T

Тарас Желтышев о будущем дизайна

текст: катя ярмахова

Самый символический новогодний подарок — бычок, которого можно торжественно разбить с боем курантов и выплеснуть все накопившееся за непростой 2020-й. Мы спросили его создателя, художника, промдизайнера и бывшего педиатра Тараса Желтышева, выставлявшегося на iSaloni, Collectible, Cosmoscow и аукционе Vladey, что такое коллекционный дизайн — и можно ли сейчас изобрести в нем велосипед.

Про сувенир с символом ближайшего года

тарас желтышев

Эта работа – экспромт, который не вписывался в мои творческие планы, так же как и многие наши планы не вписались в 2020 год. Получилась психотерапевтическая и ироничная работа – одновременно и добрая насмешка над прошлым, и талисман, который поддержит своего владельца в будущем.


Если говорить о моем 2020-м, то в нем катастрофически не хватало времени. Я открыл три мастерские, сделал выставку своих фигурок, а еще начал подробнее изучать вирусологию. Не потому, что это актуально, а просто потому, что интересно. По своему первому образованию я педиатр: отучился 4 года в Сибирском медицинском университете. А потом после 4-го курса бросил медвуз и стал учиться дизайну. Этому времени я даже благодарен: медицинский университет научил меня заниматься самообразованием — для себя, без особой цели, ради познания. Эти знания потом часто оказываются полезны.

Про коллекционный дизайн

Два года назад я даже не подозревал, что существует некий коллекционный дизайн. Просто сделал сферический стул Lymphochair, напоминающий своей формой лимфоцит, и приехал с ним в Москву на iSaloni, где мне сказали, что это и есть коллекционный дизайн. А я просто сделал объект: его можно назвать скульптурным объектом, арт-объектом, чем угодно, но в любом случае он является формой. Потом я отвез его в Брюссель на Collectible и там тоже получил очень хорошие отзывы, хотя тогда даже не довел этот проект до конца. Этот стул был не совсем доработан в плане качества: он был выполнен как прототип, но не готов к полноценному запуску как готовый продукт. На все просто не хватало рук: тогда у меня был небольшой бизнес с изготовлением гипсовых панелей на заказ. А еще был лаборантом в НИИ систем точной электроники.

ширма «гистологический срез»

Про свое образование

Сейчас стало очень много школ дизайна, сильно вырос спрос на эти дисциплины, но на уровень дизайна в России это не очень влияет. Мне повезло, у меня отчасти ремесленное образование — в Томском политехническом унивеситете, где я учился, первые два года были очень прикладными: скульптура, живопись, технический рисунок, теория теней, эргономика, материаловедение, все преподавалось очень глубоко. А с третьего курса нам поставили чрезмерное количество классов по 3D-моделированию, которое я еще в 16 лет начал изучать по курсам на YouTube и к поступлению в университет уже свободно им владел. Историю искусства и культурологию проходил отдельными курсами, просто для себя — ее преподавали ужасно скучно, особенно на фоне темных томских зим.

В Томске есть государственные ЦМИТы, Центры молодежного индивидуального творчества, которые обычно пустуют, потому что взрослые заняты зарабатыванием денег, а молодежи это не особо интересно. Мне хотелось делать свои проекты, ездить на выставки, и я начал регулярно приходить в одну из самых больших мастерских. В итоге мне просто отдали от нее ключи. Я со второго курса создавал там свои объекты, отправлял их на конкурсы, учил студентов, которых туда направляли. Но вообще не так важно, художником человек хочет стать или физиком. Науки важны все — и химия, и физика, и культурология, и психология. Владение собой — владение всем миром.

ОБЩЕСТВО КРАСНОЙ РЕКИ с планеты Редривеон


Про цикличность дизайна

Создание дизайнерских предметов и мебели — это достаточно агрессивное внедрение образов. Если посмотреть на все знаковые, «иконические» вещи, мы поймем, что они были абсолютно не типичны для своего времени. Сейчас все тоже пытаются сломать шаблон, чтобы человек обратил на что-то внимание. Все становится более агрессивным, и реклама, и дизайн, и общение. Сейчас мы находимся в своего рода чистилище, где все вперемешку. Но со временем начнем снова переходить на более простые вещи, более адаптивные образы. Выбиваться будет лаконичный, сдержанный дизайн. Все циклично, все входит в моду и выходит из нее — и ковры на стенах, и татуировки, и мебель.

персонаж mr. pillman

Про будущее дизайна

Велосипеды в дизайне сейчас не изобретают — их изобретают в IT, ракетостроении, искусстве. Хотя совершенно точно будут появляться инновационные материалы, которые влияют на технологические аспекты дизайна. Многие научные открытия совершаются благодаря случаю, но только человек, занимающийся определенной дисциплиной многие годы, сможет заметить этот случай. Образование нужно нам, чтобы находить и видеть новое, а не просто знать уже существующие факты. Например, точно будут появляться новые данные о преломлении света, которые можно использовать в создании световых иллюзий.

Социальные сети, виртуализация всего очень сильно влияет на восприятие информации. AR, VR очень быстро ворвались в нашу жизнь и будут так же стремительно развиваться дальше. 3D-принтеры сейчас печатают не только маленькие фигурки из пластика, но и полноценные объекты из керамики, которую потом можно запечь. Или из биоматериалов. Есть даже вазы размером с фалангу пальца, выращенные биоинженерами. И такого будет появляться все больше и больше. А вот стул уже не изобрести.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}