ДМИТРИЙВРУБЕЛЬ ПРОСИЛ ПЕРЕДАТЬ
ДМИТРИЙ
ВРУБЕЛЬ ПРОСИЛ ПЕРЕДАТЬ
текст:
ольга зарецкая
Несправедливо, что умершего в Берлине от последствий ковида художника Дмитрия Врубеля поминают исключительно репостами его граффити целующихся Брежнева и Хоннекера на Берлинской стене. У него есть художественные высказывания и посильнее. Тем, кто не понимал, он старался все объяснять словами — делал под картинами подписи большими буквами. Мы выбрали несколько таких работ — Врубелю это понравилось бы больше, чем некролог.
Из автобиографии 1993 года:
«Меня зовут Дима Врубель, я родился в 1960 г. в Москве, мои родители — инженеры. Я начал заниматься живописью с 15 лет... На „берлинской стене“ я создал картину о любви к девушке из Ленинграда.
Большинство моих картин посвящено одной теме: „русские люди“. Я очень люблю их и очень боюсь их. То же самое относится и ко мне: я могу быть добрым и сердечным, но также могу быть злым и жестоким. Люди, которых я изображаю, — и палачи и мученики одновременно. Я не знаю, кто из них убивал, кто был жертвой.
Когда я думаю о моих отношениях с детьми, матерью, бабушкой, я понимаю, что принес им много радости, много боли, много счастья и много несчастья. Я часть российской истории, а эта история — часть меня. Посмотрите на мои картины — на стариков, детей, — и вы увидите Диму Врубеля, московского художника 33 лет, глядя на их лица».
На остатках Берлинской стены Дмитрий Врубель в 1990-м сделал граффити по фотографии Режи Боссю 1979 года. В 2009-м граффити стерли в процессе ремонтных работ, и Врубель его восстановил — не в точности. Точный адрес — Mühlenstraße 76
На Берлинской стене Дмитрий Врубель написал также портрет Андрея Дмитриевича Сахарова. В 2000 году он сделал авторскую копию мурала около Сахаровского центра в Москве. В 2002-м кто-то забрызгал портрет из баллончика, пририсовал рядом лягушку, написал «Голова профессора Доуэля» и слово из трех букв, которое, впрочем, сам закрасил. В 2010 году Врубель выступал на стороне защиты во время суда над бывшим директором Музея имени Сахарова Юрием Самодуровым.
В библиотеке «Гаража» есть каталог выставки Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «Оргия гуманизма», которая проходила в декабре 1999 года в отеле «Рэдиссон-Славянская». Один из авторов идеи — Александр Цекало, который тогда только становился продюсером, расстался с Лолитой Милявской и жил как раз в «Рэдиссоне». Портретную манеру Врубеля можно считать дружескими шаржами лишь с очень большой натяжкой, но Цекало сам хотел позировать. В интервью Марату Гельману* Врубель сказал про эту выставку следующее: «... раздражать на улице ментов проблем не составляет: пошел, в лобешник дал, они тебя посадили. А чтобы свои... — все-таки надо время на это потратить».
Евангельский проект Дмитрия Врубеля и его жены Виктории Тимофеевой был выставлен в 2008 году на ярмарке «Арт Москва», в 2009 году 50 больших работ показывали в Перми в бывшем здании речного пароходства. Врубель принципиально не работал с натуры — писал поверх фотографий из информационных агентств и ЖЖ, добавляя к ним цитаты из Евангелия.
К этой работе из третьей (оставшейся незаконченной) части Das Finale проекта Tolstoewski Дмитрий Врубель поставил два эпиграфа. Один — из «Теллурии» Владимира Сорокина. Второй — такой:
«10 июля 2016 г. боевики международной террористической организации „Исламское государство“ (ИГ!) казнили пять человек, в том числе четырех футболистов. Они были обезглавлены в канун финального матча чемпионата Европы по футболу.
Публичная казнь состоялась в городе Ракка, который считается неформальной „столицей“ ИГ. Спортсмены играли за сирийский клуб „Аль-Шабаб“. Жертвами боевиков стали Усама Абу Кувейт, Ихсан аль-Шавейкх, Нехад аль-Хуссен и Ахмед Ахавах. „Исламским государством“ запрещены такие виды спорта, как футбол.»
К портрету Ангелы Меркель с Франсуа Олландом подпись (Дмитрий Врубель называл эти подписи под изображениями «предисловиями») взята из «Анны Карениной» Льва Толстого. Часть пятая, глава 20
*Признан иноагентом
16 АВГУСТА 2022
0