Страна чудес
фото:
БАТЫР АННАДУРДЫЕВ
14, 15 и 16 апреля — дни премьер. В МАМТе показывают «Зазеркалье», вольную версию сказки Кэрролла в постановке Константина Семенова. В екатеринбургском «Урал Опера Балете» — «Венгерские танцы» Антона Пимонова и «Павильон Армиды» победителя The Blueprint 100 (и нового главного балетмейстера театра) Максима Петрова. Это три одноактных балета с отличными костюмами. Вот как они создавались.
«Зазеркалье»
МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
Несколько почтенных прилично одетых людей появляются один за другим.
— Вот это современный балет: тут вам и биполярное расстройство, и новая маскулинность.
— А как танцовщики носились по сцене с яйцами? Прямо как мы все на Страстной неделе.
Такими наблюдениями делились зрители финального прогона «Зазеркалья» — одноактного 70-минутного балета на малой (!) сцене МАМТа (концерты там дают регулярно, а вот балетные премьеры худрук Максим Севагин предпочитал показывать на большой сцене). Почему в МАМТе решили ставить именно кэрролловскую сказку про Алису в Зазеркалье? «Наверное, наш уход в мир сказки было бы легко объяснить бегством от реальности, — отвечает хореограф Константин Семенов. — Но все дело в том, что вслед за героиней мы понимаем: убежать невозможно. Мы всегда берем с собой себя, а вот шахматные ходы рано или поздно заканчиваются». «Зазеркалье» Константин Семенов (кстати, некогда лучший молодой хореограф по версии жюри Context. Diana Vishneva) называет постановкой «на стыке жанров современного балета и пластического спектакля».
Этот балет — результат трехмесячных репетиций. «Мне хотелось, чтобы пересеклись истории Алисы, героини Кэрролла, и той реальной девочки Алисы, для которой эти книги были написаны. Одна из них следует по следам другой — и при этом обе они двигаются навстречу друг другу. Проиллюстрировать такой текст в принципе невозможно. Поэтому мы пересобрали историю заново, но оставили несколько знаковых сцен и персонажей из книг». Кроме Алисы, братьев Труляля и Траляля, блестящего Шалтая-Болтая, Белой королевы и Черной королевы-короля (эта партия досталась ведущему солисту Евгению Жукову) в спектакле появляется и сам Кэрролл. «Он как демиург этой истории, создатель сказочного мира, который вместе с тем является его пленником», — объясняет Константин Семенов.



От идеи зазеркалья отталкивались и при работе над декорациями. Минималистичной сценография кажется только до начала спектакля — зато после третьего звонка из занавеса выезжают обитые красным бархатом кресла и выскакивают гигантские яйца из папье-маше. Все это создавали технологи МАМТа под руководством художницы-постановщицы Марии Трегубовой. Она же отвечала за костюмы — а их в «Зазеркалье» не меньше полусотни.
«На пошив ушло не так много времени — всего полтора месяца, — говорит технолог Анастасия Макулова. — Самые сложные женские костюмы — кружевной купальник Лани, голубое платье Алисы и шелковая юбка с корсетом из кожзама и рукавами из тафты на Белой королеве». Из тафты сделаны и юбки Роз. С мужскими костюмами тоже пришлось повозиться. «Они должны легко сниматься и надеваться, потому что солист „Зазеркалья“ исполняет сразу три партии — Черного короля, Черной королевы и Кэрролла», — добавляет технолог Алла Ефимова. Все головные уборы — а их в спектакле предостаточно — тоже изготавливали в костюмерно-пошивочном цехе Стасика. Рога Лани, например, вручную украшали органзой.



«Павильон Армиды»
«Урал Опера Балет»


Оригинальная постановка Павильона Армиды
«Охранник „Ельцин Центра“ пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Казимира Малевича Анны Лепорской»
Если бы не эта новость, балет «Павильон Армиды» в «Урал Опера Балете» (который, как и «Ельцин Центр», находится в Екатеринбурге) получился бы совсем другим. В декабре 2021 года 63-летний ветеран первой чеченской войны Александр Васильев, подрабатывавший охранником, по просьбе подростков пририсовал шариковой ручкой глаза двум из «Трех фигур» Анны Лепорской — думая, что перед ним не картина из собрания Третьяковки за 75 млн рублей, а детский рисунок. Вот и на сцене «Урал Оперы» появляется произведение искусства (угадывается No.5 экспрессиониста Марка Ротко), которое разрисовывает сотрудник музея.
«Павильон Армиды» написан в начале прошлого века, это музыка Николая Черепнина, — рассказывает The Blueprint хореограф-постановщик Максим Петров. — Сюжет такой: путник приезжает в имение, ложится спать в садовом павильоне — и с гобелена, который висит на стене, сходит волшебница Армида. Мы с Альоной (Пикаловой, художницей-постановщицей, лауреаткой двух «Золотых масок» и главой службы художников Большого театра, которая придумывала декорации к этому балету. — Прим. The Blueprint) решили от главной идеи далеко не отходить и заодно придумали пошутить на тему происшествия в «Ельцин Центре». Павильон Армиды у нас — музейное пространство. В нем есть смотритель, который от скуки решает дорисовать недостающие, на его взгляд, элементы".


В общем, сюжет постановки в «Урал Опере» родился из обсуждения декораций — и это красиво ложится на историю балета. Либретто «Павильона Армиды», который собирал аншлаги в Мариинке и парижском Театре Шатле во время дягилевских «Русских сезонов», тоже дело рук художника — Александра Бенуа.
«Наш „Павильон Армиды“ — это классический балет в лучшем смысле слова, — добавляет Максим Петров. — Поэтому и костюмы выглядят довольно традиционно. Впрочем, балеринские пачки Татьяна Ногинова перепридумала».
«Венгерские танцы»
«Урал Опера Балет»

«Мне Венгерские доставляют массу удовольствия, и коль уж и на вас они произведут впечатление, дайте мне знать»
Так Иоганнес Брамс писал немецкой пианистке и композитору Элизабет фон Херцогенберг. Венгерские танцы — сборник, созданный в 1869-м под впечатлением от венгерской народной музыки и знакомства со скрипачом Эде Ременьи — произвели впечатление не только на нее. Художник-постановщик Антон Пимонов говорит, что давно хотел поработать с этим произведением — и вот, наконец, до него добрался. Правда, в его «Венгерских танцах» для «Урал Оперы» осталось мало венгерского.
«Я большой поклонник народно-характерного репертуара в академических театрах, — поясняет The Blueprint Антон Пимонов. — Но в нашем балете позиции из народного танца имеют роль вспомогательную. Эмоции танцовщиков следуют настроению Брамса. А идея спектакля проста: это дивертисмент танцев с разным настроением тела, вздоха и взгляда». Чтобы получить удовольствие от балета, не нужно искать в нем точные фольклорные аллюзии.
Их, в общем-то, нет и в костюмах. Чтобы получить «современную транскрипцию венгерского костюма», Елена Трубецкова пересмотрела уйму традиционных венгерских нарядов и выявила основные цвета (зеленый, бордовый и синий). «У каждой солистки костюм своего цвета. Еще мы добавили серый — нейтральный оттенок, который используется в костюмах разных народностей». Работать с бархатом — из него созданы платья с глубокими квадратными вырезами — было сложнее всего. «Это довольно плотная ткань, которая на сцене, конечно, прекрасна, но прибавляет объема. А мне было важно, чтобы балерины выглядели изящно». Обратите внимание на вертикальные полосы на платьях: они, по задумке художницы по костюмам, должны не только визуально вытягивать фигуру, но и переливаться при игре света. Танцовщиков Елена Трубецкова одела в обычные футболки, жилеты, трико и высокие сапоги: «Такая обувь была частью традиционного венгерского костюма и, что важно, в ней удобно двигаться. Мы сделали их из эластичного неопрена».