Blueprint
T

Мать-
героиня

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

4 июня исполнилось 50 лет актрисе, режиссерке, обладательнице почетного «Оскара» и матери шестерых детей Анджелине Джоли. Далекая от того, чтобы быть гениальной актрисой, Джоли — гениальная кинозвезда. Если суть актерского мастерства — в умении полностью раствориться в роли, в миметическом освоении чужого, то ремесло звезды — в бесконечной игре в саму себя. В том, чтобы снова и снова — через роли и вне их — конструировать собственный образ, превращая его в нечто большее: в идею, в икону, в символ, в обещание мечты для миллионов. Кинокритик Анна Стрельчук рассказывает, как Джоли прошла этот путь к мечте.

1975

Звезда родилась

Настоящая непо-беби, Анджелина Джоли родилась 4 июня в Лос-Анджелесе, в семье актера Джона Войта и актрисы Маршелин Бертран. Ее крестными стали иконы кино 1960–1980-х — Жаклин Биссет и Максимилиан Шелл. Родители Анджелины развелись, как только ей исполнился год. Именно отец введет ее в мир Голливуда, а мать, не добившаяся большого признания в кино, передаст другое — страсть к гуманитарным миссиям и благотворительности. По материнской линии Анджелина унаследует и французский флер второго имени — Джоли, которое станет ее официальным сценическим псевдонимом.

Джоли вспоминала: фотографии с отцом у нее сохранились лишь потому, что он появлялся рядом только под вспышками камер. Во время съемок «Лары Крофт» в 2001 году им вроде бы удалось наладить контакт — но уже через год она официально отказалась от его фамилии. В ответ Войт заявил, что дочь «психически нестабильна».

Полноценное общение между ними возобновилось лишь в 2016 году, когда Анджелина переживала развод с Брэдом Питтом. И все же, как она позже признавалась, трудно найти язык с человеком, который слишком долго не замечал твоего саморазрушения.

1982

Первый шаг в кадр

Комедия «В поисках выхода» была снята еще в 1980 году, но широкая публика увидела ее два года спустя. На экране — настоящая семья: Джон Войт, Маршелин Бертран и их дочь Анджелина. По сюжету — двое карточных игроков остаются ни с чем: Нью-Йорк выбрасывает их за борт. Впереди — Лас-Вегас, город, где удача звучит громче правил. Их последняя ставка — не просто деньги, а шанс начать сначала. Или положить всему конец навсегда.

Звездой Анджелина тогда не стала — это был не взлет, а проба. Подростковые годы Джоли были наполнены не только эмо-эстетикой, но и настоящим селфхармом. Девочка в черном из секонд-хенда, увлеченная смертью, с семи лет снимавшаяся в кино, — одноклассники невзлюбили выделяющуюся Джоли. Школа была пыткой: буллинг, одиночество, первые шрамы. Молодая девушка начала причинять себе физическую боль, чтобы заглушить интенсивность эмоций. За селфхармом последовали расстройства пищевого поведения и наркотики. К двадцати годам она уже знала вкус почти всех запрещенных веществ и позже признавалась: странно, что вообще осталась жива.



1993

Первый «взрослый» фильм

Анджелина не скрывает своего раздражения по поводу фильма «Киборг 2: Стеклянная тень» (1993), ставшего ее дебютом в главной роли. В одном из интервью она призналась: «Я посмотрела его — и меня стошнило». Ей тогда было всего 17, и она считала, что снимается в «настоящем» кино, несмотря на сцену, в которой ее персонажу отрубают голову — а он продолжает говорить.

«Киборг 2» — продолжение фильма «Киборг» (1989) с Жан-Клодом Ван Даммом, хотя сюжетно с ним не связан. Джоли сыграла Кэш — биоробота, предназначенного для корпоративного шпионажа и убийства. Узнав, что ее собираются использовать как смертницу, она решает бежать, влюбляется в наставника и сталкивается с другими киборгами.



1996

Foxfire: тихое,
но важное кино
о домогательствах

В 1996 году актрисе, которая открыто критиковала отца и с юности симпатизировала феминизму, представилась возможность сыграть в тихом, но сильном независимом фильме «Ложный огонь», поставленном Аннет Хейвуд-Картер.

Появление Маргрэт — пацанки, прозванной «Ноги» за ее нескладную, вытянутую фигуру, — переворачивает жизнь четырех школьниц. Вместе они организуют маленький, но решительный бунт против преподавателя, регулярно домогающегося своих учениц. Это скромное кино о большой женской дружбе, солидарности и свободе.

«Ложный огонь» — безусловно, не поворотный момент в карьере Джоли. Но, возможно, первая роль, где она смогла выразить — и исследовать — свой угловатый, резкий темперамент, свою бисексуальность (именнно на съемках этого фильма в Портленде начался ее первый официальный роман с женщиной, топ-моделью Дженни Шимицу), свое чувство справедливости. Одним словом — свою идентичность.



1998

Прорыв

«Джиа» — первый и весьма успешный байопик в карьере Анджелины. История гомосексуальной модели Джиа Каранджи с трагичной судьбой, нашедшей утешение в саморазрушении. Каранджи, как и Анджелина, — блистательная, экспрессивная бунтарка. Пионерка среди супермоделей: с удивительным чувством внутренней свободы она первой принесла в модную фотографию максимальную пластику и движение, первой сделала карьеру темноволосой модели в мире блондинок, первой снялась обнаженной у Криса фон Вангенхайма — и это была настоящая революция.

Джиа жила на грани. Внешне они с Анджелиной не так уж и похожи, но о сходстве характеров не стоит и говорить. Наркозависимая, Каранджи умерла от СПИДа в возрасте всего 26 лет — одна из первых женщин, чью смерть от ВИЧ зарегистрировали официально.

Фильм стал для Энджи заметным творческим прорывом — здесь она предстала в образе сложном и противоречивом, сыграв взлет и падение, сплетающиеся из тонких психологических нитей на фоне гламура и глянца. Роль была высоко оценена критиками за эмоциональную глубину и искренность, а сама картина получила признание как значимый артхаусный проект конца 90-х, укрепив статус Джоли как актрисы с серьезным драматическим потенциалом.




1999

«Прерванная жизнь»

Еще одна мощная драматическая роль женщины на грани нервного срыва принесла Джоли ее первый — и пока единственный — «Оскар» (не считая почетной награды, врученной в 2013 году за гуманитарную деятельность). В «Прерванной жизни» она играет бок о бок с Вайноной Райдер, исполнившей роль Сюзанны Кейсен — 18-летней девушки, оказавшейся в психиатрической клинике после неудачной попытки суицида. Там она знакомится с другими пациентками, среди которых — Лиза Роу, харизматичная социопатка, которую и сыграла Джоли.

«Прерванная жизнь» — снова о неукрощенной, непокорной феминности и невероятной жажде свободы. Джоли в этой роли буквально разрывает экран.




2000

Гуманитарная одиссея 

Все началось в 2000 году, когда она приехала в Камбоджу на натурные съемки первого фильма о Ларе Крофт. Вдали от голливудской глянцевой суеты ей открылись иные реалии: страна, переживавшая последствия разрушительной гражданской войны 1960–1970-х, еще не успела забыть террор «красных кхмеров». По оценкам, 2 млн человек — четверть населения — погибло от голода, болезней, изнурительного труда и пыток. Наследием тех лет стали руины, разбитые деревни и миллионы неразорвавшихся полевых мин, подстерегающих детей на каждом шагу. В своем интервью NYRock в июне 2001-го Джоли призналась: «Больницы там заполнены искалеченными детьми, которые до сих пор каждый день наступают на мины. Готова поспорить: вы никогда и не слышали об этом. В Камбодже у меня по-настоящему открылись глаза на мир».


Вернувшись в Лос-Анджелес, она не смогла оставить увиденное позади. Личное любопытство переросло в осознанную потребность действовать: Анджелина связалась с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, чтобы узнать, где ее помощь нужна больше всего. Уже в феврале 2001 года она отправилась с сотрудниками УВКБ в гуманитарную миссию в Сьерра-Леоне и Танзанию — в эпицентр африканских конфликтов, где гражданские войны превращали целые регионы в исполинские лагеря страдания.



В Сьерра-Леоне и Танзании Джоли впервые увидела «лагеря беженцев» не по телевизору, а изнутри. Она жила в тех же условиях, что и полевой персонал: землянки без удобств, постоянный дефицит провизии и медикаментов, изможденные лица людей, вытесненных из своих домов. В рюкзаке у нее были пару больших мешков с продуктами и лекарства. Она носила воду, искала в пыльных бочонках сухие хлопья, чтобы накормить голодных детей, и говорила с женщинами, потерявшими семьи и дома.

В своих записях того времени она отмечала, что не собирается становиться звездой-добровольцем, воспевающим свои добрые дела. Спустя годы видно, что Энджи занимается этим не для пиара (слишком уж долго и усердно она продолжает свою гуманитарную одиссею). С тех пор география ее поездок расширилась: Судан, Йемен, Афганистан, Украина.

Даже свой инстаграм Джоли ведет не как типичная звезда — с фотографиями красных ковровых дорожек и рекламными постами. Она использует платформу как хронику глобальных гуманитарных катастроф. В ее ленте — лица беженцев, кадры разрушенных городов и лагерей, истории женщин и детей, переживших насилие и войну. Каждый пост — это политическое заявление и призыв к осознанности.




2001

Всемирная слава

и «Золотая малина»


И вслед за ошеломительным взлетом — закономерное, почти культовое (в случае Джоли иначе и быть не могло) падение. В экранизации видеоигры «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» Анджелина играет соблазнительную археологиню-боевика. Вместе с ней в фильме появляется ее реальный отец — Джон Войт, исполнивший роль преждевременно погибшего отца главной героини.

Образ одинокой, независимой, сильной суперженщины прочно закрепляется за Джоли. И пусть сценарий несовершенен, а актерская игра не удостаивается оваций (за эту роль она получит «Золотую малину») — новое амплуа суперзвезды меняет правила игры. С «Ларой Крофт» Джоли раздвигает границы того, что считается «женским» в Голливуде: показывает, что сексуальность и гендерная экспрессия на экране могут быть и не стереотипно феминными. Конечно, даже фигура суперженщины все еще встроена в логику мужского взгляда. Но не стоит недооценивать ту вариативность и обновленную репрезентацию, которую принесла в кино эта героиня. Девочки-подростки в начале 2000-х начинают без стыда и с восторгом интересоваться боевыми искусствами, археологией, астрономией. А те, что помладше, — мечтать о карьере в спецслужбах.




2005

Mr. & Mrs. Джоли-Питт

Еще один шпионский боевик категории B — и важный личный поворотный момент в жизни Джоли. На съемках «Мистера и миссис Смит» она знакомится с Брэдом Питтом — своим будущим мужем (который на тот момент все еще состоит в отношениях с Дженнифер Энистон). Так начинается один из самых громких романов начала XXI века. Опра Уинфри сказала однажды о паре: «Их союз — это пример того, как две сильные личности могут объединиться, чтобы создать нечто большее, чем просто семья».

Хотя предыдущие браки Джоли тоже были мастер-классами по пиару. Ее первый брак — с британским актером Джонни Ли Миллером — кажется почти наивной прелюдией к следующему акту: страстному и эпатажному союзу с Билли Бобом Торнтоном. Это время можно назвать ее второй «эмо/панк-эрой»: они носили на шее ампулы с кровью друг друга, устраивали публичные признания, шокировали красные дорожки и таблоиды. Эти отношения были бурными и саморазрушительными, но именно тогда в ней начала формироваться та публичная двойственность, которая станет позже ее визитной карточкой: femme fatale и уязвимая женщина, бешеная энергия и тихая, почти монашеская серьезность.




2006-2008

Генезис семьи Джоли-Питт

В 2002 году Джоли усыновила мальчика из Камбоджи. Настоящее имя Мэддокса Шивана — Рат Вибол. Актриса забрала семимесячного малыша из дома малютки, и, по ее словам, как только взяла его на руки, сразу ощутила с ним почти мистическую связь. На тот момент Джоли еще была замужем за Билли Бобом Торнтоном и официально мальчика они усыновили вдвоем — хотя вскоре после этого их брак распался и Джоли стала единоличной опекуншей. Позднее, когда рядом с ней появился Брэд Питт, он официально оформил на себя родительские права и стал вторым отцом Мэддокса.

В 2005 году Джоли усыновила второго ребенка — девочку Захару из Эфиопии, которой на тот момент не было и года. Девочка страдала от истощения и инфекционного заболевания, и врачи считали, что она может не выжить. Анджелина не просто спасла ей жизнь, но и сделала из этого усыновления акт публичного свидетельства: о том, что любовь — это решение, а не биология. Как и с Мэддоксом, Брэд Питт чуть позже официально усыновил Захару, став для нее полноправным отцом.

В 2006 году Анджелина рожает Шайло — своего первого биологического ребёнка от Брэда Питта. Беременность Джоли превращается в глобальный медиасюжет: за ее телом следят, как за символом чего-то сакрального. Родить она решает в Намибии — вдали от Голливуда. Джоли старается удержать интимное в логике международной миссии.

В 2007 году Джоли и Питт усыновляют Пакса из Вьетнама — очередной жест, в котором сочетаются эмпатия, контроль и почти ритуальное расширение границ собственной идентичности. Вся ее медийная фигура в это время выстраивается вокруг образа Великой Матери: спасительницы, проводницы, женщины, которая собирает детей по миру, выстраивая семейную модель вне биологии, вне границ и национальностей.




Через два года появляются близнецы — Нокс и Вивьен, которых она рожает во Франции. И снова: абсолютный контроль над нарративом, миллионы долларов за первые фотографии, которые идут на благотворительность, оберегание детей от лишнего внимания и при этом — постоянное присутствие в заголовках. Это время, когда ее материнство уже не воспринимается как эксцентричное, оно становится частью ее власти: эмоциональной, культурной, символической.

Дети Анджелины Джоли — не просто часть ее биографии, а один из постоянных сюжетов желтой прессы. Особенно — небинарность ее ребенка Шайло. Женский пол — лишь отправная точка в длинной цепочке трансформаций. Мальчишеский стиль, затем — более женственная экспрессия, и каждый раз — волна хейта, домыслов, спекуляций и непрошеных комментариев.

А Джоли, как всегда, не втягивается в полемику. Она просто говорит, что хочет воспитать своих детей с чувством достоинства, уважения к инклюзивности, справедливости и личной свободы. И воспитывает.




2007

Режиссёрский дебют

«Место во времени» — первый фильм Джоли как режиссера, документальная лента, в которой уже намечается ее философия — личная и художественная. У философа Карла Ясперса есть идея «осевого времени» — момента, когда в разных уголках мира одновременно появляются выдающиеся умы. А здесь все наоборот: «Место во времени» — это фиксация повседневности, обыденности, простых людей. Камера в течение недели фиксирует мир в полдень — в разных частях света. Равные, разрозненные, ничем не примечательные жизни. В этом — и гуманизм Джоли, и ее интуиция: человеческая значимость не в исключительности, а в повседневном присутствии.




2008

Между Бекмамбетовым
и Иствудом


«Особо опасен» Тимура Бекмамбетова — экшн-триллер о банальном офисном работнике, который внезапно узнает, что его отец — наемник, и вступает в таинственный клан убийц, обладающих сверхчеловеческими способностями. Анджелина Джоли играет роль Фокс — опытной и хладнокровной наемницы, наставницы главного героя. Ее персонаж — идеальное сочетание грации, смертельной точности и внутренней скрытой боли. Роль позволила Джоли закрепить образ сильной женщины-воительницы, хотя фильм и получил смешанные отзывы за предсказуемость сюжета и визуальные эффекты. После провальной франшизы «Лары Крофт», вторая часть которой вышла в 2003 году, «Особо опасен» укрепил позиции Джоли в массовом кино.

Однако по-настоящему переломный момент — роль в «Подмене» (2008) у Клинта Иствуда. На фоне череды мейнстримных проектов (от «Мистера и миссис Смит» до «Особо опасен») эта работа становится не просто возвращением в «серьезное» кино, но и утверждением: она способна не только быть экранной иконой, но и выдерживать драматическую нагрузку. Фильм приносит ей номинацию на «Оскар» и символически открывает новую фазу — не столько звездную, сколько актерскую.




2011

Первый художественный
фильм как режиссерки-постановщицы


«В краю крови и меда» — драма о войне в Боснии. Фильм рассказывает историю любви и ненависти на фоне кровавого конфликта в бывшей Югославии начала 1990-х. Главные герои — боснийская мусульманка и сербский офицер, чьи чувства разрушаются войной, этническими распрями и жестокостью. Картина получила неоднозначные отзывы: критики отмечали искренность замысла и смелость выбора темы, однако упрекали в излишней театральности и стилистической натяжке. Зрители же по-разному восприняли фильм: кто-то оценил драматическую мощь и социальную значимость, другие — находили сюжет слишком однозначным и сентиментальным.

После «В краю крови и меда» Джоли попробовала себя в режиссуре еще несколько раз, но последующие проекты не получили такого же признания и остались далеко от коммерческого и критического успеха. Яркий пример — ее псевдоавтобиографический этюд «У моря» о жизни с Питтом (он здесь вместе с Энджи в главной роли): история стареющей буржуазной пары, без конца раздражающейся друг на друга и играющей в вуайеристов на юге Франции, мало кого увлекла и в лучшем случае оставила зрителей равнодушными.

2013

Профилактическая двойная мастэктомия


Мать Анджелины Джоли умерла от рака груди в 2007 году — это событие оставило глубокий след в жизни актрисы. В 38 лет она решилась на профилактическую двойную мастэктомию с последующей реконструкцией груди.

Она открыто рассказала миру о наличии у себя мутации гена BRCA1, существенно повышающего риск развития рака груди. Такое публичное признание принесло ей широкую поддержку как активистке, борющейся за здоровье женщин и информированность о наследственных заболеваниях.




2014

Малефисента

Главная роль в перезапуске классической диснеевской сказки — огромный коммерческий успех. Фильм предлагает новую мифологию злодеев: злыми не рождаются, ими становятся. Анджелина Джоли исполняет роль Малефисенты — могущественной феи, преданной и обиженной, чья темная история раскрывается с эмпатией и сложностью.


Это один из первых фильмов, открывших путь к «переосмыслению» классических злодеев, который продолжили «Джокер», «Круэлла» и «Харли Квинн». Джоли здесь не просто злодейка — она герой своей собственной трагедии, что стало важным шагом в кино о феминизме и пересмотре стереотипов.






2016

конец «Бранджелины»

Джоли и Питт были в центре внимания почти 11 лет, демонстрируя идеальный образ голливудской пары, но за кулисами скрывались проблемы. Среди причин развода называли алкоголизм Питта (в котором актер признался сам) и обвинения в домашнем насилии, которые стали предметом длительного судебного процесса. Джоли подала на развод в 2016 году, и только в 2024-м после почти восьмилетней тяжбы пара официально разошлась.

После всех судебных баталий Анджелина Джоли и Брэд Питт наконец-то развелись — окончательно и бесповоротно. Причина примирения оказалась сугубо финансовой. Одна только Анджелина потратила на бракоразводный процесс около 60 миллионов долларов. В какой-то момент обоим стало ясно: если продолжать в том же духе, недалеко и до банкротства. И как по волшебству — все конфликты тут же уладились.

Энджи осталась с опекой (хотя почти все дети за это время успели вырасти), Брэд — с правом визита и винодельней Шато Мираваль (половину которой Джоли к тому моменту уже продала без его ведома). Адвокаты — с виллами на Лазурном Берегу.



2021

Marvel

Возвращение Джоли в крупные блокбастеры в роли Тены. «Вечные» — масштабный крупнобюджетный эпик Marvel о бессмертных существах, тайно живущих на Земле и влияющих на ход истории человечества. Джоли играет свое амплуа, Тену — воина с сильным чувством долга и сострадания. Фильм, несмотря на масштаб и звездный каст, стал коммерческим и критическим провалом, как и большинство последних проектов вселенной Marvel. После неуспеха фильма Энджи обратится к маленькому большому кино и более тихим ролям.





2024

Возвращение внутрь драмы


Биографическая драма о Марии Каллас — одна из самых амбициозных и театральных ролей в карьере Джоли. Анджелина — не просто актриса, а живой культурный архетип, образ, который давно перешагнул рамки экрана. Ее движения, взгляд, молчание — все это стало важнее ролей. Через роли можно проследить, как ее экранный образ одновременно расходится и совпадает с образом звезды.
В «Джиа» (1998) и «Прерванной жизни» (1999) Джоли играет женскую уязвимость, патологию, бесстыдство и тоску — перформативность женственности. После середины 2000-х ее образ стал побеждать — Джоли все чаще становилась заложницей репутации: посол доброй воли, мать, икона стиля, режиссер. Она начала редуцировать себя до эмблемы, отказываясь от сложных ролей в пользу статусных. Эта трансформация сделала ее почти скульптурой — символом.

Фильм «Мария» Пабло Ларраина — попытка вернуть актрису внутрь драмы, не как метафору, а как человека. Джоли играет Марию Каллас в последние годы жизни — оперную диву, одиночку и мученицу. Роль требовала глубоких эмоциональных и физических трансформаций: актриса училась пению, осанке, дыханию, интонированию. В фильме звучит смешение ее голоса и архивных записей Каллас — метафора двойственности: актриса и призрак, имитация и подлинность, дива и ординарная женщина.





Критики встретили фильм по-разному: одни восхищались сдержанной игрой Джоли, другие упрекали Ларраина в эстетизации вместо живой драмы. Но для Джоли это сработало: Каллас — не биографическая фигура, а альтер эго. Одиночество, публичное растворение личности, идеализация — темы, близкие самой актрисе. Она называла работу трансформирующей и видела в Каллас «сестру» — женщину, отданную миру больше, чем себе.

«Мария» — не просто возвращение Джоли на экран, а поиск нового места в кино. Не экшн-звезда, не femme fatale, не святая мать — а трагическая героиня. Роль-отражение, где мы видим одновременно Каллас и Джоли. Звездность Джоли — в способности быть больше роли. В 2000-х это давало яркие, порой даже кэмповые образы, сейчас — прозрачную, ускользающую, звенящую магнетическую пустоту, впрочем, не лишенную смысла.







{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}