Blueprint
T

Коллекционеры и меценаты мира моды

17 мая стало известно, что в 22 мая в Париже наконец откроется новый музей современного искусства в здании Торговой биржи, где разместится коллекция Франсуа Пино — основателя люксовой корпорации Kering. В 2017 году за реконструкцию биржи взялся японский архитектор Тадао Андо, открыться она должна была еще год назад — но пандемия сорвала все сроки. Этот грандиозный проект обошелся Пино в 194 миллиона долларов и станет долгожданным пополнением в списке «модных фондов», чьи коллекции располагаются в пространствах, не уступающих ведущим мировым музеям. Татьяна Тафинцева, The Art Newspaper Russia рассказывает подробнее об этом — и еще пяти  самых убедительных примерах.

Фонд Prada

Фонд Prada основала еще в 1993 году Миучча Прада и ее муж Патрицио Бертелли. Сама наследная «принцесса» модной династии не раз подчеркивала, что фонд был создан отдельно от бренда и исключительно из большой любви к искусству. В девяностые Прада привозила в Милан Аниша Капура и Луизу Буржуа, в нулевые фонд сосредоточил внимание на Венецианской биеннале. К примеру, в 2006 году в Венеции был представлен проект «Тайная история русского кинематографа» под кураторством Марко Мюллера и Алены Шумаковой. В 2011-м фонд обустроился в венецианском палаццо Корнер делла Реджина, а в 2015-м наконец обзавелся достойным себя жильем в Милане.

Комплекс из семи корпусов бывшего спиртового завода, возведенного в 1910-х годах в миланском районе Ларго-Изарко, был перестроен архитектурным бюро ОМА под руководством Рема Колхаса. Эта же команда возвела и три новых здания — музей для временных экспозиций, кинотеатр и 10-этажную «Башню» для экспозиции собственной коллекции фонда Prada. С тех пор уже 6 лет на площади Ларго-Изарко проводят мероприятия невозможных доселе масштабов — от выставки Уэса Андерсона и благотворительной распродажи Дэмиена Херста до бесчисленных ретроспектив «новых» классиков, включая Альмодовара и Дэнни Бойла. Отдельного внимания достойны грандиозные коллективные выставки фонда.

Фонд Louis Vuitton

Появление у Fondation Louis Vuitton в 2014-м собственного здания стало логичным продолжением долгой и славной истории. Бренд Louis Vuitton на протяжении нескольких десятилетий до этого поддерживал самые разные арт-проекты и потратил немало средств на выставки, книги и филантропические инициативы в сфере искусства. Владелец конгломерата LVMH Бернар Арно в 2006 году открыл на Елисейских Полях выставочное пространство Espace Culturel Louis Vuitton, возможно, чтобы прощупать почву для развития выставочной линии фонда.


Теперь там расположен флагманский магазин Louis Vuitton, а домом для собственной коллекции искусства Арно, для арт-собрания компании, а также для уникальных соло- и сборных выставочных проектов стало будто летящее под парусами здание, возведенное в Булонском лесу по проекту архитектора Фрэнка Гери. Здесь уже показывали оголенные стволы Джузеппе Пенноне, световые инсталляции Олафура Элиассона и даже коллекцию одного из величайших русских коллекционеров XX века Сергея Щукина. Летом 2019-го фонд спонсировал показ выставки собрания всех братьев Щукиных в ГМИИ им. Пушкина, а заодно привез в Москву 65 произведений из коллекции Fondation Louis Vuitton. В этом году в Булонском лесу представят еще одну связанную с Россией выставку — коллекцию братьев Морозовых.



Фонд Cartier

Первый частный Фонд современного искусства в Париже был основан в 1984 году ювелирным домом Cartier. Именно благодаря этой институции в 1987 году во Франции был принят закон о корпоративном патронаже искусства. Фонд и ювелирный дом связаны финансово, правда, в одностороннем порядке — бренд спонсирует достойное существование одноименной культурной единицы, но никак не влияет на ее деятельность, оставляя фонд полностью независимой и, как подчеркивают, некоммерческой организацией. В начале 1990-х быстро растущая коллекция (сейчас в ней уже около 2000 произведений), а с ней и выставочные амбиции Fondation Cartier потребовали для него отдельного, более вместительного пространства. В 1994 году открылось здание фонда, созданное по проекту Жана Нувеля, окруженное густыми зарослями собственного сада.

Среди громких и порой неожиданных имен здесь выставлялись Жан-Поль Готье, Такэси Китано, Рон Мьюек, Дэвид Линч, Такаси Мураками. Одним из основных направлений деятельности фонда до сих пор остается забота о природе и экологии, и по выставочной деятельности это легко заметить. Так, за последние пару лет кроме собственной выставки «Мы — деревья» фонд Cartier показал «Войну яномами» Клаудии Андухар и «Большой животный оркестр» Берни Крауза.

Фонд Франсуа Пино

Один из богатейших людей на планете и владелец люксового концерна Kering, Франсуа Пино давно интересуется искусством и за свою долгую жизнь (Пино родился в 1936 году) собрал выдающуюся арт-коллекцию. Возможно, именно эта его страсть подвигла его купить в 1999 году аукционный дом Christie’s. Совсем скоро в историческом здании парижской Торговой биржи (Bourse de Сommerce) неподалеку от Лувра поселится Фонд современного искусства Пино. Именно там будут представлены шедевры, которые миллиардер собирал на протяжении последних 40 лет.

Обновлением здания биржи занимается давний товарищ Пино по художественным авантюрам архитектор, лауреат Притцкеровской премии Тадао Андо. Он же был автором первых трех площадок Pinault Collection в Венеции — палаццо Грасси, Театрино и Пунта делла Догана. Там выставлялись и Дэмиен Херст, и Зигмар Польке, и Юсеф Набиль, и Люк Тейманс, и, конечно, экспонировались произведения из коллекции самого Пино. В 2009 году часть коллекции Пино привозили в Москву. Экспонировались работы Марка Ротко, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Дэмиена Херста и других знаменитостей от мира искусства в музее «Гараж», который тогда еще располагался на улице Образцова.

Коллекция Марамотти

Основатель марки Max Mara Акилле Марамотти собрал великолепную коллекцию искусства, а затем организовал и музей Collezione Maramotti в итальянском городке Реджо-Эмилия. В бывшем здании фабрики разместилось собрание, в которое входят шедевры таких авторов, как Фрэнсис Бэкон, Жан-Мишель Баския, Герхард Рихтер, Ансельм Кифер, Микеланджело Пистолетто, и многих-многих других. Семья Марамотти продолжает пополнять эту достойную коллекцию, а также спонсирует множество других культурных проектов. Один из них — возведение вантовых мостов по проекту архитектора Сантьяго Калатравы. Возможно, важнейшая инициатива семьи Марамотти — ежегодная премия для женщин-художниц из Британии Max Mara Art Prize for Women, учрежденная совместно с галереей Whitechapel в 2005-м. Победительницы традиционно становятся участницами программы резиденции Collezione Maramotti.

Фонд Hermès

Fondation d’entreprise Hermès занимается поддержкой совершенно разных проектов — от музыкальных фестивалей до выставок современного искусства. Для представителей арт-сообщества фондом создана программа резиденций художников. Скоро (как надеются все жители Франции и Парижа в частности) в Гран-Пале откроется выставка Sables brûlants («Горящие пески»), которая впервые объединяет произведения, созданные резидентами этой программы разных лет. В их числе, к примеру, художница Люсия Брю, чьи работы на постоянной основе представлены в галерее легендарного мецената Акселя Вервордта, и Оливер Беер, чью аудиоинсталляцию «Оркестр сосудов» приобрел в свою постоянную коллекцию музей Метрополитен.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}