Как по писаному
Звездами только что прошедшего в рамках Парижской недели моды показа Dior стали Роберт Паттинсон и Гвендолин Кристи — шоу проходило под видео, на котором актеры читают «Бесплодную землю» Томаса Стернза Элиота, программное произведение модернизма. Случившееся — далеко не первое обращение креативного директора Dior Homme Кима Джонса к истории литературы. Большой поклонник группы «Блумсбери» и английского искусства 1920-х, Джонс — показательный пример того, как при должном желании и таланте можно совместить, казалось бы, несовместимое.
Томас Стернз Элиот «Бесплодная земля»
Dior Homme AW23
Флеб, финикиец, две недели как мертвый,
Крики чаек забыл и бегущие волны,
И убытки и прибыль.
Морские теченья,
Шепча, ощипали кости, когда он, безвольный
После бури, вздымаясь и погружаясь,
Возвращался от зрелости к юности.
«Бесплодная земля»
Паттинсон и Кристи читали «Бесплодную землю» совершенно не случайно — и любовь Джонса к английскому модернизму здесь, может быть, даже не главная причина. «Земля», вершина раннего Элиота, вышла в 1922 году и, по единогласному мнению современников, подвела неутешительные итоги Первой мировой войны. Поэма, которую Элиот начал писать с началом войны, в 1914-м, была посвящена послевоенному упадку и разочарованию, с которым столкнулось поколение поэта. Оно же должно было как-то из всего этого выбраться и срочно начать разрушенный мир восстанавливать.
«Я был озабочен идеей возрождения и обновления и тем, как к этому подойти», — говорит Ким Джонс. Темы возрождения и обновления в этом году ему, как и всему миру, особенно близки. Не говоря уже о том, что Dior в этом году празднует 65-летие первой коллекции, которую сделал на авеню Монтень новый глава дома, 21-летний Ив-Сен Лоран, ставший самым молодым кутюрье в истории и навсегда изменивший историю моды. «Водную» тему Элиота, у которого все либо топятся, либо умирают от жажды, Джонс активно поддержал — в коллекции есть детали и конструкции, характерные для парусного спорта, рыбацкие силуэты и дождевики, как у героев Стивена Кинга.
Джек Керуак,
«В дороге»
Dior Homme AW22
Я представил себе, как уже вечером буду сидеть в денверском баре вместе со всей шайкой, и в их глазах я буду выглядеть чудаковатым оборванцем, и они примут меня за пророка, пересекшего пешком всю страну, чтобы принести им тайное Слово, а единственное Слово, которым я обладал, было «ура!».
«В дороге»
Коричневый кожаный бумажник, который в прошлом году получили гости показа Dior Homme, был украшен иллюстрациями из первого издания романов «В дороге» и «Видений Коди» модного амбассадора бит-поколения Джека Керуака. По Керуаку и его товарищам по контркультному движению в Америке 1960-х сохли не только в библиотеках — на улицах самыми модными парнями и девушками в США тоже были именно они. Их старший товарищ Уилья Берроуз говорил: «Благодаря Керуаку по всей стране продалось триллион Levi’s и миллион эспрессо-машин».
Ким Джонс заветы старших уважил (а еще отдал дань основателю модного дома Кристиану Диору, тоже страстному библиофилу) и пустил своих моделей по 36-метровой распечатке «В дороге» (Керуак, как известно, не любил писать на обычной бумаге и заправлял свою пишущую машинку многометровыми рулонами). На них были, конечно же, обязательные потертые джинсы, майки с фотографиями Керуака, тельняшки, толстовки с цитатами, и даже в линии аксессуаров появились обложки для книг. Униформа «творческого человека», которому в любой момент надо сбежать из одного притона в другой, получила новую, более свежую (буквально) жизнь.
Группа «Блумсбери»
дебютная коллекция для Fendi
Все, с чьим мнением стоит считаться, согласились на том, что жизнь — единственный предмет, достойный пера биографа или романиста; а жизнь — постановили те же авторитеты — ничего не имеет общего с тем, чтобы сидеть на стуле и думать. Мыслить и жить — два полярно противоположных занятия.
«Орландо»
В своей дебютной коллекции для Fendi в 2021 году Ким Джонс обратился к своему любимому литературному произведению — «Орландо» Вирджинии Вулф, еще одному программному тексту литературы ХХ века. История дворянина при дворе Елизаветы, который дожил до наших дней и успел за это время сменить пол (но не личность, как говорила писательница) — это, что называется, феминистский канон и источник вдохновения для людей, которые не считают мужчину в юбке чем-то противоестественным.
Тогда же Джонс совместно с фотографом Николаем фон Бисмарком выпустил книгу The Fendi Set, посвященную коллекции, своей работе и жизни Вулф. Предисловие к ней писала Тильда Суинтон — также поклонница Вулф и исполнительница главной роли в самой известной экранизации ее романа, «Орландо» Салли Поттер.
Вулф и группой «Блумсбери», в которую входили ее друзья и коллеги, в начале века боровшиеся с ханжеством европейского искусства и образа жизни (многофигурные любовные конструкции внутри группы — предмет отдельного разговора), Джонс заинтересовался еще в раннем возрасте. Значительную часть юности он провел, катаясь на велосипеде по буколическим деревенькам Восточного Сассекса, где в свое время резвились участники и участницы «Блумсбери».