Blueprint
T

Совсем одичали!

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Музей русского импрессионизма совместно с ГМИИ им. А.С. Пушкина открыл выставку «Русские дикие», на которой собраны работы отечественных художников начала прошлого века, вдохновленные фовизмом. Дикое здесь означает яркое, насыщенное, энергичное — в общем, исключительно хорошее. Но позитивный посыл проекта еще и в том, что его кураторы напоминают (и в этом ироничный парадокс названия): Россия — все-таки Европа.

Александр Русаков, «Лошади на водопое», 1923–1925

Пётр Кончаловский, «Натюрморт с гранатами», 1908

Николай Синезубов, «У зеркала», 1920

Музей русского импрессионизма, укромно расположившийся обочь Ленинградского проспекта, — не такое известное и популярное у туристов место, как Третьяковка или Пушкинский, но «Русские дикие» вполне могут стать новым выставочным блокбастером. Это очень емкий проект, в который вложились экспонатами три десятка музеев со всей страны — от Архангельска до Таганрога и Владивостока. Включая, конечно, и Пушкинский с Третьяковкой, и Русский с Эрмитажем. Плюс несколько галерей и даже частных коллекционеров, «пожелавших остаться неизвестными», как написано на стенде с благодарностью участникам (всего задействовано 51 собрание, предоставлено 113 работ). В общем, есть ощущение, что по заявленной теме тут собраны сrème de la crème — возможно, историки искусства с этим поспорят, но обычного посетителя экспозиция способна буквально ошарашить, не столько даже «дикостью», сколько плотностью хорошей и очень хорошей живописи. И тем, как знакомые имена начинают иначе играть в новом контексте.

Причем тут Баския
  и Уорхол?

Изумление номер один — открывающий экспозицию холст «Без названия», датированный 1984 годом. Авторы — мировые звезды Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, «дикие», конечно, но не то чтобы русские. А это такой специальный трюк кураторов: удивитесь-ка, как посетители первых выставок нового искусства 120 лет назад! Но вообще-то рифмы — уже фирменный стиль Музея русского импрессионизма: например, на прошлогодней выставке «Группа “13”. В переулках эпохи» живопись и графика художников рубежа 1920–1930-х годов, сумевших ускользнуть от «советского» в частное, лиричное, интимное, соседствовали с их эстетическими ориентирами — работами Эдгара Дега, Рауля Дюфи, Пикассо и Ренуара. Так и теперь — источники вдохновения «русских диких» пунктирно прошивают экспозицию: регулярно натыкаешься то на Анри Матисса, то на Отона Фриеза, то на Альбера Марке.

Анри Матисс, «Испанка с бубном», 1909

Сам эпитет «дикие» — изначально французский: fauves — так возмущенный критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы и взрывом ярких красок. На русский термин перетолковал Давид Бурлюк, чья живопись, представленная на выставке, напоминает, что будущий «отец футуризма» тоже был очарован фовистами. В статье для альманаха «Синий всадник» он называл русских «диких», которые «открыли новые принципы прекрасного». Из самых известных имен — Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Павел Кузнецов, Петр Кончаловский.

Давид Бурлюк, «Полдень на Днепре», 1910

Дикие -измы

Кураторы — Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма и Илья Доронченков из Пушкинского — раскладывают «русскую дикость» по направлениям: вот «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», а вот «Примитивизм» (эпитет к которому явно выглядел бы излишним). Среди символистов — Мартирос Сарьян и Павел Кузнецов, в разделе импрессионизма — Бурлюк и Николай Кульбин, в примитивизме — Наталия Гончарова и Михаил Ларионов: в двух их работах, повешенных рядом, спрятана изящная «пасхалка» — если смотреть внимательно, можно заметить, что костюм на гончаровском «Портрете Мака» (которого на вернисаже буквально все принимали за Есенина) и чайник на ларионовском натюрморте одного и того же оттенка. Выглядит концептуально, а объясняется прозаично — художники пользовались одним и тем же тюбиком синей краски.


Анри Ле Фоконье, «Маленькая школьница», 1907

Значительное место выделено Илье Машкову (выставка которого на днях открылась в Третьяковке) и Петру Кончаловскому — портрет его дочери («Наташа на стуле», 1910) вынесен на афишу «Русских диких». Хотя наглядней идею выставки выражает, наверное, как раз машковская «Натурщица на красном фоне» (начало 1910-х) — с синими грудями, розовыми бедрами и желтым животом; женщина-цвет, женщина-плоть, женщина-фрукт: можно представить, как она взрывала мозг зрителям сто с лишним лет назад. Фовизм, «дикость» были, конечно же, еще и манифестацией телесного — поэтому на выставке довольно много «ню» (в частности, прекрасные купальщицы Аристарха Лентулова и Михаила Ларионова), но это телесность не порнографически конкретная и даже не эротически манящая, а просто витальная, радость жизни во всей ее полноте.

Пётр Кончаловский, «Наташа на стуле», 1910

Аристарх Лентулов, «Натурщик на пляже. Ялта», 1909

Анри Манген, «Купальщица», 1906

%u041D%u0438%u043A%u043E%u043B%u0430%u0438%u0306%20%u0413%u0440%u0438%u0433%u043E%u0440%u044C%u0435%u0432%2C%20%AB%u041C%u043E%u0441%u0442%BB%2C%201918%u041D%u0438%u043A%u043E%u043B%u0430%u0438%u0306%20%u0422%u0430%u0440%u0445%u043E%u0432%2C%20%AB%u0417%u0430%u0440%u0435%u0432%u043E%20%u043D%u0430%u0434%20%u0432%u043E%u043A%u0437%u0430%u043B%u043E%u043C%20%u041C%u043E%u043D%u043F%u0430%u0440%u043D%u0430%u0441%BB%2C%201909%u20131910%u041E%u0442%u043E%u043D%20%u0424%u0440%u0438%u0435%u0437%2C%20%AB%u041E%u0441%u0435%u043D%u043D%u0438%u0435%20%u0440%u0430%u0431%u043E%u0442%u044B%BB%2C%201907%u0410%u043B%u0435%u043A%u0441%u0435%u0438%u0306%20%u041C%u043E%u0440%u0433%u0443%u043D%u043E%u0432%20%AB%u041F%u0435%u0440%u0435%u0434%20%u0433%u0440%u043E%u0437%u043E%u0438%u0306%BB%2C%201910%u20131911

Ольга Розанова, «Цветы на окне»,
начало 1910-х

Пьер Поль Жирьё, «Пионы», 1906

«Парижачьи»

Так называется отдельный закуток выставки, отсылающий к одноименному роману футуриста Ильязда (Ильи Зданевича). Тут собраны работы самих французских «диких», которых возмущенные критики требовали загнать в клетку (поэтому полотна помещены на стальные прутья), и русских художников-эмигрантов — например, «Химера Нотр-Дам» (1902) Николая Тархова, которой можно запросто иллюстрировать паблик «Страдающее Средневековье». Но «Парижачьи», пожалуй, еще один ключик к этой выставке, такое слово-открывашка: по мысли кураторов, уникальный пластический язык русских художников рождался именно из таких парадоксальных сопоставлений, какие составляли и новояз Зданевича: русские фовисты смешали Матисса с городской вывеской, Сезанна — с лубком, а Гогена — с православной иконой. Нет никакого «особого пути» и «русского мира», но нет и «догоняющей» Европу русской культуры, за ХIХ век мы все догнали, и к веку ХХ Россия с Европой пришли уже примерно синхронно. Это важный посыл «Русских диких» — напомнить, что вообще-то мы часть этой общей истории бунта, взрыва, разрушения и созидания нового, ну, пафосно говоря, того, что называется современной культурой.

Анри Манген, «Пейзаж в Сен-Тропе», 1905

Сергей Лобанов, «Белый флигель», 1914

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}