Будет и на нашей улице праздник
ФОТО:
ЖЕНЯ ФИЛАТОВА, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
«Позавчерашние новости» Маши Миногаровой выходят в офлайн. С 7 по 20 сентября в пространстве Peak Souvenir в Столешниковом переулке пройдет выставка предметов искусства, которые мелькали в выпусках YouTube-шоу. Накануне вернисажа The Blueprint поговорил с кураторами — и выбрал самых любопытных художников-участников.
«В одном из выпусков, третьем для нас, мы предложили Маше одеться в Vereja, — как-то рассказывали The Blueprint стилисты Миша и Китти. — Когда мы приехали домой к [соосновательнице бренда] Маше Комаровой за вещами, у нее на стене висело огромное панно. Мы спросили: “А можно мы и это возьмем?” Она такая: “Да, конечно. Снимайте!”. Мы привезли картину на съемки, и Маше очень понравилась эта идея. С того момента как-то решили, что будет классно в каждом выпуске использовать произведения искусства».
За четыре года в «Позавчерашних новостях» побывали работы десятков художников: завирусившиеся видео Виктории Кудесницы обсуждали на фоне фотографий Саши Mademuaselle, «голые» выходы Бьянки Цензори — на фоне цветочных полотен Tasha Artzolotoe, стекающую с потолка слизь на показе Prada весна—лето 2024 — на фоне керамических гномов Павла Бабина. А ведущая шоу Маша Миногарова превратилась в изрядного арт-коллекционера. «Я выкупаю каждую пятую работу, которая появляется в “Позавчерашних новостях”. У меня дома уже живет арт-коллекция — как ни странно, разных портретов, потому что я очень люблю изображения людей. Мои фавориты — Дашка Монашка, Яков Хомич, Женя Филатова, Саша Кокачева, — подтверждает сама Миногарова. — Раньше я вообще была далека от мира искусства, мне требовались аналитические тексты или мнения кураторов, чтобы понять, какие работы хорошие, а какие — плохие. А потом я решила просто покупать то, что нравится».
Женя Филатова
Выставку в пространстве Peak Souvenir готовили художница Даша Патрикеева, которая сейчас изучает скульптуру в антверпенской Королевской академии изящных искусств, и Сережа Нестеренко — он же арт-директор того самого двора в Столешниковом переулке, где соседствуют ресторан «Тото», мотокафе «Энтузиаст» и бильярдный дом «Круглый шар». Параллельно с этим оба уже четыре года работают на «Позавчерашних новостях» кураторами: выбирают произведения искусства в галереях SAMPLE, «Объединение», fābula и a-s-t-r-a и придумывают, как лучше пристроить их в кадр («У нас удачный тандем: я хорошо ориентируюсь в арт-сфере, у меня много полезных контактов, а у Сережи отлично развито пространственное мышление, поэтому на нем развеска», — говорит Даша Патрикеева).
«Хранилище Позавчерашних Новостей» — не первая выставка, которую Патрикеева и Нестеренко организовывают вместе: в 2021-м они курировали арт-программу фестиваля Tribe и показывали молодых художников «из московского подполья» на «Флаконе», в «Кубе» и Mutabor. «Это огромные пространства, нам было где разгуляться, — вспоминает Сережа Нестеренко. — Peak Souvenir же крошечный, поэтому пришлось изворачиваться: решили, что работы на стенах будут обновляться». Другое пространство команда «Позавчерашних новостей» не рассматривала: «Этот двор — наше место силы, где мы проводим 90% времени. Хотелось соединить наши “Позавчерашние новости” и ежедневные дела», — вспоминает Маша Миногарова.
Кроме «Стены» в Peak Souvenir разбили и две другие зоны: «Эфир» (на шести допотопных телевизорах без перебоя транслируют «Позавчерашние новости») и «Студия» (название говорит само за себя: команда воссоздала съемочную площадку — с диваном, «бабушкиным» ковром и торшером). Всего в пространстве будет представлено около 20 работ. Их, по словам Патрикеевой, выбирали «исходя из размеров площадки» и значимости для шоу: «Некоторые из художников с первого дня с нами, как, например, Игорь Андреев, с которого начинается история взаимодействия “Позавчерашних новостей” и искусства, также взяли работы из галерей (Art Sample, a-s-t-r-a), с которыми мы сотрудничаем, добавили скульптурные работы (троллей Павла Бабина) и включили художников, которые максимально близки нам по духу». Показываем самые любопытные работы.
Александр Лемиш
Интернет-культура и хоррор-эстетика — в числе главных сфер интересов Саши Лемиша, участника The Blueprint 100, выпускника «Базы» и резидента галереи fabula. Создает инсталляции, диджитал-живопись и видео-арт. В частности, на тему связи современных медиа с ментальным здоровьем — этому Лемиш посвятил одну из своих последних персональных выставок, 4Real в Музее Вадима Сидура.
Артур Кривошеин
Уфимский художник и резидент галереи a-s-t-r-a, который до запуска арт-карьеры изучал криогенику в Бауманке и тоже знаком вам по списку The Blueprint 100. Свои цветные многослойные абстракции он пока создает на холстах, но в скором времени планирует зайти на территорию и других медиа: видео, музыки, фотографии, гравюры. На прошлогодней ярмарке молодого искусства blazar у Кривошеина случился триумф: распродали все работы.
Алиса Гвоздева
Женщина с туловищем тигра, пара верхом на пантере, дети с цирковыми мартышками — кого только не создает из керамики художница Алиса Гвоздева. В портфолио Гвоздевой — и статуэтки, и барельефы, и инсталляции из плитки, и даже живопись. Окончила факультет свободных искусств и наук по программе «Когнитивные исследования» в СПБГУ, среди прочего участвовала в выставках в ММОМА и в нью-йоркской галерее Project.
Кирилл Манчунский
Тело — главная тема художницы, которая создает вышивку, графику, сахарные скульптуры и видеоисследования (на тему религиозных сект, например). В ход Ирина Петракова пускает и балки, и дерево, и ткани, и решетки, и проволоку. А еще размышляет на тему исторической памяти, дистанции и присутствия (последнему была посвящена ее персональная выставка в ММОМА).
На 32-летнего Кирилла Манчунского мы советовали обратить внимание еще накануне Cosmoscow 2023. Современным искусством он увлекся в 19, после травмы позвоночника. С тех пор Манчунский успел окончить «Базу» и ИПСИ и стал резидентом Открытых студий «Винзавода». Сейчас работает в жанре жизнерадостного наивного искусства — и выдает большие цветастые полотна, героями которых были и крошечные человечки, и говорящие животные, и зеки.