Blueprint
T

Отечественные «Мстители»


В повторный прокат выходит знатная часть фильмографии Алексея Балабанова — «Жмурки», «Про уродов и людей», «Я тоже хочу», обе части «Брата». Решение на фоне последних событий с уходом с российского рынка всех голливудских мейджоров вынужденное, но тем не менее — все равно довольно спорное. Фильмы Балабанова, даром что давно ставшие «народными», без критического комментария в современной обстановке могут смотреться странно. К началу проката собрали из его классических персонажей супергеройскую российскую академию — алкаши, ветераны, бандиты и блаженные всех мастей.


Пьяница

Водка плохая, но выбора нет.

«Я тоже хочу»  


Суперспособность: всегда найдет, за чей счет выпить

Образ жизни: философический

Цели: стакан

За что борется: за гуманизм

Враги: друзья, жены и любой, кто отбирает выпивку

Где встречаются: везде, кроме первых фильмов

  

Классический «алкоголик» у Балабанова: Матвей из последнего фильма Балабанова «Я тоже хочу». Компания архетипических персонажей (музыкант, бандит и так далее) едет в путешествие по России с целью — ни много ни мало — попасть в рай. Среди них, разумеется, оказывается пьяница, которого герои похищают из психушки, куда его упекла жена. Балабанов в своих пьяницах часто прятал всю нежность мира — за исключением, возможно, «Груза 200», но там досталось всем.


русский

— Вы гангстеры?

— Мы русские.

«Брат-2»  


Суперспособность: сила

Образ жизни: по справедливости или не по лжи

Цели: чтобы не было войны

За что борется: за правду

Враги: «не русские»
Где встречаются:
везде, кроме первых фильмов

  

Классический «русский» у Балабанова: конечно, вернувшийся в Петербург с чеченской войны Данила Багров, главный герой «Брата» в исполнении любимого товарища режиссера Сергея Бодрова-младшего, который вслед за своим персонажем тут же стал народным героем. Сам Балабанов, которого за «Брата» обвиняли и в антисемитизме, и в расизме, и в чем только не, безуспешно пытался напомнить всем, что Багров — не он. Тем не менее «русский человек», при всей сложности и некорректности этого определения, безусловно — один из главных предметов интереса Балабанова.



бандит

Я считаю, что детей пороть нельзя. Вот меня отец тоже порол, а че хорошего? Я до сих пор еще хочу его убить, и ещё кого-нибудь заодно

«жмурки»


Суперспособность: делать, а потом думать

Образ жизни: «по понятиям»

Цели: максимальное обогащение

За что борется: за бабло

Враги: такие же как он
Где встречаются:
везде, кроме первых фильмов

    

Классический «бандит» у Балабанова: Михалыч, герой Никиты Михалкова в «Жмурках» — криминальный авторитет из 90-х, который контролирует всю наркоторговлю в городе. В новых реалиях, спустя десять лет, оказывается вахтером у своих бывших «подчиненных», которые стали депутатами Государственной Думы. В «Жмурках» Балабанов, который до этого создал целую галерею коллег Михалыча, и совершенно не обязательно отвратительную, по теме высказался однозначно: власть, по Фаусту, обманет каждого.



мент

Жених приехал.


«Груз-200»


Суперспособность: жестокость

Образ жизни: скрытный

Цели: нет

За что борется: за себя

Враги: зависит от обстоятельств (все)

Где встречаются: везде, кроме первых фильмов

    

Классический «мент» у Балабанова: Милиционер-маньяк из «Груза 200», который похищает, насилует, издевается над молодой девушкой, и одновременно расследует дело о ее похищении. Для своего великого гран-гиньоля о войне в Афганистане и развале СССР Балабанов главного антагониста выбрал безошибочно точно — изнасилованная «страна», прикованная наручниками к кровати, оказалась в заложниках у «власти».



Иностранец

Есть такая поговорка: «Что русскому хорошо,
то немцу — смерть». Вот я живу,
чтоб ее опровергнуть. 

«Брат»


Суперспособность: быть всегда к месту

Образ жизни: волшебный

Цели: помнить и хоронить

За что борется: за жизнь

Враги: нет

Где встречаются: «Груз 200», «Война»

    

Классический «иностранец» у Балабанова: Балабанов часто выстраивал внутри своих фильмов оппозиции «свой/чужой». Но чаще, чем принято думать, они были или ложными, или ироничными. Идеальный пример — волшебный, по Проппу, старик, полубездомный, полупьяница Гофман из «Брата», единственный человек, который в фильме о прелестях самосуда выступает на стороне морали и всегда приходит на помощь главному герою. Об этом факте дружно забыли все критики, обвинявшие Балабанова в ксенофобии.


юродивый

я вас спасу.

«про уродов и людей»


Суперспособность: мимикрировать под обстановку

Образ жизни: бродяжнический

Цели: найти дом

За что борется: за себя

Враги: общество

Где встречаются: «Я тоже хочу», «Мне не больно»,

«Про уродов и людей»

   

Классический «юродивый» у Балабанова: в принципе, многие неприкаянные персонажи Балабанова подходят под это определение, но отдельного внимания заслуживает персонаж «Счастливых дней», его дебютного изящного костюмного фильма, вольной экранизации пьес мастера абсурда Беккета. Безымянный персонаж Виктора Сухорукова, который из наивного дурачка превращается в озлобленного циника, — это на самом деле очень реалистичное изображение того, что происходит в современном обществе с «маленьким человеком» из русской классической литературы.






Блаженная

Не надо хорошего,
пусть будет так, как сейчас.

«Мне не больно»


Суперспособность: не помнить плохого

Образ жизни: богемный

Цели: быть счастливой

За что борется: за слабых

Враги: разумные люди

Где встречаются: «Морфий», «Про уродов и людей»

   

Классическая «блаженная» у Балабанова: женских персонажей у Балабанова наперечет, одной из главных, безусловно, стала Тата из «Мне не больно» в исполнении Ренаты Литвиновой, которая вместе с Ингеборгой Дапкунайте не раз снималась у Балабанова и под которую он специально писал роли. Смертельно больная «содержанка» в Питере 90-х — это и образ «идеальной» женщины, и прощальный привет времени, которое было и прошло.





ветеран

Издалека стрелять — это не война.

«кочегар»


Суперспособность: талант

Образ жизни: затворнический

Цели: довести начатое до конца

За что борется: за порядок

Враги: он сам

Где встречаются: «Война», обе части «Брата»,

«Я тоже хочу», «Мне не больно»

   

Классический «ветеран» у Балабанова: ветераны войн для служившего в Афганистане Балабанова — это главные и невидимые герои современной ему России, которая существует благодаря им. Майор в отставке из «Кочегара», сапер, контуженный в Афганистане, который работает и живет в кочегарке, а в свободное время пишет заново рассказ о ссыльных преступниках, которых подселяли к якутам в конце ХIХ века, — один из них. Герой, который в финале фильма идет в явно самоубийственной миссии мстить за свою дочь, внешне — копия молчаливого, вечно одетого в тельняшку и панаму режиссера.





{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}