Blueprint
T

Команда фонда Ruarts

фото:

марго овчаренко

продюсер:

макс кузин

арт-директор:

сергей пацюк

Этой новости мы ждали не один год и все-таки дождались — пространство фонда Ruarts в Трубниковском наконец открывается. Александр Бланарь поговорил с главными героями грядущего новоселья.

17 апреля в Трубниковском переулке откроется долгожданное новое пространство фонда Ruarts. Распахнув двери нового дома, хозяева хотят поделиться с гостями самым лучшим и самым дорогим, и этот случай не исключение. В новом здании нашлось место библиотеке, образовательному центру, книжному магазину и кафе, но больше всего внимания будет неизбежно приковано к выставочным залам. Стартовая выставка «Мягкая родина», кураторами которой стали основательница фонда Марианна Сардарова и арт-директор Ruarts Катрин Борисов, — гостеприимная демонстрация самых значимых работ из собственной коллекции одного из крупнейших частных фондов России. Накануне открытия Александр Бланарь поговорил с командой Ruarts об их новом доме, общих ценностях и коллегах, о которых можно только мечтать.

Марианна Сардарова, основательница фонда Ruarts

Идея создать фонд пришла ко мне 18 лет назад, в 2003-м. Я интересовалась современным искусством, уже что-то коллекционировала, следила за международным контекстом. Даже специально съездила познакомиться с деятельностью французского Fondation Maeght, чей формат и миссия мне показались близкими. Можно сказать, что именно их модель я взяла за основу концепции фонда. Мне хотелось, чтобы институция не только занималась выставками, но и уделяла внимание образованию, проводила лекции и мастер-классы, занималась издательской программой. Правда, начала я в 2004 году с галереи. Со временем фонд стал развиваться, выставки проходили уже на других площадках, в том числе музейных, мы стали издавать книги и монографии. Многие сомневались и путались, не понимали различия между фондом и галереей. Сейчас, с появлением отдельной площадки фонда, мы надеемся полностью разграничить две эти параллельные деятельности и избавиться от путаницы.


Наша миссия заключается в изучении, систематизации, экспертизе и продвижении российского искусства. Мы хотим открыть доступ к нему максимально широкой аудитории в России и мире. Хотим объединить усилия кураторов, художников, исследователей современного искусства и выстроить диалог между художником, произведением и зрителем. Мы, по сути, проводники, и я очень рада, что новое пространство фонда даст нам возможность впервые показать собственную коллекцию произведений российских современных художников, а также позволит проводить выставочные, дискуссионные, лекционные программы, мастер-классы для детей.


Пандемия встряхнула и внесла свои коррективы в деятельность всех выставочных институций, коснулось это и нас, мы дважды переносили открытие новой площадки. Мы очень верим в то, что ничто больше не помешает нам работать в привычном офлайн-режиме, ведь личные впечатления и живое общение ничто не заменит.



Мне очень повезло с командой, это правда. Костяк команды сложился уже давно. Я очень благодарна Катрин Борисов, арт-директору фонда, она моя правая рука, советник и соратник. Стася Кроль отвечает за PR и коммуникации, за все креативные идеи и следит за фирменным стилем. Маша Ольшанская, которая пришла в 2011 году ассистентом, доросла до руководительницы выставочного отдела. Не так давно к нам присоединились технический директор Александр Костылев и научная сотрудница Надежда Цветкович. Также в команде фонда есть хранительница, Мария Каморная, человек, который следит за всеми передвижениями коллекции и ее сохранностью. За жизнедеятельностью офиса в целом, а также за оборотом документации следит Татьяна Вдовина. Такая небольшая, но очень эффективная команда. Но есть и совсем новые сотрудники — наши администраторы ресепшена и медиаторы.

Катрин Борисов, арт-директор

В Ruarts я уже работаю одиннадцать лет. Сергей Борисов, мой отец, был знаком с Марианной Сардаровой, так как она его коллекционер, и впоследствии он стал автором галереи Ruarts. Так и я познакомилась с Марианной. В какой-то момент я закончила свою работу в издательском бизнесе, пришла к Марианне на чай и рассказала, что у меня есть классный кураторский проект. И через два месяца после встречи я сделала выставку «Дуэль» в Ruarts. Я была просто счастлива, сделала выставку и улетела в Лос-Анджелес. Потом мне позвонила Сабина, арт-директор галереи на тот момент, и сказала, что увольняется, переезжает в Лондон, так что галерея ищет арт-директора. Предложила мне попробовать.


У меня очень широкий круг обязанностей. Я отвечаю за всю издательскую, выставочную, образовательную, административную деятельность фонда и галереи. Творческая деятельность отнимает больше всего времени. Я являюсь куратором девяноста процентов выставок, которые проходят в галерее, или тех, что организует фонд.


С одной стороны, очень трудно переключаться между такими разными задачами. С другой — еще работа в «Известиях» научила меня, что, как только я выхожу с работы, я больше не работаю. Понятно, что есть еще представительские функции, это тоже часть моей работы, но тут я могу уже выбирать, пойду на открытие, на ужин или нет.


Есть спорт высоких достижений, а для меня фонд Ruarts — это институция высоких достижений. Динамичная, развивающаяся, с очень бодрой командой.

Надежда Цветкович, руководительница научного отдела фонда Ruarts

По образованию я искусствовед, кандидат философских наук, долгое время жила в Париже. Я присоединилась к команде Ruarts в конце прошлого года. Мне очень приятно работать с энергичными, талантливыми и амбициозными коллегами. Занимаюсь изучением коллекции фонда, составляю искусствоведческие тексты, вместе с Катрин Борисов курирую лекционную программу. Мне очень близок ее подход, профессиональный взгляд, я благодарна за свободу и доверие, которые мне предоставлены.


Я в восторге от самой коллекции, грамотной и живой. У Марианны Любимовны интуиция на новые имена. Помимо главных представителей неофициального искусства в коллекции нашли свое место совсем молодые авторы, например, Morik, Женя 033IC, Алексей Лука, Миша Бурый, Маяна Насыбуллова и другие. И мне, как историку искусств, необычайно интересно проводить параллели между разными художниками и направлениями, углублять, находить новые смыслы и через свои тексты быть опорой для зрителя. Соединять науку и интуитивный момент переживания ­— самое интересное.

Мария Каморная, ответственная за хранение, хранительница

Я пришла в Ruarts четыре года назад на позицию ассистента галереи. Поначалу у меня был очень обширный пул задач. Сейчас я занимаюсь как коллекцией самого фонда, так и частной коллекцией Марианны Сардаровой.


Мы не так давно перевезли коллекцию фонда в новое здание и сейчас активно занимаемся организацией хранения: работы на холстах, фотографии, пластику и другие смешанные техники мы храним отдельно друг от друга.


Коллекция фонда растет в геометрической прогрессии, поэтому она должна быть структурирована. Каждое произведение необходимо внести в базу с датировкой, размерами и другими важными параметрами.


До работы в Ruarts у меня был свой бизнес, франшиза детского клуба. Мне это не зашло, а сейчас я в безумном восторге от того, чем занимаюсь.

Александр Костылев, технический директор

Я уже больше десяти лет работаю в сфере современного искусства. За плечами большой опыт менеджмента крупных проектов, таких как Биеннале молодого искусства, Уральская биеннале, «НЕМОСКВА». В Ruarts я пришел в прошлом году из дирекции ГЦСИ Пушкинского музея. Любопытно то, что сфера деятельности не изменилась, а круг знакомств значительно расширился. Фонд активно поддерживает художников уличной волны, с которыми прежде я сталкивался по работе лишь изредка.


Технический директор в музее — это человек, который занимается в основном вопросами, связанными с выставочной деятельностью: продакшен новых произведений, логистика, застройка и монтаж экспозиции, мультимедиа. В фонде спектр задач значительно шире, так как команда небольшая. Здесь к выставочным и общим административным задачам добавляются новые для меня вопросы, связанные со строительством, инженерными коммуникациями и системами безопасности здания, открытием сувенирного киоска. Я благодарен Марианне Сардаровой и Катрин Борисов за доверие и возможность поучаствовать в запуске такого большого и амбициозного проекта. Это, конечно, незаменимый опыт.

Стася Кроль, PR-директор

В следующем году будет уже 10 лет, как я работаю в Ruarts. Я выросла в творческой семье и всю жизнь интересовалась искусством. Работала во многих московских галереях, из которых большинства уже не существует. Ruarts возник в моей жизни совершенно спонтанно. В 2012 году, когда я жила в Санкт-Петербурге и получала второе высшее в Академии художеств на факультете теории и истории искусств, мне попалась на глаза вакансия PR-директора в Ruarts. Я взяла академический отпуск на год, приехала в Москву, прошла собеседование и так и осталась.


Помимо пиара и коммуникаций с партнерами и арт-сообществом я отвечаю за креативные идеи и фирменный стиль, формирование имиджа фонда, а еще за SMM, администрирование сайтов, гест-менеджмент, все тексты и визуальные решения. Но так как команда небольшая, функции иногда размываются, растягиваются.


А еще я сама очень творческий человек, поэтому сделать инстапойнт на день рождения галереи, оформить свадьбу коллеги или дресс-код любой вечеринки — это ко мне. Мы очень дружная сплоченная команда, это особенно проявляется в самых сложных моментах и проектах. Например, мы действительно все очень сдружились на нашем проекте «Части стен».


Фонд Ruarts — крупнейший частный фонд в России, и он стал таким на моих глазах — значительным, влиятельным, большим, и это правда очень круто. Я очень горда, что имею к этому отношение.

Мария Ольшанская, руководительница выставочного отдела

Я окончила Московский ИнЯз им. Мориса Тореза (МГЛУ), и я политолог со знанием двух иностранных языков. У меня были небольшие подработки по специальности после института, но позже я поняла, что хочу работать в другой сфере. В итоге десять лет назад я пришла в Ruarts на позицию ассистента арт-директора. Должность подразумевала под собой очень много разных задач, которые постоянно трансформировались.


Сейчас я работаю в сформированном выставочном отделе и занимаюсь всем, что непосредственно касается выставок — организация, логистика, координационная работа, выпуск каталогов, ну и другими смежными вопросами. Работа требует большой собранности. Фонд Ruarts — это большой, захватывающий, постоянно развивающийся проект, где благодаря энергии основателя и команды каждый год интереснее предыдущего.

Таня Вдовина, РУКОВОДИТЕЛЬНИЦА административного отдела

Моя работа кому-то может показаться невидимой. Но от нее многое зависит. Я координирую процессы внутри организации, занимаюсь подготовкой выставок, веду документы и бюджет.


В Ruarts я работаю уже шесть лет. Я пришла сюда в феврале 2015 года на должность ассистента. За эти годы развивался фонд, а у меня расширялся круг обязанностей, увеличивалась ответственность.


Я считаю, что для всей команды и для меня лично переломным стал 2018 год, когда мы сделали выставку «Части стен» в Манеже в Санкт-Петербурге. Это был очень масштабный и крутой проект, мы все тогда прошли проверку на прочность. Этот опыт очень сплотил команду и показал, что мы действительно можем сделать многое. Для меня новая площадка фонда Ruarts — это место силы. И я надеюсь, что для всех, кто интересуется искусством, Ruarts станет таким же важным местом.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}