «И да, и нет» стал дебютной в истории музея постоянной экспозицией. Она объединила более 200 работ российских современных художников XX-XXI веков (в их число входят, например, Дмитрий Пригов, Павел Пепперштейн и Ольга Субботина). Второй проект — инсталляция художника Дмитрия Булныгина. Она сделана из 15 тысяч пластиковых бутылок и поднимает проблему доступности питьевой воды. Ну а третий проект «Хранители огня» посвящен музыкальной жизни Перми — от местных вокально-инструментальных ансамблей до рок-групп.
Кино
1
что:
«Кошки-мышки»
где:
В кинотеатрах страны
когда:
С 26 октября
Американская режиссерка Сюзанна Фогель — любительница раскрутить сюжет вокруг убийцы или убийства: ее комедия «Шпион, который меня кинул» с Милой Кунис и сериал «Бортпроводница» для HBO тому доказательство. Да и в новом проекте Фогель решила не изменять себе — главный герой «Кошек-мышек» Роберт, кажется, маньяк. По крайней мере это предстоит выяснить главной героине, студентке Марго, работающей в артхаусном кинотеатре, где они и встречаются. Дальше — взаимная симпатия, остроумные переписки и очень странные свидания-катастрофы, ставящие под сомнения намерения Роберта.
2
что:
Первый неевропейский фильм с «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля и «Оскаром» за лучший иностранный фильм — работа Акиры Куросавы, принесшая ему и японскому кинематографу мировую славу. В центре сюжета убитый самурай, его изнасилованная жена и разбойник, который не отрицает своей вины. И хотя преступление одно, Куросава показывает четыре версии того, как оно случилось, — по одной на каждого свидетеля. К слову, после выхода фильма словом «расемон» стали называть психологический эффект, который возникает, когда очевидцы по-разному и противоречиво описывают событие — основываясь на корыстных побуждениях, а не объективной реальности. Ну или заранее не выдумав общую правду.
«Расемон»
где:
Музей «Гараж»
когда:
5 ноября
Театр
1
что:
«Дом 2/27»
где:
Дом Радио, Санкт-Петербург
когда:
3 ноября
Дебютный спектакль нового театрального направления musicAeterna Αθεατρον, созданный режиссером и куратором Елизаветой Мороз, композитором Кириллом Архиповым и драматургом Ольгой Потаповой. В основе постановки — подлинные архивные материалы об обитателях и истории Дома Радио, которые на сцене трансформируются в драматическую фантасмагорию. Внутри нее главные герои — Он и Она — пытаются сделать важный жизненный выбор. Правда, в этот процесс вмешивается сам Дом, превращающийся в нового и самого главного героя.
что:
2
«Лес»
где:
Московский академический театр
им. Вл. Маяковского
когда:
3 ноября
Худрук театра Маяковского Егор Перегудов открывает сезон постановкой «Леса» Островского. Известный со школьной скамьи сюжет про помещицу в летах (роскошная Анна Ардова), тайно влюбленную в недавнего гимназиста, про ее племянницу-бесприданницу (обаятельная дебютанта Кира Насонова), безнадежно влюбленную в купеческого сынка, и про ее великовозрастного племянника, ставшего бродячим актером Несчастливцевым, режиссер трактует вполне классически. Но спасибо главному художнику театра, автору сценографии и костюмов Владимиру Арефьеву, залившему сцену водой, по которой плавает тот самый лес, — смотрится все это вполне живительно.
Книга
1
что:
«Ветер уносит мертвые листья»
автор:
Екатерина Манойло
издательство:
«Альпина»
Второй роман участницы списка The Blueprint 100 этого года и обладательницы премии «Лицей» за дебютную книгу «Отец смотрит на запад». В новой работе Манойло вновь поднимает тему отцов и детей — теперь в редком для российской литературы формате роуд-муви и с остросоциальным набором героев. Это вынужденные бежать из дома сестры, променявшая семью на красивую жизнь мать и ищущий в старшей дочери замену предательнице-жене отец — ситуация, в общем напоминающая дело сестер Хачатурян.
что:
2
«Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности»
автор:
Морган Мейс
издательство:
Individuum
Американский философ и арт-критик Морган Мейс решил исследовать пессимизм в искусстве и, как полагается, в жизни. Отправной точкой автора стал «Пьяный Силен» Питера Пауля Рубенса, а путь проходил, например, через древние культы (те, в которых обязательно находилось место блеянию козла), «Рождение трагедии» Фридриха Ницше и Троянскую войну. Причем рассуждает о пессимизме Мейс совсем не пессимистично, а скорее с юмором. В конце концов, напомним, что смех — лучшая защитная реакция.