Blueprint
T

Раскручивая красную нить


ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Текст: Тео Омский

В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в пятый раз проходит Триеннале текстильного искусства и современного гобелена. Один из главных символов этого сезона, который встречается у целого ряда участников, — красная нить. Это неудивительно: образ алой нити уходит в глубокую древность и пронизывает искусство Европы, Азии и Нового Света. Посмотрим, о чем он рассказывает зрителю.

Мадина Курданова, «Разные полюса», 2025

Выражение «тонкая красная линия» (The Thin Red Line) относится к эпизоду Крымской войны. В битве при Балаклаве 25 октября 1854 года солдаты британского 93-го полка, отражая атаку русских, построились в две шеренги вместо положенных четырех. Их мундиры были красного цвета, поэтому их назвали «тонкой красной линией», впоследствии этот образ стал символом стойкости и самопожертвования.


Мадонна

Анджелина Джоли

В книгах о символике цвета французский историк-медиевист Мишель Пастуро рассказывает, что красный был «архетипическим цветом, первым цветом, который человек подчинил себе, научился изготавливать, воспроизводить и разделять на оттенки». Это был цвет глины, земли, крови и женского начала. В мистическом течении иудаизма, каббале, повязанная на запястье красная нить оказывается амулетом от сглаза. В Поднебесной красными нитями украшают деревья, их используют в создании талисманов и украшений. Встречается красная нить и в традиционном русском искусстве. Например, в мстёрской вышивке, точнее, одном из ее видов, владимирском верхошове — это искусство вышивальщиц Владимирской области, известное с XVII века. Или в геометрической рязанской вышивке. И то, и другое вдохновляет современных российских художников — это особенно заметно по представленным на Триеннале текстильного искусства «Разным полюсам» (2025) Мадины Курдановой из Нальчика и «Платью на каждый день» (2025) Галины Храмцовой.


Галина Храмцова, «Платье на каждый день», 2025

«Львы», элемент подзора, Олонецкая губерния, XIX век

Вообще архаическое восприятие красного сплошь и рядом эксплуатируют современные художники. Огромные инсталляции японской художницы Тихару Сиоты состоят из алых нитей и напоминают фонтаны артериальной крови. А совсем недавно художница из Кемерова Татьяна Ахметгалиева представила на выставке «НИИ Архив. Ремонтаж» в ЦСИ «Винзавод» художественное панно из серии «Стадия куколки». Это огромная, во всю стену, вышивка с красными фигурами.

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":-3,"y":2,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":150,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":11,"y":67,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":150,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":150,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Тихару Сиота, «The key in the hand», 2015

Тихару Сиота, «Tracing Boundaries», 2021

Татьяна Ахметгалиева, «Стадия куколки», 2009

В марте 2025 года сайт ARTnews отдал 29-е место в рейтинге «100 лучших произведений XXI века» чилийской художнице Сесилии Викунье, точнее ее работе «История красной нити». Это огромная инсталляция, созданная с помощью кипу — узелкового письма, которым пользовались коренные народы Перу, чтобы фиксировать информацию о важных событиях. Таким образом, красная нить — не просто универсальный образ, это сама история, память о человеческой культуре, зародившейся в глубине пещер и продолжающей жить на выставках современного искусства по всему миру.

Сесилия Викунье, «История красной нити», 2017

Джексон Поллок, «Стенографическая 

фигура», 1942

Джексон Поллок, «Красный, черный
и серебряный», 1956

Василий Кандинский, «Красное и синее», 1913

Валентин Серов, «Портрет Л. А. Мамонтовой», 1894

Константин Маковский, «Девушка с красной лентой», 1900

Артем Лоскутов, «Беларусь», 2020

Сергей Шутов, «Лежащая», 2024

Сальвадор Дали, «Напряжение», 1982

Жан-Мишель Баския, «Гибкость», 1984

Густав Климт, «Медицина», 1888

Ф. А. Малявин, «Молодые крестьянки», конец 1900-х – 1910-е

Борис Орлов, серия «Прибавочный элемент» (2001)

Борис Орлов, «Имперский гардероб из цикла «Аверс и реверс империи”», 1998

Никита Неф, «Блок №6», 2022

Ковры Concept Carpet Lab, Игорь Гурович, «Be A Poem, Nothing
Is Real, Best Time», 2024 

Нина Коган, «Эскизы супрематической росписи трамвая», 1920

Оксана Афанасьева «Вечно», 2024

Коллекция Виктории Бекхэм, 2015

Игорь Шелковский, «Красный лес», 2020

Барри МакГи, мурал на улице Хьюстона в Нью Йорке, 2010

Христина Высоцкая,  «Души леса. Связи», 2025

Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, 2025

Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, 2025

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}